КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предложение и виды рыночных структур
Если рассматривать различные рынки с точки зрения количества покупателей и продавцов, характера рыночной продукции, легкости входа на рынок и выхода из него, доступности необходимой информации, то эти характеристики можно объединить понятием рыночная структура. Можно выделить четыре основные структуры рынка. 1. Чистая (совершенная) конкуренция. Ее характерные признаки: а) очень большое число фирм, выходящих на рынок; б) стандартизированная продукция (при данной цене потребителю безразлично, у кого покупать товар); в) продавцы не могут осуществлять контроль над ценами, т.к. доля каждой отдельной фирмы в общем объеме производства и продаж товара невелика; г) свободное вхождение в отрасль и выход из нее. Примеры: рынок сельскохозяйственных продуктов, фондовая биржа, рынок валют. 2. Монополистическая конкуренция. Много продавцов поставляют схожие, но отличающиеся по отдельным свойствам и качествам товары. Характерные признаки монополистической, конкуренции: б) дифференцированный продукт; в) контроль над ценой незначителен; г) легкое вступление в отрасль. Примеры: розничная торговля, производство обуви, пошив одежды, общественное питание и т.д. 3. Олигополия. Несколько крупных фирм контролируют рынок определенных товаров или услуг. Характерные признаки этой рыночной структуры: а) малое число фирм; б) продукция может: быть стандартизированной, а может быть и дифференцированной; в) контроль над ценами ограничен взаимной зависимостью, но может быть значителен при тайном сговоре; г) существуют значительные препятствия для вхождения в отрасль. Примеры: производство стали, автомобилей, бытовых приборов... 4. Чистая монополия. Одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Характерные признаки: а) единственный продавец; б) продукт уникален, ему нет заменителей; в) чистый монополист диктует цену; г) вступление в отрасль других производителей заблокировано. Примеры: газовые и электрические компании, водоснабжение, алмазный синдикат "Де Бирс" и т.д.
Аргументы против предпринимательской монополии: а) ограничивает выпуск продукции и повышает цены; б) не способствует научно-техническому прогрессу; в) получение монопольной прибыли увеличивает неравенство в доходах; г) экономическая власть дает возможность влиять на политику правительства. Аргументы "за": а) производятся продукты лучшего качества; б) существуют межотраслевая, потенциальная, иностранная конкуренция; в) эффект масштаба: крупные фирмы имеют возможность уменьшить расходы; г) крупные фирмы обладают большими ресурсами для научно-технического прогресса.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |