Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монотонии




Художественно оправданное применение различных категорий

Тема 9. Образная мелодика

Мелодия речи как средство изобразительного показа зву­ковых явлений

Если произведение несет следы какого-либо говора или диалекта, характеризующегося определенной мелодизацией (напевностью), то чтец может имитировать соответственный напев речи (например, исполняя в этнографическом плане народные сказки).

Иногда мелодия речи служит средством изобразительного показа зву­ковых явлений (вой ветра, шум моря и т. п.). Например:

И над колодцами бадьи,

Качаясь, жалобно звенят,

Кричат

Под ветром жалобы свои;

Под ветром ржавые бадьи

Скрипят.

Верхарн. «Ветер» (Перевод В.Брюсова)

Для того чтобы помочь слушателям представить звуковую картину (того унылого скрипа, исполнитель может применить скользящую хрома­тическую мелодизацию речи с постепенными усилениями и ослаблениями громкости (однако не нарушая общей ритмической монотонии).

Исполнение должно быть разнообразным. Это положение вытекает из самой природы искусства. Однако разнообразие не должно превращаться и пестроту, в лоскутность; нельзя разрывать художественное единство произведения. Поэтому, широко и разнообразно пользуясь сменой инто­национных красок, чтец должен избегать резких и внезапных скачков от одной крайности к другой, т. е. дисгармонии (от предельной скорости к медли­тельности, от «фортиссимо» к «пианиссимо» и обратно). Это значит, что переходы всегда должны быть постепенными.

Контрастное сопоставление тоже вполне законно. Но использование контраста должно быть оправдано данными текста и замыслом чтеца, а соотношение контрастирующих элементов должно быть выверено, чтобы такой переход не дробил художественное целое.

Длительная монотонность затемняет, вуалирует смысл текста и быстро утомляет слушателей, но как своеобразная краска она может находить иногда вполне оправданное применение.

 

Рассмотрим несколько примеров закономерного, художественно оправ­данного применения различных категорий монотонии. Выразительным средством может быть отсутствие силовых модуляций. Иногда силовой монотон обусловливается чисто физическими причинами: усталость, болез­ненный упадок сил и т. п. Отсюда - бедность силовых модуляций при воспроизведении таких состояний. Например:

«А Варьке хочется спать. Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо ее высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как булавочная головка». (А. Чехов.)

В других случаях воздействие на слушателей оказывает отсутствие или бедность темповых переходов:

«Грозна, страшна грядущая впереди старость и ничего не отдает назад и обратно. Могила милосерднее ее; на могиле напишется: здесь погребен человек; но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости». (Н. Гоголь.)

Вполне закономерным приемом является также применение монотонии, когда подача текста на одном уровне высоты имеет психофизиологическое оправдание. Примером может служить следующий отрывок из романа К. Федина «Города и годы»:

«Напишите жене, напишите же-не! Марте Бирман... жене! Чтобы приехала жена, Марта, Марта!»

«...Аль-берт! Я здесь, здесь я, твоя Марта, Мартхен, твоя, твоя, здесь,

здесь...»

«...Темно, совсем темно. Не вижу. Напишите жене, прошу вас, жене.Марте Бирман, я скажу вам адрес...».

В этом примере высотная монотония может быть мотивирована так: 1) говорящий не слышит своего голоса (он глух); 2) ему нет надобности менять высоту, ему важно только то, чтобы его слышали (не так ли мы говорим с кем-нибудь на большом расстоянии?); 3) эта тирада представ­ляет собой однообразную, многократно повторяемую жалобу-просьбу и т. д.

Ритмическая монотония чаще всего имеет изобразительное оправдание. Так, в следующем отрывке ритмическая монотония (в соединении с бед­ностью других интонационных слагаемых) как бы воспроизводит судейское чтение «верст обвинительного акта»:

Скамьи, шашки, выпушки охраны,

Обмороки, крики, схватки спазм,

Чтенье, чтенье, чтенье — несмотря на

Головокруженье, несмотря

На пары нашатыря и пряный,

Пьяный запах слез и валерьяны,

Чтение без пенья тропаря,

Рама и жандармы-ветераны,

Шаровары и кушак царя,

И под люстрой зайчик восьмигранный.

Версты обвинительного акта...

Б. Пастернак. «Лейтенант Шмидт»

Однако монотонная речь сама по себе маловыразительна, и чтец для достижения художественной яркости и убедительности должен стремиться к разнообразию и гибкости интонаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.