Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Виды научных результатов

 

3.1. Понятие "научный результат"

 

Научный результат в самом широком смысле – это выра­женный в том или ином виде фрагмент системы знаний и/или эффект от применения знаний; в более узком смысле – результат исследования или разработки, полученный научными методами на основе применения того или иного научно-методического аппарата.

Среди всех научных результатов наряду с результатами, получаемыми в процессе конкретного исследования (разработки), выделяют исходные посылки.

Исходные посылки – это полученные ранее научные результаты, являющиеся, отправными, начальными, обеспечивающими полноту и всесторонность исследования (разработки).

Деление результатов исследований (разработок) на исходные посылки и получаемые результаты не является абсолютным в том смысле, что ранее полученные научные результаты исследований (разработок) могут служить исходными посылками для последующих исследований (разработок), а с другой стороны, вновь предлагаемые исходные посылки, ведущие к новому решению научной задачи, сами по себе могут явиться важным новым научным результатом.

Для соискателя исходными посылками для проведения диссертационного исследования являются ранее полученные научные результаты в рассматриваемой предметной области.

При оценке научных работ проявляется стремление к явному разделению научных результатов на теоретические и на прак­тические по ряду признаков: способ получения (теоретический, экспериментальный), форма представления (идеальная – теорети­ческие положения, материальная – реальный объект или процесс), значимость (теоретическая, практическая). Обычно, даже в случае чёткого указания конкретного признака выделения, сделать это за­труднительно, так как между соответствующими результатами все­гда существует весьма тесная диалектическая взаимосвязь. Эта взаимосвязь является настолько глубокой, что довольно часто даже вполне теоретический результат называют практическим, напри­мер, когда говорят о теоретически полученных практических ре­комендациях. Следовательно, реально речь может идти лишь об ус­ловном, более или менее строгом выделении явно теоретических и явно практических результатов.

Примеры крупных теоретических научных результатов – тео­рия, методология, а также “теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как научное достижение” [4].

Примеры крупных практических научных результатов – политические, экономические и сложные технические системы, технологиче­ские процессы. Примеры менее крупных практических резуль­татов – технические устройства и комплексы, научно обосно­ванные технические, экономические и технологические реше­ния и разработки. Ещё более мелкие теоретические результаты и практические результаты-сведения находят выражение в виде научных положений той или иной теории, методологии, а также научного труда или публикации.

Среди научных положений (представляющих собой, как отмечалось в разделе 1, выраженные в виде чётких формулиро­вок основные научные идеи концептуального уровня, имеющие научное объяснение или обоснование) можно выделить понятия, категории, определения, гипотезы, принципы, правила, математические предложения, допущения, ограничения и некоторые другие, в том числе теоретические и практические выводы и рекомендации.

Правило - положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-либо явлений [1].

Математические предложения это всякого рода расчётно-логиче­ские обоснования и доказательства (в простейшем виде – цепочка взаимосвя­занных расчётных соотношений, а в наиболее развитом виде – та или иная совокупность взаимосвязанных аксиом, лемм, теорем и тому подобных стро­гих математических предложений).

Теорема теоретическое утверждение, которое может быть логически доказано на основании аксиом или на основании ранее доказанных положе­ний [2].

Лемма - вспомогательная теорема.


 

Среди научных результатов исследований наряду с теоре­тическими и практическими можно более или менее чётко вы­делить результаты методического характера (методики, методы, экспериментальные установки, технологии и другие элементы, образующие научно-методический аппарат) и ре­зультаты фактографического характера (научные факты, научные эффекты, термины, определения, не имеющие мето­дической направленности научные выводы и научные реко­мендации, разработанные для практики той или иной проблем­ной области технические устройства и др.).

Научные эффекты являются практическими научными результатами-событиями, получаемыми (обнаруживаемыми) в практике науки или в практике предметной области в виде яв­лений, предсказанных и/или объяснённых наукой. Научный эффект может быть обнаружен, зафиксирован с помощью тех или иных технических средств, описан.

В практике науки результаты-эффекты характерны для научных разработок, экспериментальных исследований, а также для процессов моделирования. Пример подобного эф­фекта – выявленное при статистическом моделировании увели­чение эффекта при переходе от варианта А построения технического устройства к варианту Б.

В практике конкретной предметной области научные резуль­таты-эффекты отражают то, опираясь на что можно получить от­дачу от науки практике. Пример эффекта такого рода – повышение эффективности технической системы за счёт внедрения научно обоснованных рекомендаций.

При научных исследованиях и разработках результаты-эф­фекты, получаемые в ходе экспериментов, являются всегда проме­жуточными, предваряющими вытекающие из них (на основе ана­лиза и обобщения) результаты-сведения (научные положения), ко­торые сначала обычно выражаются в форме описанных фактов (научных фактов), потом (после теоретической проработки), как правило, в форме выводов и рекомендаций (предложений), реали­зация которых приводит к получению ожидаемых научных эффек­тов впрактике рассматриваемой предметной области.


 

Основные требования, по которым оценивается любой научный результат, – новизна, достоверность и значимость.

Новизна состоит в отличиях полученного научного результата от известных (опубликованных).

Достоверность (правильность, справедливость) научного ре­зультата определяется как его соответствие объективной реально­сти – причинно-следственным связям, присущим соответствующей предметной области.

Значимость характеризует реальный и потенциальный эффект от реализации (внедрения, применения) научного результата в тео­ретических и практических исследованиях и разработках.

Достоверность результатов исследования зависит главным об­разом от точности представления данных и адекватности исполь­зуемых методов и моделей.

Точность – характеристика данных, оцениваемая величиной погрешности.

Адекватность соответствие анализируемых объектов с точки зрения определённых целей.

Достоверность научного результата вытекает из обоснованно­сти.

Обоснованность научного результата – это наличие убеди­тельного доказательства его достоверности.

Достоверность и обоснованность обеспечиваются:

– учётом представительного количества факторов, влияющих на решение научной задачи;

– использованием исходных данных, полученных из практики, а также на полунатурных моделях и апробированных математических (или физических) моделях;

– обоснованным выбором основных допущений и ограничений, принятых в качестве исходных при формулировании постановок научных задач;

– использованием современного, апробированного научно-методиче­ского (математического) аппарата, корректным выбором используемых общих и частных показателей и критериев, а также применяемых и разрабатываемых математических моделей;

– сочетанием теоретических исследований с большим объёмом экспериментальных исследований;


 

– результатами математического и/или физического моделирования, данными лабораторных экспериментов, натурных (полунатурных) испытаний;

– высокой сходимостью теоретически (аналитически) полученных результатов и результатов моделирования с экспериментальными данными, а также с результатами натурных испытаний и/или практического внедрения;

– согласованностью полученных результатов с известными (опубликованными) данными;

– получением из вновь разработанных общих научных положений (выводов, рекомендаций, моделей, зависимостей и т.п.) широко известных частных научных результатов;

– результатами опытно-конструкторских разработок, опытом практического внедрения предложений;

– результатами испытаний (войсковых, полигонных, государственных и др.) предлагаемых технических и организационных решений.

Естественно, что не всякий научный результат является новым научным результатом, а тем более вкладом в науку.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности обеспечения авиационной безопасности в международных аэропортах | Вклад в науку
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 14526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.