КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическая сущность процесса понимания текста
Главный вопрос, который возникает при рассмотрении процесса понимания связан с выявлением его соотношения с процессом мышления. В интересах корректного разрешения данной задачи Л. П. Доблаев предлагает различать два вида понимания – понимание в широком и узком смысле. Понимание в широком смысле - это установление существенных связей и отношений между предметами реальной действительности посредством применения имеющихся знаний. В этом плане оно может быть рассмотрено как процесс реализации различных познавательных процессов, на который существенное влияние оказывают эмоциональная сфера, личность в целом. Понимание в узком смысле - это компонент только мышления как процесса обобщенного и опосредованного отражения существенных свойств и связей между предметами и явлениями. В дальнейшем автор рассматривает понимание только в узком смысле как компонент мышления. В этом случае понимание школьником учебного текста может быть рассмотрено как элемент процесса решения тех мыслительных задач, которые содержатся в самом этом тексте. При этом процесс мышления распадается на две основные составляющие: 1) воспринимающая часть процесс а - собственно понимание; 2) исполнительная часть процесса - решение задачи. Понимание как воспринимающая часть процесса мышления включает в себя следующие моменты: · осознание вопроса задачи; · установление связей между ее данными и этих данных с вопро сом; · выбор альтернатив и обнаружение «скрытых» проблем; . постановка перед собой промежуточных вопросов. Исполнительная часть процесса мышления предполагает оперирование данными и результатами промежуточных действий с целью получения ответа на все поставленные вопросы. Эти два компонента мышления – понимание и решение не изолированы, а взаимно дополняют друг от друга в интересах успешного решения возникающей задачи. Однако есть виды деятельности, в которых понимание и решение реализуются как достаточно самостоятельные процессы. Как правило, это происходит при столкновении человека с так называемыми «специфическими» объектами. Они представляют собой данные без выраженного вопроса, но содержащие такие условия, которые порождают вопросы. В этом случае понимание возникает на начальной стадии мышления и связано с обнаружением самого вопроса. Применительно к работе с текстами процесс понимания активизируется в тех случаях, когда прежних знаний оказывается недостаточно для усвоения нового содержания. В этом случае у школьников возникают вопросы, ответы на которые они не могут дать на основе имеющихся у них знаний. Это заставляет их прибегать к использованию мыслительных приемов конструирования новых знаний. Соединяя полученные самостоятельно ответы с содержанием текста, они достигают его понимания. Все это позволяет сделать вывод о том, что понимание в узком значении - может быть рассмотрено как компонент мышления, состоящий в выявлении и разрешении скрытых (невыраженных) вопросов в проблемных ситуациях на основе использования имеющихся знаний и применения специальных приемов. Владение приемами осмысления, помогающими ученику самостоятельно добывать знания, выступает наиболее надежным критерием достижения понuмания. Подобная мыслительная активность приводит к тому, что наряду с осмыслением Происходит переживание самого факта понятности или непонятности текста. В своем единстве осознание и переживание обеспечивают по отношению к ученику реализацию регулирующей функции, направленной на достижение более внимательного и вдумчивого отношения к изучаемому тексту. Основным способом достижения лучшего понимания текста является постановка относящегося к нему вопроса и поиск ответа на него. В рамках учебного процесса этот способ может быть реализован следующим образом: · постановка вопросов учителем после прочтения всего текста и поиск учеником ответов на них; · предварительная постановка учителем вопросов к тексту, с которым ученику еще только предстоит работать; · самостоятельная постановка вопросов учеником по ходу знакомства с текстом и поиск ответов на них. Наиболее существенным для понимания текста является «самопостановка» вопросов учеником. В этом случае ученик в ходе самого чтения текста осуществляет постановку вопросов-предположений и уже по ходу дальнейшей работы находит ответы на поставленные вопросы. Помимо самопостановки вопросов к приемам понимания текста относятся антиципация, реципация и т. п. Антиципация предполагает определенное предугадывание последующего изложения содержания текста и последующую проверку этих предвосхищений. Реципация связана с повторным обращением к прочитанному тексту. Она возникает либо в связи с тем, что происходит вспоминание старой мысли под влиянием новой, только что прочитанной, либо в связи с повторным осмыслением старой мысли в контексте новой информации, полученной из текста. Анализ процесса понимания текста как элемента мышления позволил автору уточнить представление о приемах умственной деятельности. В итоге было предложено следующее определение: «прием умственной деятельности - такая операция (или совокупность операций), которая включается в структуру деятельности как средство, повышающее эффективность разрешения содержащихся в ней задач или проблем» [34, с. 86].
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |