Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовая политика




Для достижения скоординированного функционирования всех элементов экономической системы необходимо регулирование. Под регулированием понимается воздействие на систему, обеспечивающее поддержание ее жизнеспособности и развития в желаемом направлении. Финансы представляют весьма эффективный, хотя и далеко не единственный рычаг, орудие экономического регулирования, особенно в экономике рыночного типа.

Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства.

Финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений.

Главное назначение финансовой политики — обеспечить финансовыми ресурсами реализацию государственных программ экономического и социального развития, т.е. обеспечить выполнение государством своих основных функций.

Для осуществления финансовой политики используется финансовый механизм, под которым подразумевают способы организации финансовых ресурсов, финансовых отношений, применяемых с целью создания условий, благоприятствующих экономическому развитию.

При осуществлении такой политики определяются основные направления использования финансов и осуществления практических действий, которые могут способствовать выполнению финансами их роли и в обществе.

Направления финансовой политики:

· во-первых, выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которые формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития кредитной системы, потребностей населения;

· во-вторых, определение основных направлений использования финансов на перспективный и текущий периоды исходя из путей достижения поставленной цели, учитывая международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов, а также осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.

Содержание финансовой политики раскрывается в ее структурных элементах, к которым относятся:

1. Выработка научно обоснованной концепции развития финансов осуществляется с целью выявления объективной потребности в реализации намеченных мероприятий финансовой политики.

Финансовая политика большинства государств основывается на различных концепциях государственного регулирования экономики. В зависимости от стадии экономического цикла (экономический спад, депрессия (стагнация), оживление, экономический подъем), на которой находится экономика страны, субъекты власти используют сдерживающую или стимулирующую (стабилизационную) финансовую политику.

В условиях экономического спада и депрессии происходят сокращение товарооборота, снижение платежеспособного спроса населения, доходов субъектов хозяйствования, уменьшение инвестиционной активности инвесторов, увеличение уровня безработицы, рост уровня инфляции. На этих стадиях экономического цикла государство использует стабилизационную финансо­вую политику, которая связана со стимулированием деловой ак­тивности субъектов хозяйствования путем снижения налогов и увеличения государственных расходов на поддержку стратегичес­ки и социально значимых отраслей экономики. В этих условиях государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы на финансовом рынке, поэтому политике в области управления дол­говыми обязательствами государства должно уделяться повы­шенное внимание.

На стадиях экономического оживления и подъема повышает­ся деловая активность субъектов хозяйствования, растет реаль­ный объем их доходов, увеличивается товарооборот, снижается социальная напряженность в обществе. В таких условиях государ­ство имеет возможность увеличить размер мобилизуемых дохо­дов, досрочно погашать имеющиеся долговые обязательства, проводить активную инвестиционную и инновационную поли­тику. Финансовая политика в данных условиях имеет сдерживаю­щий характер, что предполагает снижение государственных рас­ходов на стадиях экономического оживления и подъема и усиле­ние налогового бремени на стадии экономического подъема для предотвращения перегрева экономики и снижения темпов эко­номического роста.

Для достижения стабильности экономического развития функционирование экономики обеспечивается на основе действия встроенных стабилизаторов, к которым относится авто­матическое изменение налоговых поступлений и трансфертных платежей в зависимости от стадии экономического цикла. Если финансовая политика строится с учетом действия встроенных стабилизаторов, то при ее разработке особое внимание следует уделять составлению прогнозов экономического и социального развития государства, построению моделей развития налоговой и бюджетной систем, внутреннего финансового рынка в зависимости от стадии экономического цикла.

2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период базируется на целях и задачах экономической политики государства, выделении в составе экономики приоритетных отраслей, определении условий развития социальной сферы, на составе полномочий государственных и муниципальных органов власти в финансово-бюджетной сфере, оценке внутреннего и международного положения государства. Учет этих факторов позволяет разработать финансовую политику, отвечающую условиям экономического развития государства.

3. Разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу предполагает выработку путей реше­ния поставленных целей и задач, которые будут способствовать реализации основных направлений финансовой политики на оп­ределенном отрезке времени. Так, например, если ее задачей яв­ляется снижение объема государственного долга Российской Фе­дерации, то должны быть определены возможные пути реализа­ции этой задачи, среди которых можно назвать досрочное погашение имеющихся долговых обязательств, снижение объема заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках, проведение переговоров с кредиторами о возможности списания части долга. Однако следует учитывать, что разработка механиз­ма осуществления названных мероприятий по управлению государственным долгом Российской Федерации, его правовая регла­ментация относятся не к финансовой политике, а к ее реализа­ции соответственно в финансовом механизме и нормах финансо­вого права.

Финансовую политику классифицируют по следующим критериям:

по территориальному критерию выделяют общегосудар­ственную (федеральную), региональную и местную финансовую политику. Разработка финансовой политики на каждом уровне управления позволяет в дальнейшем обеспечить финансовую ос­нову развития как государства в целом, так и каждого территори­ального и муниципального образования;

по временному критерию В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика проявляется в финансовой стратегии и финансовой тактике.

Финансовая стратегия - это долговременная политика, рассчитанная на длительный период и осуществление крупномасштабных задач. (Проведение налоговой реформы, бюджетной реформы, политики в области управления государственным долгом РФ, пенсионной реформы, реформы образования и других отраслей социальной сферы).

Финансовая тактика направлена на использование финансов для достижения краткосрочных, текущих целей. Она обычно реализуется путем изменения организации финансовых связей, перемещения финансовых ресурсов, гибкого использования финансов как инструмента.

(Сни­жение ставки налога на добавленную стоимость и ставки единого социального налога, упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти в бюджетном процессе, введение адрес­ных социальных льгот и гарантий социально незащищенным, ма­лообеспеченным слоям населения).

в зависимости от объектов воздействия выделяют финансо­вую политику в сфере финансов субъектов хозяйствования и фи­нансовую политику в сфере государственных и муниципальных финансов.

В составе последней можно выделить бюджетную по­литику и политику в области государственного социального стра­хования.

Бюджетная политика государства — главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формиро­вании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений.

Финансовая политика РФ регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями.

Министерство финансов Российской Федерации - Федеральный орган исполнительной власти, Министерство финансов Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной финансовой политики и осуществляющий общее руководство организацией финансов в стране. Структурные подразделения - Административный Департамент

· Департамент управления делами и контроля

· Департамент бюджетной политики

· Департамент бюджетной политики в отраслях экономики

· Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки

· Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа

· Департамент бюджетной политики в сфере государственного управления, судебной системы, государственной и муниципальной службы Министерства финансов Российской Федерации

· Департамент межбюджетных отношений

· Департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов

· Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики

· Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности

· Департамент финансовой политики

· Правовой департамент

Существуют следующие направления финансовой политики России:

· Налоговое.

· Бюджетное.

· Денежно-кредитное.

· Социальное.

· Инвестиционная политика в области международных финансов.

Основными направлениями являются налоговое и денежно-кредитное, а остальные - производственными от остальных.

Важнейшей задачей налоговой политики является создание приемлемых для государства и субъектов хозяйствования условий налогообложения, обеспечивших успех финансового положения реального сектора экономики. К таким задачам налоговой политике относятся:

1.Комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижение уровней не платежей в народном хозяйстве.

2.Пересмотр имеющихся налоговых и таможенных льгот.

3.Реструктуризация задолжностей по платежам в бюджетные и внебюджетные фонды.

Основной задачей бюджетной политики является преодоление бюджетного кризиса (главное здесь рост объема бюджета, т.е. расходов и доходов).

1.Сокращение государственных доходов.

2.Реструктуризация государственного года.

3.Инвентаризация внешних и внутренних заимствований и резервов их использования.

Важнейшими задачами денежно-кредитной политики является преодоление банковского кризиса и реструктуризация банковской системы, восстановление доверия населения к кредитным организациям, стимулирование организованных сбережений населения, регулирование курса рубля по отношению к иностранной валюте, пополнение золотовалютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу, регулирование процентных ставок, расширение денежного предложения. Стоит задача, чтобы рубль соответствовал иностранным валютам, надо, чтобы курс рубля повышался. Регулирование процентный ставок – ставка рефинансирования зависит от уровня инфляции.

Реформирование финансов - Действия правительства по преобразованию финансовой системы. Производятся с целью приспособления финансовой системы страны к дальнейшему развитию и повышению эффективности, подотчетности и прозрачности управления государственными финансами, что должно способствовать повышению уровня благосостояния населения и обеспечению устойчивого экономического роста.

На любом этапе развития общества финансовая политика должна решать следующие задачи:

1. Обеспечение условий для роста финансовых ресурсов.

2. Обеспечение рационального распределения и эффективного использования финансовых ресурсов.

3. Достижение более высокого уровня жизни народа и изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа.

4. Выработка адекватного условиям хозяйствования финансового механизма, обеспечивавшего реализацию предыдущих задач.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.