Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая оценка финансовой политики России




Общая концепция финансовой политики России начала формироваться в середине XIX в. и к началу XX в. приобрела определенную завершенность.

Одним из конструктивных принципов, составляющих общую концепцию финансовой политики, был принцип организации финансовой деятельности правительства на основе максимально возможной централизации денежных средств. Финансовая централизация, которая предусматривала монополию государства в организации финансовых отношений, стала главным принципом финансовой политики Советского государства. Роль государства в развитии общества значительно возросла, так как оно непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности.

В условиях административно-командной системы управления государству довольно длительное время удавалось не допускать видимой формы инфляции и бюджетного дефицита благодаря финансовой централизации.

В 1985 г. правительством был провозглашен курс на перестройку системы управления. Отказ от монополии государственной собственности на средства производства стал причиной кризиса планово-директивной финансовой политики СССР. Был принят пакет государственных законов и постановлений, направленных на сокращение сферы государственного планирования и расширение прав предприятий и отраслей народного хозяйства. Изменение финансовой политики выражалось в снижении степени финансовой централизации и увеличении финансовой самостоятельности предприятий и отраслей экономики.

Частичный отказ от финансовой централизации не обеспечил повышения эффективности экономики и оздоровления финансов. Обострение финансовой ситуации в стране стало основой для перехода от административно-командной системы управления к рыночному механизму регулирования экономики.

В 1992 г. государство провозгласило курс на рыночные отношения, что потребовало коренной перестройки всей экономики в целом, и финансов в частности. Огромное значение в данном процессе имели разгосударствление и появление хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и форм собственности. На месте государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества, малые предприятия, арендные предприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и т.д.; возникли и институты рыночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды и т.д.

Рыночная экономика усилила роль финансов.

Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов возникли новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между которыми усложнились.

Во-вторых, финансы стали самостоятельной формой денежных отношений, приобрели некую обособленность. Это обусловлено тем, что в рыночных отношениях деньги (материальная основа финансов), выполняя функцию средств обращения, становятся капиталом, т.е. самовозрастающей стоимостью.

В-третьих, происходит смена приоритетов: постепенное снижение роли финансов на макроуровне и увеличение значения финансов на микроуровне.

Структурные преобразования вызвали значительный спад производства, распад целых отраслей, а следовательно, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и другие негативные моменты переходного периода.

В руках государства находятся такие финансовые инструменты, как бюджет, уровень его дефицита, налоги, кредитно-денежная политика, трансферты и др. Например, Правительство Российской Федерации в качестве основного метода борьбы с инфляцией избрало метод существенных ограничений денежной массы. Финансовая политика в настоящее время находится под воздействием сторонников монетаристской теории, отводящей главную роль жесткой кредитно-денежной политике. Монетаристские идеи Международного валютного фонда (МВФ), внедряемые в России, были направлены на ослабление национальной валюты и создание условий для долларизации расчетов. Выполняя рекомендации МВФ, российское правительство довело уровень денежной массы до критически малой величины. Недостаток денежной массы возмещается либо суррогатом денег, либо иностранной валютой.

Финансовая ситуация, сложившаяся в России в начале 1998 г., характеризовалась ухудшением собираемости налогов. В этот период был намечен ряд мероприятий по совершенствованию финансовой политики.

Основная задача — снижение дефицита федерального бюджета. В этой связи изменился механизм финансирования дефицита бюджета. Вместо прямого заимствования средств у Центрального банка возникла система государственных краткосрочных обязательств, которые государство стало продавать субъектам рынка, нерезидентам, населению. В связи с этим появилась новая статья бюджетных расходов — обслуживание внутреннего долга, который на 1 октября 1998 г. составил 699 млрд. руб.

Доля расходов бюджета на обслуживание внутреннего долга стала самой большой статьей федерального бюджета, превысив более чем в два раза расходы на народное хозяйство. Краткосрочный характер долговых обязательств, допуск нерезидентов на рынок государственных казначейских обязательств (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ) оказали решающее влияние на дестабилизацию курса отечественной валюты. Негативные последствия такой бюджетной политики проявились, в конечном счете, в системном финансовом кризисе 17 августа 1998 г., именуемом дефолтом.

Финансовый кризис показал, что курс рубля находится под влиянием структуры внутреннего долга и механизма его финансирования. Основу внутреннего долга России составляли «короткие» деньги. Иностранные инвесторы, которые купили 30% ГКО - ОФЗ, следили за политической ситуацией в стране и при первых симптомах кризиса изъяли свои вклады, разрушив банковско-финансовую систему страны.

Финансовая политика России за последние годы шла вразрез с интересами субъектов воспроизводственного процесса. Ресурсы бюджета не использовались для структурной перестройки экономики, обновления технологии. Рост внутреннего и внешнего долга, инфляция, утечка капиталов из страны, рост дефицита бюджета, снижение ВВП, постоянный рост безработицы — все эти факторы привели к кризисному состоянию экономики. В такой ситуации задача финансовой политики — разработка экстренных мер по выходу из кризиса.

Президиум правительства 13 июля одобрил социально-экономический прогноз на 2010-2012 годы, разработанный Минэкономразвития. В качестве базового сценария на следующие три года принят умеренно-оптимистичный вариант. Он предусматривает постепенный рост ВВП: в 2010 году – на 1%, в 2011-м – на 2,6%, в 2012-м – на 3,8%. Простимулировать рост за счет увеличения дефицита бюджета должно государство.

Благодаря чему же правительство планирует перейти к экономическому росту уже в этом году? Это не оговорка. Несмотря на общее падение по итогам всего 2009 года, согласно умеренно оптимистичному сценарию, правительство рассчитывает на экономический рост уже во II-м полугодии 2009-го. Во второй половине этого года правительство намерено потратить около 60% расходной части бюджета на этот год, и простимулировать спрос – основу экономического роста.

Улучшить же показатели 2010 года планируется за счет ключевого решения, принятого на прошлой неделе – увеличить дефицит бюджета на 2010 год с 5,5% до 6,5% от ВВП. Увеличение дефицита бюджета означает, что государство в кризисное время намерено тратить, замещая упавший спрос со стороны населения и предприятий.

Умеренно оптимистичный сценарий предполагает оживление экономики также за счет продолжения инвестиционных программ естественных монополий, абсолютно все из которых контролируются тем же государством.

Как рассчитывают авторы прогноза, расширение банковского кредитования, в свою очередь, тоже поспособствует росту частного инвестиционного и потребительского спроса. Ряд экспертов согласен с последним утверждением. Заместитель генерального директора управляющей компании «Альфа-Капитал» Илья Хайкин заявил РИА Новости, что действия правительства, направленные на насыщение ликвидностью финансовой системы, станут ощутимы уже в 2010 году, что положительным образом скажется в целом на экономике всей страны.

Разумеется, на финансирование дефицита госбюджета потребуются дополнительные средства. В 2010 году справиться с дефицитом в 6,5% от ВВП правительству будет вполне по силам. Во-первых, в Резервном фонде еще остаются значительные суммы. Во-вторых, в ближайшее время правительство России, в случае необходимости, имея очень низкий уровень внешнего долга, может на относительно выгодных условиях выйти на внешние рынки займов.

 

Для естественных же монополий, находящихся под контролем государства, правительство подготовило традиционный источник новых средств на инвестиции – повышение тарифов на газ, электричество, железнодорожные перевозки, как для предприятий, так и для населения.

Правда, позитивный эффект от повышения тарифов для самих госмонополий может не принести общеэкономических выгод. Повышение тарифов негативно отразится как на предприятиях реального сектора, так и на доходах граждан. Уровень же потребления, который может позволить себе население, весьма значим для экономического роста.

 

Надо отметить, что базовый сценарий Минэкономразвития проработало, исходя из достаточно умеренных цен на нефть: $55 за баррель в 2010 году, $56 – в 2011-м, $57 – в 2012 году.

Но на всякий случай Минэкономразвития проработало и дополнительный – нефтяной сценарий. Он предполагает более бурное оживление экономики России на фоне более интенсивного восстановления всей мировой экономики и роста цен на нефть. По этому варианту, российская нефть Urals будет стоить $60 за баррель в 2010 году, $70 – в 2011 году и $77 – в 2012 году.

 

В Международном валютном фонде говорят об ослаблении финансовой политики в России. "Мы отмечаем некоторое ослабление финансовой политики в РФ.

По словам главы МВФ, Центробанк РФ "взял на себя ответственную задачу по снижению уровня инфляции и, что более важно, - сделал ее первоочередной".

Перед Россией стоят задачи по модернизации банковской системы, отметил Родриго де Рато. Он поддержал усилия российских властей в сфере совершенствования банковского сектора.

Де Рато отметил, что рост экономики России ускорился и в текущем году прогнозируется экспертами МВФ на уровне 6,5%. При этом крайне важно использовать средства от экспорта энергетических ресурсов на развитие других секторов экономики, добавил де Рато.

5 сен - РИА Новости. Минфин РФ считает необходимым сократить использование средств резервного фонда на сбалансированность федерального бюджета, сохранив при этом запланированный объем госзаимствований, сообщил в субботу журналистам вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин.

 

" Предварительное предложение Минфина - не уменьшать заимствования, а уменьшать использование резервного фонда в 2010 году", - сказал он, отметив, что окончательное решение будет приниматься на заседании бюджетной комиссии при правительстве 14 сентября.

Данное предложение, уточнил Кудрин, базируется на том, чтобы не направлять допдоходы (если цена на нефть превысит прогнозные 58 долларов за баррель) на увеличение бюджетных расходов. "Тогда небольшая часть резервного фонда останется по итогам 2010 года", - отметил глава Минфина.

Министр уточнил, что инициатива Минфина не направлять на расходы дополнительные доходы бюджета от высоких цен на нефть основана на том, чтобы не создавать риски по "разгону инфляции".

"Основные направления бюджетной политики на 2010-2012 годы", одобренные правительством в июле, предполагают, что из резервного фонда на покрытие дефицита бюджета в 2010 году будет направлено 1,674 триллиона рублей, или 4% ВВП, и средства фонда в следующем году практически исчерпаются. Объем государственного долга России, согласно документу, вырастет в 2010 году до 13,4% ВВП с 10,5% ВВП в этом году, причем внешний долг возрастет до 2,097 триллиона рублей с 1,361 триллиона, а внутренний - до 3,592 триллиона рублей с 2,698 триллиона.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.