Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, цели, задачи и основные направления реализации инвестиционной политики




Вопрос 2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

 

В современной российской экономике намечаются перспективные направления взаимодействия средств иностранных инвесторов и капитала акционерных обществ: участие иностранного капитала в развитии эк-спортно-ориентирующих сырьевых и энергетических отраслей России; инвестиционное сотрудничество и кооперация в конкурентоспособных на мировом рынке отраслях с высоким научно-техническим потенциалом (при ограниченном доступе в космическую и атомную промышленность); привлечение иностранных инвестиций в целях модернизации и реконструкции технически отсталых отраслей, выпускающих потребительскую продукцию для наполнения внутреннего рынка, например, автомобильной промышленности, электроники, легкой и пищевой отраслей; портфельные иностранные инвестиции, вложенные в акции предприятия.

В наиболее развитых странах мира инвестиционная политика ставится во главу угла всех принимаемых решений на макроуровне: объем инвестиций рассматривается в качестве важнейшего критерия устойчивого развития национальной экономики, а динамика инвестиционных вложений как индикатор состояния эффективного совокупного спроса, как фактор, влияющий в будущем на объем национального производства, уровень занятости и потребления населения.

Инвестиционная политика является важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны. При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение научно-технического прогресса (НТП), на изменение структуры общественного производства, решение социальных проблем.

В экономическом словаре содержится следующее определение: «Инвестиционная политика — совокупность хозяйственных решений, определяющих основные направления капитальных вложений, меры по их концентрации на решающих участках, от чего зависят достижение плановых темпов развития общественного производства, сбалансированность и эффективность экономики, получение наибольшего прироста продукции и национального дохода на каждый рубль затрат».

Под инвестиционной политикой многие специалисты предлагают понимать целенаправленную деятельность государства по обеспечению благоприятных условий для осуществления инвестирования, эффективного использования инвестиционного потенциала страны в целях подъема экономики и решения задач социально-экономического развития.

В настоящее время важно кроме государственной инвестиционной политики различать отраслевую, региональную и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она должна способствовать активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.

Государственная инвестиционная политика, как часть общей финансовой политики, представляет собой основанную на финансовых отношениях и приоритетах их развития систему мер и действий в области управления органами государственной власти и местного самоуправления инвестиционным процессом и финансовыми инвестиционными ресурсами, направленную на активизацию инвестиционной деятельности в стране.

Для эффективной реализации региональных инвестиционных проектов необходима реализация мер в следующих направлениях.

Во-первых, необходим мониторинг всех реализуемых в рамках этих программ проектов, по результатам которого должны быть отобраны проекты с наиболее короткими сроками окупаемости и лучшими показателями эффективности налогового потенциала, числом создаваемых рабочих мест.

Во-вторых, необходимо провести работы по выявлению новых эффективных проектов, отвечающих указанным выше критериям, для включения их в инвестиционную программу региона. При этом необязательно, чтобы это были лишь инвестиционные проекты. В регионах имеется множество предприятий, готовых возобновить производство при восполнении нехватки оборотных средств. Поддержка таких предприятий во многих случаях может дать гораздо более быстрый эффект, нежели инвестиционные проекты.

Наиболее эффективными мероприятиями по стимулированию инвестиционной активности акционерных обществ является концентрация имеющихся ресурсов на приоритетных направлениях развития национальной экономики. Для этого необходимо создание системы финансово-кредитных учреждений для финансирования инвестиционных проектов, пользующихся поддержкой государства, а также рациональное использование государственных инвестиций и совершенствование механизма формирования федеральных инвестиционных программ. Необходима государственная поддержка импорта современных технологий и оборудования для реализации приоритетных инвестиционных проектов, а также осуществление государственных закупок капиталоёмкого оборудования с последующей передачей его в лизинг эксплуатирующим предприятиям.

Экономическое содержание инвестиционной политики зависит от уровня субъекта инвестиционного рынка, определяется целями инвестора и особенностями сложившейся экономической ситуации, обуславливающей задачи и механизмы реализации.

На макроуровне цели инвестиционной политики отражают необходимость решения стратегических задач: экономического роста, повышения конкурентоспособности государства, создания благоприятных условий для инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов.

На региональном уровне назначением инвестиционной политики является мобилизация инвестиционных ресурсов, определение приоритетных направлений их использования, установление правил инвестиционной деятельности в пределах региона.

На уровне предприятия целями инвестиционной политики являются выбор и реализация наиболее выгодных путей обновления и расширения внеоборотных активов, формирование долгосрочной программы капиталовложений на основе отбора проектов, способствующих реализации стратегических целей предприятия.

Наибольшее совпадение интересов государства и предприятий наблюдается именно в области инвестиционной политики.

Финансовая инвестиционная политика представляет собой основанную на финансовых отношениях и приоритетах их развития систему управления финансовыми ресурсами в процессе осуществления инвестиционно-финансовой деятельности всеми экономическими субъектами — государством и предприятиями (организациями, корпорациями).

Финансовая инвестиционная политика представлена двумя составляющими: государственной и корпоративной финансовой инвестиционной политикой. Финансовая политика предприятий в инвестиционной сфере сводится в основном к определению направлений и оптимизации источников инвестирования, основываясь на критериях эффективности инвестиций.

Финансовая политика государства в инвестиционной деятельности связана с созданием условий для привлечения инвестиций (отечественных и иностранных) в российскую экономику, т. е. с созданием оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала, хотя государство и само выступает в качестве инвестора, сообразуясь с критериями и подходами при частном инвестировании.

Инвестиционная политика как система мер и управленческий комплекс воздействия на развитие экономической системы должна включать, как минимум, три структурных блока (рис. 4).

Первый блок — это идейное и концептуальное подготовка.

На первом этапе формируется совокупность целей и ценностных установок. Исходя из них, выявляются проблемы, мешающие достижению этих целей.

Следующий этап — принятие финансовых решений, их идейно-экономическое обоснование.

Второй блок — отражает перевод финансовых решений, определенных в первом блоке, в программу реализации инвестиционной политики в виде конкретных предложений, мер и действий, порядок их осуществления.

 

Рис. 4. Структурно-логическая схема разработки инвестиционной политики субъектов экономической системы

 

Третий блок — разработка в рамках существующей нормативно-правовой базы текстов документов. Он представляет собой пакет инвестиционных проектов, нормативно-правовых и организационно-управленческих актов по реализации инвестиционной политики.

Таким образом, вся упомянутая цепочка представляет собой конкретное отражение классической взаимосвязи в системе управления, а именно: обозначение и задание функции цели, выбор инструментов управления системой, непосредственно управление и обратная связь с точки зрения оценки результатов и корректировки управленческих действий.

Традиционно выделяют четыре модели финансовой политики в области инвестиций, которые в разные периоды и у различных стран, в отдельности или в сочетании либо доминировали, либо серьезно принимались во внимание.

1. Политика «технологического толчка» исходит из того, что именно наука и техника являются основными импульсами нововведений, что за их развитие отвечает прежде всего государство и что оно, обладая для этого необходимыми финансовыми ресурсами, экспертизой и информацией, способно точно определить направления этого развития. Такой вариант исходит из наличия научно-технических и социально-экономических проблем и предусматривает для их решения разработку различных государственных программ, крупных капиталовложений и других прямых форм государственного участия. Названная модель лучше всего развивает науку, особенно фундаментальную, и военно-промышленный комплекс как нерыночный сектор экономики, но без особой связи инвестиций с рынком и производством. Здесь финансовая политика государства фактически сводится к финансированию военно-промышленной индустриализации.

2. Политика «ориентации на спрос» предусматривает главенствующую роль рыночного финансового механизма в распределении финансовых ресурсов, в выборе будущих направлений и технологических возможностей. Она также исходит из того, что НИОКР важны для технологических изменений и нововведений, но требует ограничения роли государства финансированием фундаментальных исследовании и созданием финансового климата и информационной среды для нововведений в фирмах, сокращения прямого его участия в разработках, демонстрационных проектах и исследованиях рынка, а также уменьшения всех форм регулирования, не способствующих стимулированию рыночной инициативы (прежде всего в области здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды) и эффективной перестройки экономики.

3. Финансовая политика «социальной ориентации» (например, ее скандинавские варианты) исходит из того, что нововведения, обеспечиваемые действием только рыночного механизма, остаются безразличными к общечеловеческим ценностям и могут нанести вред обществу. Отсюда в центр внимания должны ставиться социальные последствия НТП, предусматриваться определенное социальное регулирование, процесс принятия решения должен базироваться на определенном социально-политическом консенсусе с привлечением широкой общественности. Элементы такого подхода присутствуют в финансовой политике скандинавских стран, прежде всего, в виде учета интересов престарелых и молодежи.

4. Финансовая политика «общей трансформации экономической структуры» отражает долгосрочное взаимодействие технологии и общества. Она предполагает сильное воздействие передовой технологии на решение социально-экономических проблем, на изменение отраслевой структуры, на поведение хозяйственных субъектов, уровень жизни и т. д. Все это требует новых форм организации, новых механизмов управления, системных взглядов на развитие науки и техники, на их взаимодействия и последствия. Такая стратегия базируется на концепции прогнозирования. Сюда включается оценка динамики отраслевой структуры экономики с учетом научно-технических факторов и приоритетов, выбор и стимулирование тех вариантов технологии, которые потребуются промышленности через 10—20 лет, информационно-аналитическая работа по оценке будущих тенденций мировой конкуренции и изменений в структурах рынков, оценка зависимости от ресурсов и, наконец, разработка внешнеэкономической стратегии. Таким образом, прогнозирование становится как бы интегральным элементом всей финансовой стратегии этих стран.

 

Финансовая политика современной России не может быть отнесена с достаточной точностью к какой-либо из названных моделей политики, хотя она, скорее всего, ближе к политике «ориентации на спрос», по крайней мере, в части отхода государства от социальной поддержки и поддержки фундаментальной науки.

Важным является согласование инвестиционной политики хозяйствующих субъектов различных уровней управления. При формировании инвестиционной политики на мезо— и микроуровне следует исходить из общегосударственных приоритетов, однако по ожидаемым результатам она может быть преимущественно ориентирована на реализацию локальных интересов. Кроме того, инвестиционная политика должна обеспечить возможность принятия перспективных решений, основанных на требованиях текущего момента, а также указать, каким образом должны быть достигнуты цели, отвергая действия и варианты, идущие вразрез с установленными в ней параметрами и ориентирами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.