КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы инвестиционной политики и инвестиционный механизм
Финансовая политика государства в инвестиционной сфере связана с созданием условий для достижения ее цели, в частности, для привлечения инвестиций (отечественных и иностранных) в российскую экономику, т. е. с созданием оптимальных условий для наиболее полной реализации инвестиционного потенциала страны. Одновременно государство и само выступает в качестве инвестора, сообразуясь с критериями эффективности и подходами при частном инвестировании. Эффективная инвестиционная политика обеспечивает высокую отдачу инвестиций, значимый экономический и социальный эффект (результат) в виде ускорения темпов роста для производства и увеличения объема общественных благ, т. е. высокую эффективность производственного и непроизводственного накопления в стране. На наш взгляд, инвестиционная политика должна осуществляться на основе следующих принципов: эффективность; целенаправленность; гибкость; системность; многовариантность; комплексность. Основными направлениями инвестиционной политики должны выступать меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, повышению эффективности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышения жизненного уровня населения. В то же время результат осуществления инвестиционной политики оценивается в зависимости от объема вовлеченных в развитие экономики инвестиционных ресурсов. Структура инвестиционного механизма включает следующие блоки: мотивационный; ресурсного обеспечения; правового регулирования; информационно-методического обеспечения; организационного обеспечения инвестиционной деятельности. При этом каждый из перечисленных блоков имеет относительно самостоятельное содержание и целевое предназначение. Организационные процессы осуществления инвестиционных вложений и выбора их характеристик охватывают все стадии инвестиционного цикла — от возникновения идей до управления реализацией проекта. Целевым ориентиром разработки инвестиционной политики логично принять максимизацию использования возможностей инвестиционного механизма, который обладает качеством постоянного развития (инновационные механизмы и функции), с одной стороны, с другой — обеспечение выживаемости предприятия в долгосрочном периоде, качественной особенностью которого признается учет постоянства перемен. Реализация инвестиционной политики предполагает формирование научно обоснованного механизма, способствующего воплощению в жизнь всех инвестиционных решений. Инвестиционный механизм представляет собой специализированную совокупность экономических и хозяйственных регуляторов. Для оценки инвестиционного механизма важно, чтобы его структурные характеристики и функции были в необходимой степени детализированы и сгруппированы. Факторы, влияющие на инвестиционный механизм, можно условно разделить на 6 групп: 1) качество организационных структур инвестиционного процесса (наличие и уровень развития и взаимодействия его элементов); 2) уровень использования современного методологического и методического обеспечения; 3) применение систем информационно-аналитической поддержки инвестиционных решений и систем корпоративного управления; 4) инвестиционная привлекательность предприятия; 5) инвестиционная привлекательность региона, отрасли, страны; 6) общие условия инвестиционной деятельности — правовые, нормативные, юридические, политические, социальные и другие характеристики. Основными регуляторами инвестиционного механизма являются (рис. 6): • выбор источников и методов финансирования инвестиций; • определение сроков реализации основных мероприятий; • создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций; • создание благоприятных условий для привлечения инвестиций; • выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики.
Рис. 6. Структура механизма реализации инвестиционной политики
Государственная инвестиционная политика должна состоять из комплекса взаимоувязанных, последовательных этапов деятельности: 1) формирования научно обоснованной стратегии (приоритетов) инвестиционного развития страны; 2) конкретизации направлений финансово-инвестиционной политики; 3) разработки по элементам финансового механизма реализации инвестиционной политики (стратегии и тактики); 4) разработки и реализации инвестиционной программы. Для успешного развития инвестиционной сферы необходимо формирование четкой стратегии инвестиционного развития на долгосрочную перспективу. Отсутствие такой стратегии приводит к тому, что при определении государственными структурами направлений и пропорций распределения бюджетных средств, привлечении и размещении инвестиций, выборе приоритетных инвестиционных проектов имеют место такие негативные явления, как: низкая эффективность использования инвестиционного потенциала, разобщенность действий со стороны различных органов власти, возникновение административных барьеров, непрозрачность разрешительных процедур и, как следствие, снижение уровня инвестиционной привлекательности. Форму реализации инвестиционной стратегии в разрезе наиболее важных аспектов инвестиционной деятельности на отдельных этапах ее осуществления представляет финансово-инвестиционная политика, которая является процессом, осуществляемым в рамках стратегических решений и текущих финансовых возможностей страны и региона. Стратегическое управление инвестиционной деятельностью получает свою дальнейшую конкретизацию в форме тактического управления этой деятельностью путем разработки финансового механизма реализации направлений финансовой инвестиционной политики формирования инвестиционной программы и портфеля инвестиционных проектов. Инвестиционная программа содержит перечень конкретных мероприятий по реализации приоритетных задач инвестиционной политики с указанием сроков, финансового обеспечения, ответственных исполнителей, прогнозируемых результатов. Основной проблемой при формировании инвестиционной программы является выбор критериев отбора приоритетных инвестиционных проектов. Обычно таковыми считаются инвестиционные проекты, несущие в себе в первую очередь социальную эффективность, т. е. проекты, реализация которых приводит к увеличению числа рабочих мест, улучшению охраны здоровья людей, решению экологических проблем и т. д. Вместе с тем, инвестиционная программа должна содержать также проекты, нацеленные на создание экономических точек роста и способствующие развитию экономики в стратегической перспективе. Таким образом, приоритетные инвестиционные проекты в составе инвестиционной программы в современных условиях должны определяться с использованием комплексной системы социальных, экономических и иных критериев. Главным условием активизации инвестирования является разработка эффективного федерального и регионального финансового механизма реализации инвестиционной стратегии и тактики. Целенаправленное воздействие структур управления на всех участников инвестиционного процесса в интересах достижения намеченных целей инвестиционного развития составляет содержание этого механизма. Он представляет собой совокупность форм и методов мобилизации и размещения инвестиционных ресурсов, инструментов и рычагов воздействия на инвестиционные процессы в целях обеспечения ускоренного инвестиционного, экономического и социального развития страны. В Федеральном законе от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», определены формы и методы регулирования инвестиционной деятельности. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем: • совершенствования налоговой системы, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; • установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера; • защиты интересов инвесторов; • предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условии пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации. Государственная финансовая политика в сфере инвестиций реализуется в форме двух основных направлений: прямое государственное финансирование программ; косвенное финансирование и стимулирование предприятий. Государственная поддержка инвесторов, направленная на стимулирование притока инвестиций в интересах развития страны, включает в себя также государственные гарантии, государственные льготы, возмещение убытков инвесторам. Государственные гарантии — обязательства от имени органов государственной власти обеспечить надлежащее выполнение условий, на которых были привлечены инвестиции. Условия предоставления гарантий должны регламентироваться федеральный и региональным законодательством об инвестиционной деятельности и политики. Источниками обеспечения государственных гарантий могут быть: средства бюджета; недвижимость и другое имущество, являющееся государственной собственностью; активы внебюджетных фондов; другие возможные источники. Кроме того, могут быть предусмотрены гарантии для банков, направляющих свои ресурсы на финансирование приоритетных инвестиционных и инновационных проектов. Государственные льготы предоставляются юридическим лицам, осуществляющим инвестиционную деятельность в отношении объектов инвестирования. Государственные льготы должны закрепляться законодательно, исходя из реальных финансовых возможностей, одновременно с принятием закона о бюджете. Государственные льготы могут предусматривать следующие меры: 1) установление льготных налоговых ставок, временное освобождение от уплаты налогов, отсрочку либо рассрочку уплаты налогов в бюджет (ст. 66 часть 1 НК РФ – налоговый кредит от 1 года до 5 лет ); 2) предоставление льготных займов (кредитов), поручительств (гарантий) займов; 3) конверсия задолженности в акции; 4) предоставление госзаказов на льготных условиях, оказание помощи по созданию инфраструктуры, предоставление аренды с правом выкупа земельных участков, зданий, сооружений, помещений, офисов, складов; 5) недопущение незаконных ограничений деятельности субъектов инвестиционного процесса, препятствующих исполнению ими обязательств перед инвесторами. Для возмещения убытков инвесторов в случаях, предусмотренных законодательством, предполагаются те же источники возмещения, что и для обеспечения государственных гарантий. Государственное финансирование инвестиционных проектов может осуществляться и за счет государственных внешних заимствований. Государственными внешними заимствованиями Российской Федерации являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства РФ как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственные внешние заимствования РФ формируют государственный внешний долг РФ. В рамках финансовой политики важно четко распределить полномочия между федеральными, региональными и местными органами власти и управления. На федеральный бюджет, с одной стороны, возлагаются функции финансового обеспечения стратегических инвестиционных программ, вытекающих из общенациональных интересов и функционально ориентированных на сохранение единого экономического пространства, а также обеспечения народнохозяйственной сбалансированности как одного из условий формирования устойчивой модели функционирования макроэкономической системы. С другой стороны, прерогативой центра является бюджетно-налоговое воздействие на нижестоящие уровни управления, выражающиеся не столько в регулировании инвестиционной деятельности, сколько в создании макроусловий повышения инвестиционного спроса и улучшения инвестиционного климата с общецелевым приоритетом на активизацию инвестиционных процессов в рамках территорий и страны в целом. На региональный бюджет ложится основная нагрузка по финансированию развития материальной базы социальной сферы региона, а также по поддержке основных направлений структурной перестройки сферы производства, формирования «полюсов роста» как совокупности отдельных видов производств, предприятий и отраслей региональной экономической системы, обеспечивающей мультипликативное воздействие на интенсификацию развития других ее составляющих элементов. Местные бюджеты принимают участие в реализации инвестиционных программ макроуровня через финансирование социальной инфраструктуры, формирование которой обеспечивает благоприятную среду жизнеобитания и тем самым создают условия для реализации инвестиционных программ. Обе формы финансового инвестиционного механизма применяются во всех развитых странах, при этом постоянно меняется соотношение между ними в зависимости от целей и задач государства. Первый механизм в большей степени оказывает влияние на ускорение прогресса в сфере научных исследований и освоение новейших капиталоемких отраслей промышленности (атомная, космическая промышленность — в 1960-1970-е гг., робототехника, биотехнология — в 1980-1990-е гг.). Второй механизм ориентирован на повышение общего уровня техники и технологии, внедрение результатов прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок, изобретений и нововведений, а в конечном итоге — на рост конкурентоспособности национального производства. Однако, как показывает мировой опыт, эффективность государственного регулирования в области инвестиций может быть достигнута только при соблюдении условия рационального сочетания всех форм и методов.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |