КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вклад в науку
Научная новизна может быть относительной, когда научный результат является новым лишь для данного коллектива, для той или иной организации, для какого-либо ведомства и т.д., или абсолютной, когда научный результат получен (опубликован) впервые и обладает так называемой мировой новизной. Новый научный результат
Новый научный результат – это результат, обладающий той или иной степенью научной новизны. Требования к уровню новизны научных результатов проводимых исследований задаются заказчиками и нормативными документами. Так, например, для диссертаций предъявляются требования мировой новизны, определяемой на основе анализа всех доступных информационных источников.
Научный результат становится известным при его опубликовании (юридическую силу имеет лишь официальная, зарегистрированная публикация, а признание публикации, произведенной неофициально, считается делом этики), при этом у автора нового научного результата (лица, принимавшего творческое участие в получении результата) сохраняется приоритет: данный научный результат для него признается новым навсегда; он может представляться и защищаться автором как обладающий прежней степенью новизны в любое последующее время после опубликования. Признаком, подтверждающим новизну, является отсутствие соответствующего научного результата в более ранних по времени публикациях других авторов. К новым научным результатам диссертаций предъявляются требования мировой новизны: экспертиза новизны защищаемых научных результатов диссертационных исследований проводится по всем существующим официальным публикациям как отечественным, так и зарубежным. С этих позиций возможность обнаружить полученный самостоятельно соискателем и не опубликованный им результат в публикации какого-либо другого автора представляет для диссертанта затаённую опасность, так как в этом случае предполагаемая новизна результата автоматически перечеркивается. Поэтому вполне естественным и даже потребным, заслуживающим одобрения, является стремление соискателя найти и использовать первую же возможность срочно опубликовать (как иногда жаргонно выражаются, "застолбить") полученный научный результат, если он оценивается автором и научным руководителем как новый (здесь уместно напомнить девиз, которым руководствовался знаменитый английский физик Майкл Фарадей (1791-1867): "To work, to finish, то publish", что по смыслу соответствует "Работать, завершать, публиковать"). Для двух или более соавторов научный результат признается новым в том разделении авторских прав, которое указано в публикации. Если впервые выполненная несколькими соавторами публикация не содержит сведений о разделении авторских прав, то новый научный результат считается принадлежащим всем соавторам в одинаковой степени, и в этом случае можно говорить только о совместно полученном результате.
Новый научный результат может признаваться специалистами одинаково принадлежащим независимо работавшим авторам, если опубликован ими примерно в одно и то же время, а также если новый результат одного автора включает результат другого автора, являясь его обобщением или развитием (например, закон Бойля-Мариотта, формула Остроградского-Гаусса и т.д.). Одним из основных способов получения новых научных результатов является научное обобщение. Научное (в более узком смысле теоретическое ) обобщение – это получение научных результатов, являющихся более общими по отношению к ранее известным. Теоретическое обобщение не сводится к обзору, к простому реферативному суммированию имеющихся знаний, а представляет собой выход на качественно новый уровень знаний, когда известные научные результаты и научные положения (например, ранее полученные модели, формульные соотношения, выводы и рекомендации) оказываются частными случаями вновь предлагаемых более общих. Теоретические обобщения ведут к развитию существующих теорий: "...На основе познания новых фактов в теории возникают новые обобщения, которые, накапливаясь, приводят к тому, что старая теория заменяется новой теорией. При этом новая теория сохраняет в себе всё положительное, которое имелось в старой теории" [3, с.590]. Довольно распространённая ошибка, допускаемая при раскрытии новизны научных результатов в публикациях, заключается в том, что новизна характеризуется не тем, что именно её составляет, а тем, каким образом она проявляется, к чему приводит (например, когда утверждается, что новизна методики заключается в том, что она позволяет...). При этом происходит подмена понятий: стремясь говорить о новизне, на самом деле речь ведут о значимости, что совсем не одно и то же.
Следует исходить из того, что новизна и значимость представляют собой вполне независимые характеристики любого научного результата. Каждая из таких характеристик подлежит самостоятельной оценке по совокупности специфических признаков и показателей. В частности, научная новизна характеризуется отличающимися от известных признаками и показателями, выражающими состав, взаимосвязи и свойства составных элементов рассматриваемого научного результата (соответствующими показателями, например при оценке новизны методики, являются состав и точность представления входных и выходных данных, перечень учитываемых факторов, последовательность и содержание основных этапов, процедур, элементарных операций). В отличие от этого научная значимость характеризуется признаками и показателями, выражающими область применимости научного результата, масштабы практической реализации, технико-экономический эффект и т.п. Вполне возможно совместное изложение новизны и значимости, но, естественно, без взаимной подмены понятий.
“Диссертация должна … содержать новые научные результаты и положения, выдвигаемые для публичной защиты, и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку” [9, п.8]. Чтобы тот или иной научный результат был признан вкладом в науку, он должен удовлетворять, по крайней мере, двум основным требованиям: мировая новизна и достоверность. Под вкладом в науку может понимается не только вклад в теорию, но и то, что можно было бы назвать вкладом в практику самой науки. Следует, однако, отметить, что понятие вклад в практику как самой науки, так и в более широком смысле в нормативных документах не употребляется, и в дальнейшем использоваться не будет, чтобы не потворствовать читателям, склонным при оформлении диссертации к попыткам подмены вклада в науку на вклад в практику, сводящийся к лишь к практической значимости.
Полученные в процессе диссертационного исследования научные результаты как элементы знаний, являющиеся вкладом в науку, могут обладать различной степенью научной значимости. Несмотря на то, что новые научные результаты фактографического характера представляют несомненный интерес, они по степени научной значимости не могут конкурировать с результатами научно-методического характера. Это объясняется тем, что метод в науке хотя и создается ради прагматических результатов, но сам по себе всегда играет решающую, принципиальную роль: образно говоря, метод – двигатель науки и практики. B этом отношении русский военный теоретик генерал от инфантерии Леер Г.A. (1829-1904) отмечал, что в каждом деле важно знание, но метод выше самого знания. Он писал, что если бы ему предложили истину в правой руке, а путь к истине в левой, то он припал бы к левой руке [2]. К сожалению, чёткого критерия, позволяющего отличать новые научные результаты, являющиеся вкладом в науку, от результатов, которые хотелось бы назвать вкладом в практику, не существует. К примеру, рассмотрим два обладающих новизной результата, полученных в диссертации, относящейся к области технических наук: а) предлагаемый метод анализа эффективности технологии программирования; б) результат оценки эффективности конкретной технологии программирования предлагаемым методом. Обычно не вызывает сомнений, что результат (а) является вкладом в науку, а (б) характеризует отдачу практике, получаемую от реализации вклада в науку. К сказанному следует добавить, что если новый научный результат имеет чисто теоретическое значение, т.е., например, представляет собой новый или усовершенствованный элемент научно-методического аппарата, то чтобы быть признанным вкладом в науку, он, по мнению ряда специалистов, должен
удовлетворять требованию не только чисто научной, но и практической значимости. При этом они считают, что даже самый изящный научно-методический аппарат, который не обеспечивает (в том числе и в перспективе) отдачи практике, вкладом в науку признан быть не может. При таком требовании, вызывающем сомнение, игнорируется научная значимость и доминирует убеждённость в том, что любой научно-методический аппарат создается в основном ради потребностей практики и имеет прагматический смысл только в случае какой-либо практической отдачи. Следует исходить из того, что использование известных методов исследования и вообще применение известного научно-методического аппарата таким же образом и для решения тех же конкретных научных и практических задач, как это изложено в имеющихся публикациях – это работа, не приводящая к вкладу в науку (значимость для практики не исключена!), и для её осуществления не нужен труд исследователя. Такая работа по сложности в лучшем случае соответствует уровню дипломной работы выпускника высшего учебного заведения и может быть выполнена обыкновенным специалистом с соответствующим высшим образованием. При математическом описании исследуемых объектов новый научный результат на уровне вклада в прикладную науку, а иногда и в общую математику, может быть получен за счёт следующих основных вариантов комбинирования известных и новых или усовершенствованных элементов научно-методического аппарата (с получением ранее не известной по официальным публикациям комбинации элементов, приводящей к положительному эффекту): 1)решение прикладной научной задачи в известной постановке с помощью известных математических методов, ранее не применявшихся (судя по публикациям) для решения данной задачи, – это самый низший уровень научного творчества, соответствующий вкладу в предметную прикладную науку в виде наращивания её научно-методического аппарата;
2) решение прикладной научной задачи в известной постановке с помощью усовершенствованных (в интересах получения положительного эффекта) или вновь предлагаемых математических методов (необходимость усовершенствования возникает в связи с невозможностью или недостатками решения задачи неусовершенствованными методами) – это соответствует вкладу в прикладную науку в области прикладной математики, который иногда может расцениваться как вклад и в общую математику; 3) решение прикладной научной задачи в усовершенствованной (в интересах достижения положительного эффекта) постановке или (что соответствует более существенному вкладу в прикладную науку) в новой постановке с помощью известных математических методов, что соответствует вкладу в предметную прикладную науку в области развития её научно-методического аппарата; 4) решение прикладной научной задачи в усовершенствованной или в новой постановке с помощью усовершенствованных математических методов, что соответствует вкладу как в предметную прикладную науку в области развития её научно-методического аппарата, так и в прикладную математику данной предметной науки (возможно, в какой-то степени и в общую математику); 5) решение прикладной научной задачи в новой постановке с помощью вновь предлагаемых математических методов, что соответствует высшей степени вклада в прикладную науку (а возможно, и в общую математику). В качестве новых научных результатов, являющихся вкладом в прикладную науку, могут рассматриваться не только новые и усовершенствованные постановки задач, методы их решения и методики исследования (а также элементы методики и другие элементы научно-методического аппарата, обладающие новизной), но и обладающие новизной положения, характеризующие новые результаты решения задач (имеются в виду новые принципы, выводы, рекомендации, научные эффекты). При формулировании принципа как нового научного результата, следует непременно привести наряду с названием чёткую краткую формулировку принципа с пояснением.
Для научных результатов, являющихся вкладом в науку, характерна довольно высокая степень обобщения (собирательности), а иногда и абстрактности (отвлечённости). Чем для большего количества разнообразных объектов годится тот или иной новый вывод, тем он ценней для науки. И наоборот: чем конкретней постановка научной задачи (если обратиться к военному примеру: рассматривается не просто войсковое объединение, а объединение первого эшелона, да ещё на приморском направлении, да ещё с конкретным составом сил и средств и т.д.), тем в большей степени вклад в науку разменивается на якобы называемый вклад в практику, а работа исследователя (разработчика) всё в большей степени удаляется от работы учёного и приближается к работе обычных работников административных и хозяйственных органов (или, соответственно, должностных лиц органов управления войсками). Некоторые специалисты склонны считать, что для получения научных результатов на уровне вклада в науку, в частности в диссертациях, совершенно не обязательно разрабатывать методы и методики, обладающие мировой новизной. Они полагают, что новые для науки выводы и рекомендации можно получить и с помощью лишь известных методов и методик. Чтобы понять несостоятельность подобных утверждений, рассмотрим те или иные выводы и рекомендации, в отношении которых автор заявляет, что они, с одной стороны, получены с помощью известных методов и методик, а с другой стороны, являются новыми для науки. Зададим автору вопрос: “Не представляют ли соответствующие выводы и рекомендации научные результаты, полученные таким же образом, как это описано в известных публикациях (каких-либо других авторов), но лишь для новых значений исходных данных?” Если ответ на этот вопрос оказывается положительным, то следует ли сомневаться в том, что мы имеем случай тривиальных, "очевидных" для науки результатов, которые могут представлять большой интерес для практики, являться новыми для какого-то коллектива, но вкладом в науку признаны быть не могут.
При отрицательном ответе на поставленный вопрос, когда автор справедливо отстаивает ту точку зрения, что он пришёл всё-таки к новым для науки выводам и рекомендациям, обычно удается убедить его в том, что свои результаты он получил несколько не так, как это описано у других авторов (например, при иной постановке задачи), а в интересах этого использованные известные методы и методики были либо применены в конкретно рассматриваемой предметной области впервые, либо дополнены некоторыми новыми элементами. Именно за счёт этого в любой диссертации методика исследования (разработки) в целом всегда оказывается более или менее новой в части тех или иных элементов, и такое положение ("что ни диссертация, то новая методика") является вполне естественным и никого не должно удивлять. Отсюда напрашивается общий вывод: новые научные результаты на уровне вклада в науку могут быть получены только и лишь только за счёт внесения элементов мировой новизны в методику (метод) исследования (разработки). При изложении результатов, являющихся вкладом в науку, типичны слова и выражения: теория, методология, теоретические (методические, методологические) основы (положения); научный (научно-методический, методический, математический) аппарат (процедура, метод, методика) обоснования (анализа, оценки, формализации, синтеза, построения, оптимизации, прогнозирования); теоретическое (теоретико-экспериментальное, математическое, количественное) обоснование (доказательство); закономерность, принцип, правило, гипотеза, постановка задачи; формализованное (математическое) описание, математическая модель; математические предложения (соотношения), аксиома, теорема, лемма, формула (формульное соотношение), математическая зависимость; научно обоснованный вывод (рекомендация, предложение), эффект. Для увеличения количества доводимой информации о полученном новом научном результате целесообразно, наряду с его наименованием, приводить слова, уточняющие степень вклада автора (авторов) в получение соответствующего результата. Степень вклада обычно характеризуется прилагательными, отражающими степень новизны (новый, впервые предлагаемый, оригинальный), причастиями совершенного или несовершенного вида (разработанный, предложенный), а также отличительными признаками предлагаемого в сравнении с известным. Примеры (допускающие для научных результатов с другим наименованием выбор отдельных уточняющих слов или их комбинирование): разработанная (разрабатываемая, совершенствуемая, усовершенствованная) автором математическая модель...; новая (оригинальная) методика...; впервые сформулированные (обоснованные, обосновываемые, предлагаемые, предложенные, доказанные, доказываемые, выдвигаемые) теоретические положения...; выявленные (установленные, описанные) в данном научном труде способы... Особо следует отметить, что изобретения, обладая мировой новизной, выражают собой лишь предлагаемые технические решения, обладающие практической значимостью. В то же время теоретическое обоснование изобретений, а также технико-экономическая оценка их эффективности и применимости, выполняемые впервые, являются несомненным вкладом в науку.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 4371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |