Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая сущность процесса понимания текста




Главный вопрос, который возникает при рассмотрении процесса понимания связан с выявлением его соотношения с процессом мыш­ления. В интересах корректного разрешения данной задачи Л. П. Доб­лаев предлагает различать два вида понимания – понимание в широком и узком смысле.

Понимание в широком смысле - это установление существенных связей и отношений между предметами реальной действительности посредством применения имеющихся знаний. В этом плане оно может быть рассмотрено как процесс реализации различных познавательных процессов, на который существенное влияние оказывают эмоциональ­ная сфера, личность в целом.

Понимание в узком смысле - это компонент только мышления как процесса обобщенного и опосредованного отражения существенных свойств и связей между предметами и явлениями. В дальнейшем ав­тор рассматривает понимание только в узком смысле как компонент мышления.

В этом случае понимание школьником учебного текста может быть рассмотрено как элемент процесса решения тех мыслительных задач, которые содержатся в самом этом тексте. При этом процесс мышле­ния распадается на две основные составляющие:

1) воспринимающая часть процесс а - собственно понимание;

2) исполнительная часть процесса - решение задачи.

Понимание как воспринимающая часть процесса мышления вклю­чает в себя следующие моменты:

· осознание вопроса задачи;

· установление связей между ее данными и этих данных с вопро­ сом;

· выбор альтернатив и обнаружение «скрытых» проблем;

. постановка перед собой промежуточных вопросов.

Исполнительная часть процесса мышления предполагает оперирование данными и результатами промежуточных действий с целью получения ответа на все поставленные вопросы.

Эти два компонента мышления – понимание и решение не изолированы, а взаимно дополняют друг от друга в интересах успешного решения возникающей задачи. Однако есть виды деятельности, в которых понимание и решение реализуются как достаточно самостоятельные процессы. Как правило, это происходит при столкновении человека с так называемыми «специфическими» объектами. Они пред­ставляют собой данные без выраженного вопроса, но содержащие та­кие условия, которые порождают вопросы. В этом случае понимание возникает на начальной стадии мышления и связано с обнаружением самого вопроса.

Применительно к работе с текстами процесс понимания активизиру­ется в тех случаях, когда прежних знаний оказывается недостаточно для усвоения нового содержания. В этом случае у школьников возникают вопросы, ответы на которые они не могут дать на основе имеющихся у них знаний. Это заставляет их прибегать к использованию мыслитель­ных приемов конструирования новых знаний. Соединяя полученные самостоятельно ответы с содержанием текста, они достигают его пони­мания.

Все это позволяет сделать вывод о том, что понимание в узком значении - может быть рассмотрено как компонент мышления, состоя­щий в выявлении и разрешении скрытых (невыраженных) вопросов в проблемных ситуациях на основе использования имеющихся знаний и применения специальных приемов. Владение приемами осмысле­ния, помогающими ученику самостоятельно добывать знания, высту­пает наиболее надежным критерием достижения понuмания.

Подобная мыслительная активность приводит к тому, что наряду с осмыслением Происходит переживание самого факта понятности или непонятности текста. В своем единстве осознание и переживание обес­печивают по отношению к ученику реализацию регулирующей функ­ции, направленной на достижение более внимательного и вдумчивого отношения к изучаемому тексту.

Основным способом достижения лучшего понимания текста явля­ется постановка относящегося к нему вопроса и поиск ответа на него.

В рамках учебного процесса этот способ может быть реализован сле­дующим образом:

· постановка вопросов учителем после прочтения всего текста и поиск учеником ответов на них;

· предварительная постановка учителем вопросов к тексту, с кото­рым ученику еще только предстоит работать;

· самостоятельная постановка вопросов учеником по ходу знаком­ства с текстом и поиск ответов на них.

Наиболее существенным для понимания текста является «самопо­становка» вопросов учеником. В этом случае ученик в ходе самого чте­ния текста осуществляет постановку вопросов-предположений и уже по ходу дальнейшей работы находит ответы на поставленные вопро­сы. Помимо самопостановки вопросов к приемам понимания текста относятся антиципация, реципация и т. п.

Антиципация предполагает определенное предугадывание последу­ющего изложения содержания текста и последующую проверку этих предвосхищений.

Реципация связана с повторным обращением к прочитанному тек­сту. Она возникает либо в связи с тем, что происходит вспоминание старой мысли под влиянием новой, только что прочитанной, либо в связи с повторным осмыслением старой мысли в контексте новой ин­формации, полученной из текста.

Анализ процесса понимания текста как элемента мышления позво­лил автору уточнить представление о приемах умственной деятельнос­ти. В итоге было предложено следующее определение: «прием умствен­ной деятельности - такая операция (или совокупность операций), которая включается в структуру деятельности как средство, повыша­ющее эффективность разрешения содержащихся в ней задач или проб­лем» [34, с. 86].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.