КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность диверсификации
20.1. Тезисы Когда необходима диверсификация бизнеса? Какие существуют критерии вхождения в ту или иную отрасль? Какие существуют стратегии вхождения в новую отрасль? Какие стратегии используют диверсифицированные компании? Диверсификация (от лат. diversificatio — изменение, разнообразие) — это проникновение организации в другие отрасли. В однопрофильной компании менеджмент вырабатывает лишь одну стратегию конкуренции, а в диверсифицированной корпорации приходится создавать стратегии для разных видов деятельности в разных отраслях, а затем интегрировать их в единую многоотраслевую стратегию конкуренции. Необходимо отметить, что пока фирма получает прибыль за счет роста в уже освоенной отрасли, необходимости в диверсификации нет. То есть диверсификация не должна становиться стратегическим приоритетом до тех пор, пока не исчерпаны все возможности роста в основной сфере деятельности компании. Однако по мере замедления роста диверсификация становится привлекательным средством улучшения перспектив организации. Считается, что диверсификация необходима в следующих случаях, когда:
Решение о вхождении в ту или иную отрасль принимается на основе следующих критериев. 1. Привлекательность отрасли. Диверсификация должна обеспечивать приемлемую прибыль на вложенный капитал. 2. Объем затрат на вхождение в отрасль. Затраты не должны превышать потенциальной прибыли от работы в ней. 3. Появление дополнительных преимуществ. Диверсификация должна повышать эффективность подразделений организации. В зависимости от направления расширения фирмы выделяют следующие виды диверсификации. 1. Родственная диверсификация — это вхождение фирмы в отрасли, сходные по технологиям, системе поставок, каналам распространения, клиентуре с базовой отраслью организации. Она выгодна в том случае, если между цепочками ценности материнской и приобретаемой (создаваемой) компаний существует стратегическое соответствие (совпадение звеньев цепочки ценности). Наличие стратегического соответствия позволяет осуществлять следующие стратегические действия: § обмениваться конкурентно ценным опытом, технологическими ноу-хау и возможностями; § объединять родственные виды деятельности организаций для снижения издержек производства; § совместно использовать бренды на взаимовыгодной основе; § налаживать сотрудничество между организациями для создания конкурентно ценных возможностей и ресурсов. 2. Неродственная диверсификация — это вхождение фирмы в любые привлекательные отрасли, при этом не требуется подбирать предприятия со стратегическим соответствием. Достаточно, чтобы избранная отрасль соответствовала критериям привлекательности затрат на вхождение, а критерий, связанный с получением дополнительных преимуществ, играет в данном случае второстепенную роль. Организации, приобретаемые при неродственной диверсификации, должны удовлетворять следующим требованиям: § соответствие корпоративным целям прибыльности и окупаемости инвестиций; § отсутствие необходимости вложения значительных средств в замену устаревшего оборудования, расширение инвестиционного фонда, оборотных средств; § принадлежность к отрасли со значительным потенциалом роста; § широкий масштаб деятельности и, как следствие, возможность существенно увеличить общую производительность материнской фирмы; § устойчивость отрасли к экономическим спадам, изменениям в государственной политике. Зачастую при диверсификации в неродственные отрасли организация останавливает свой выбор на тех предприятиях, которые гарантируют быстрый финансовый рост. С этой точки зрения интерес представляют следующие два типа компаний: 1) фирмы с заниженной оценочной стоимостью — их можно дешево купить, а потом дорого продать; 2) фирмы, испытывающие финансовые затруднения — их тоже можно дешево купить, с помощью материнской компании вывести из кризиса, а потом либо включить в бизнес-портфель организации, либо выгодно продать. Бизнес-портфель — это совокупность бизнес-единиц диверсифицированной компании, работающих в разных отраслях. Диверсификация в неродственные отрасли имеет следующие преимущества: § предпринимательский риск распределяется по различным отраслям; § отсутствуют ограничения по числу отраслей, используемых для вложений ресурсов фирмы (по сравнению с ограниченным числом отраслей при родственной диверсификации); § обеспечивает более стабильную прибыльность, так как спад в одной отрасли может быть скомпенсирован подъемом в других. Однако диверсификация в неродственные отрасли имеет ряд недостатков: § появляются трудности при разработке стратегий для несхожих организаций, работающих в совершенно разных отраслях и конкурентных условиях; § отсутствует межфирменное стратегическое соответствие. 3. Комбинированная диверсификация совмещает родственную и неродственную диверсификацию, при этом часть подразделений корпорации работает в родственных отраслях, а часть — в неродственных.
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |