Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности действия рыночных механизмов в сфере интеллектуальной собственности




В современном мире быстро меняется не только технология, но и ее коммерциализация. Первоначально (например, в течение 1950–1960-х гг.) технологические инновации рассматривались как линейный процесс, начинающийся с научного открытия, проходящий стадию промышленных НИОКР, инженерных разработок и производства и заканчивающийся принятием рынком продукта или технологии. Эта модель, названная моделью технологического толчка, в соответствии с которой инновация появлялась в результате становления потребительских нужд, вызывающих четко фокусированные НИОКР, приводящие к появлению потока новых продуктов. Более распространенными стали подходы, рассматривающие инновационный процесс как результат тесного взаимодействия технологических возможностей и рыночных потребностей.

Следует иметь в виду, что инновационная деятельность может быть представлена следующими основными частями:

· базовыми исследованиями, формирующими задел на будущее;

· исследованиями и разработками по воплощению ранее сделанных открытий и изобретений и подготовкой к их внедрению;

· текущим совершенствованием параметров действующей техники.

Базовые исследования могут включать фундаментальные и теоретические прикладные исследования. Задача этого типа исследований — создать основы будущих разработок, в которые будут заложены новые теоретические принципы. Их результат — новые открытия и изобретения.

Но основная масса открытий и изобретений, которые лягут в основу 5–10-летней перспективы, сделана уже сейчас. Это значит, что в настоящее время следует выбрать из их общей массы те, которые окажутся на острие технического прогресса в будущем. Данная задача является наиболее сложной, так как банк имеющихся изобретений огромен. Эти изобретения находятся в различной стадии годности к практическому внедрению, различна их экономическая эффективность, неодинаков инновационный потенциал.

Отбор наиболее перспективных изобретений может быть осуществлен на основе данных патентной статистики и экспертных оценок. Нужно отметить, что перечень запатентованных изобретений — это всего лишь перечень потенциально осуществимых технических проектов, который не содержит информации о целесообразности производства и коммерческого применения нового устройства. Кроме того, не все изобретения патентуются и не все они патентоспособны.

Несмотря на отмеченные недостатки, отбор изобретений, а также незапатентованных разработок необходим по указанной выше причине: сегодняшние изобретения — это завтрашние нововведения.

Следующий важный момент заключается в том, что технический прогресс часто принимает форму мелких нововведений, в совокупности обладающих кумулятивным эффектом (БУМ на рынке, если по-простому), при незначительности каждого отдельно взятого нововведения. Это значит, что итоговый значительный сдвиг связан с последовательными малыми усовершенствованиями действующей технологии. Весь вопрос в скорости и интенсивности потока усовершенствований. Потому проведение последовательных интенсивных улучшений действующего продукта позволит, в конечном счете, добиться значительного накопленного эффекта. Кроме того, малые усовершенствования в наибольшей степени отвечают запросам промежуточного и конечного потребителя. Это связано с возможностями конкретного производства, где данное нововведение внедряется, с возможностями смежных предприятий, поставляющих оборудование и материалы, а также с уровнем технологических знаний и процессов в целом, соответствующим данному этапу развития общественного производства. Как правило, текущие нововведения концентрируются вокруг базовой конструкции, которая остается неизменной в течение длительного времени. Переход от одной базовой конструкции к другой происходит по мере достижения технических пределов.

Таким образом, мы рассмотрели одну из сторон создания нововведений — возможности и требования научно-технического прогресса.

Другая сторона связана непосредственно с требованиями рынка. Дело в том, что научно-техническая организация контактирует с конкретными производителями, выпускающими продукцию либо на промежуточные рынки (связанные с дальнейшим производственным потреблением), либо на рынки конечно потребления. Ясно, что благополучие научно-технической организации зависит от степени удовлетворения рынков обоих типов. Поэтому научно-техническая организация должна понять какие НИОКР следует осуществить для того, чтобы:

1. Обеспечить более полное заполнение имеющихся рынков «старой» продукции, в производстве которой используются результаты НИОКР данной научно-технической организации. Это, как правило, незначительные усовершенствования, которые не приводят к получению новой продукции;

2. способствовать выведению «старой» продукции на новые рынки;

3. систематически обновлять продукцию на «старых» (традиционных) рынках. Это наиболее ответственная часть функций научно-технической организации, поскольку работа на данных рынках приносит ей основную долю доходов. Здесь концентрируются все аспекты научно-технической деятельности: новые концептуальные разработки в данной области знаний, изобретения, текущие усовершенствования;

4. создавать научно-технические продукты, которые позволят производителю выйти на новые для него рынки с новыми изделиями или технологиями.

Консолидируя рыночный и научно-технический аспекты своей деятельности, научно-техническая организация должна определить:

• какую часть бюджета времени и ресурсов следует направить на проведение традиционных для нее исследований;

• каким образом их необходимо модифицировать и сколько средств целесообразно затратить на научные усилия в этих модифицированных направлениях;

• какие принципиально новые направления деятельности могут разрабатываться;

• какие усилия для этого потребуются.

Как и любая организация, формирующая свои доходы за счет продажи на рынке, научно-техническая организация выполняет заказы для своих клиентов. Инициатива формирования идеи заказа может принадлежать как самой организации, так и потребителю ее интеллектуальных продуктов. Задача научно-технической организации — стать научным идеологом производителя, войти в тесный контакт с его конструкторско-технологическими и научными подразделениями. Это позволит обеспечить постоянство заказчиков, лучше узнать их нужды, а также нужды «заказчика-потребителя».

Итак, нами было рассмотрены методологические проблемы маркетинга инноваций. Для практического использования процедура маркетинга должна быть уточнена с учетом уровня, на котором она осуществляется. Таких уровней можно выделить четыре: макроуровень, региональный, ассоциативно-корпоративный и уровень предприятий и организаций.

Развитие рыночных отношений в России привело к появлению в торговом обороте новых товаров — объектов промышленной собственности.

Инновационный маркетинг — сфера деятельности предприятия, направленная на формирование новых рынков сбыта и иных потребностей у потенциальных и реальных потребителей (потребностей, основанных на развитии и формировании инновационного потенциала).

Под инновационным потенциалом предприятия следует понимать отношения, возникающие на предприятии в ситуации достижения максимально возможного инновационного результата при наиболее эффективном использовании:

• интеллектуального капитала предприятия для поиска передовых форм организации производства;

• имеющейся техники в целях получения наиболее высокого уровня технологий;

• материальных ресурсов для обеспечения максимальной прибыли предприятия.

Характер этих отношений определяется трансформациями внутренней и внешней среды предприятия, при которых роль инновационного потенциала предприятия заключается в поиске и реализации внутренних источников интеллектуального саморазвития в целях обеспечения стабильной работы промышленного предприятия. Инновационный потенциал является объектом интеллектуальной собственности, предметом коммерческой тайны и подлежит соответствующей защите. В немалой степени развитию инновационной направленности деятельности могло бы способствовать маркетинговое обеспечение, инвентаризация персонала и их потенциала, оценка интеллектуальной собственности и потенциала научных организаций, сертификация потенциала.

Новаторские идеи обречены на неудачу, при условии, если выбор идей осуществляется под влиянием настроения, интуиции или эмоций, а также исходя их субъективных предпочтений, а не на основе критериев отбора, либо в процессе отбора игнорировались некоторые главенствующие постулаты. Отбор идей должен осуществляться на основе четко сформулированных конкретных целей предприятия.

До запуска товара рыночной новизны в производство необходимо, разработать свою эффективную систему продвижения, продумать стратегию защиты от конкурентов, проанализировать все преимущества и недостатки данного нововведения на рынке. Патентования товарного знака, изобретения и другой интеллектуальной собственности недостаточно. Данное утверждение строится по принципу: «Если мы модернизируем наш продукт, то конкуренты последуют за нами». Таким образом, предприятия-новаторы должны предугадывать действия своих конкурентов, чтобы удерживать лидирующие позиции и максимизировать прибыль, что обеспечит укрепление рыночной позиции предприятия, а также сформировать систему маркетингового ценообразования на изобретение.

Особенности маркетингового ценообразования на разработку и производство инновационных промышленных объектов интеллектуальной собственности осуществляется в интересах определения ожидаемых значений стоимостных показателей на различных этапах жизненного цикла продукции. В зависимости от экономической природы соответствующих стоимостных показателей прогнозирование цен на объекты интеллектуальной собственности имеет определенные особенности. Выделяются следующие методики: прогнозирование стоимости прикладных научно-исследовательских работ (НИР), опытно-конструкторских работ (ОКР) по разработке объектов интеллектуальной собственности, трудоемкости и стоимости разработки специального программного обеспечения, а также себестоимости изготовления объектов интеллектуальной собственности.

Вопросы интеллектуальной собственности сегодня стали одним из механизмов рыночных отношений. Построение общества без решения проблем в сфере интеллектуальной собственности сегодня уже невозможно. В рыночные отношения в сфере интеллектуальной собственности Россия вступила в 1991 году, до этого времени единственным собственником объектов интеллектуального труда являлось государство. Оно управляло и единолично распоряжалось всеми результатами интеллектуальной собственности. В связи с принятием в 1992 году Патентного закона Россия стала частью мирового экономического пространства со множеством субъектов правоотношений в сфере интеллектуальной собственности. Сегодня российское государство находится на одном из этапов формирования правового пространства и совершенствования законодательства в сфере интеллектуальной собственности.

Под интеллектуальной собственностью понимают результаты интеллектуальной деятельности ученых, исследователей, других специалистов, обладающие определенной новизной и охраняемые изобретательским и авторским правом. Составной частью интеллектуальной собственности является промышленная собственность, связанная с интеллектуальной деятельностью в сфере материального производства и в смежных с ней областях.

Безусловно, главное потребительское качество интеллектуальной собственности — это способность приносить дополнительную прибыль благодаря новым знаниям о том, как более эффективно удовлетворить запросы потребителя. Только новые технические и организационные решения позволяют выпустить качественно новый конкурентоспособный продукт.

Перечень и содержание потребительских качеств каждого объекта интеллектуальной собственности достаточно индивидуальны и рассматриваются всегда неотрывно от перспективы его использования по основным группам признаков выпускаемой с ее (ИС) использованием продукции. Конкретная ценность объекта интеллектуальной собственности определяется следующими основными факторами, которые включают:

• обремененность имеющихся прав ИС правами других граждан или юридических лиц,

• трудозатраты, необходимые для создания нового объекта с лучшими техническими характеристиками,

• реальность ее коммерческого использования для получения дополнительной прибыли,

• ожидаемый объем использования ИС и соответствующей прибыли.

 

Интеллектуальный продукт, выступающий в качестве товара, требует особого подхода при работе с ним. В связи с этим появляются особенности маркетинговой деятельности при работе с подобными товарами. К таким особенностям относятся: необходимость создания адекватной правовой защиты интеллектуального продукта, предохраняющей его изобретателя от недобросовестной конкуренции, незаконного копирования собственности; наличие правовой защиты в виде патента, лицензии, а также создание собственнику интеллектуального продукта монопольного положения на рынке в течение длительного времени. Это позволяет собственнику проводить соответствующую производственную, сбытовую, ценовую и товарную политику; наращивать прибыль не только путем собственного производства товара, но и за счет получения дохода от продажи лицензий на его выпуск другим производителям. При этом доход от продажи патентной лицензии не облагается налогом на добавленную стоимость, а защищенность товара патентами — это дополнительная для инвестора гарантия эффективности его капиталовложений.

Главной задачей инвестиций является обеспечение спроса всей экономики в целом или ее определенной части на капитал. Необходимость серьезных капиталовложений практически во все отрасли российской экономики давно очевидна и до сих пор не решена, так как инвестиционная привлекательность отечественных предприятий очень низкая. Кардинальное решение проблем организации инвестиционного процесса, увеличения рыночной стоимости российских предприятий и параллельное вовлечение в оборот средств внутреннего рынка должно основываться на использовании скрытого до сих пор потенциала интеллектуальной промышленной собственности России.

Известно, что право на объекты промышленной собственности может быть оценено в денежном выражении как нематериальный актив предприятия — патентообладателя, и может быть внесено в качестве вклада в уставный фонд предприятия. Если российские предприятия смогут за счет создания объектов промышленной собственности существенно увеличить свою рыночную стоимость, и, соответственно, получат возможность путем эмиссии превратить свои активы в реальные деньги, так необходимые для модернизации и реструктуризации производства, то проблема инвестиций будет решена.

Капитализация подавляющего большинства российских предприятий не включает в себя стоимость объектов промышленной собственности как нематериальных активов, а лишь основана на оценке материальных активов — основных средств. С учетом наличия большой кредиторской задолженности такой примитивный способ оценки стоимости приводил и приводит к значительной недооценке этих предприятий и негативно сказывается на их инвестиционной привлекательности.

Под капитализацией понимается определение на дату проведения оценки стоимости всех будущих равных между собой или изменяющихся с одинаковым темпом величин денежных потоков от использования интеллектуальной собственности за равные периоды времени. Расчет производится путем деления величины денежного потока от использования интеллектуальной собственности за первый после даты проведения оценки период на определенную оценщиком соответствующую ставку капитализации.

Также в нашей стране острой остается проблема, относящаяся к качеству патентов. Очень плохо поставлено дело по созданию качественных российских объектов промышленной собственности. Большинство патентов уязвимы с точки зрения их возможного обхода, поскольку имеют очень низкий уровень исполнения по существу и не могут выполнять функцию охранных документов.

В то же время объем заявок на выдачу патентов в России, поданных зарубежными компаниями-нерезидентами, огромен. Качество этих патентов существенно выше. В результате уже сейчас очевидно, что из многих отраслей промышленности с высокотехнологичным производством российские предприятия полностью вытеснены. Таким образом, активы российских предприятий объективно недооценены, а акции зарубежных компаний «перегреты» за счет нематериальных активов. Потенциальная возможность занять новые рынки за счет объектов промышленной собственности является важнейшим инструментом в повышении курса акций зарубежных компаний.

Наш рынок остается рискованным, и не позволяет рассчитывать на существенные инвестиции. Однако, по мере стабилизации российского рынка и повышения интереса к нему со стороны инвесторов, неизбежно последует массовое вытеснение российских производителей с их сегментов рынка. Следует очевидный вывод, что промедление в области создания и вовлечения в хозяйственный оборот объектов промышленной собственности неизбежно приведет к полной зависимости нашей экономики от развитых стран.

Для успешного решения проблем коммерциализации и повышения эффективности участия объектов интеллектуальной промышленной собственности в хозяйственном обороте предприятий, а также использования научно-обоснованных методов при организации и управлении сделками, обеспечивающими функционирование рыночных отношений, большое значение имеют изучение и анализ развития внешнего и внутреннего рынка обмена изобретений, полезных моделей, промышленных образцов

 

Существует две основные формы коммерческого использования интеллектуальной собственности:

1) продажа прав ИС полностью или частично на основе лицензионного договора;

2) использование ОИС в собственной финансово-хозяйственной деятельности.

Результаты интеллектуальной деятельности стареют морально, но не физически. Это товар многоразового использования без ущерба для его содержания, т.е. одну и ту же технологию можно продавать многократно, так что полученные в итоге доходы могут значительно превысить расходы на ее разработку.

Один из важнейших этапов развития института гражданско-правовых отношений интеллектуальной собственности связан с разработкой комплексной программы оценки интеллектуальной собственности, позволяющей реализовать исключительные права патентообладателей. Программа должна учитывать как существующие особенности создания и обмена конкретными объектами интеллектуальной промышленной собственности, так и отвечать требованиям унификации методических подходов к оценке на рынках России.

На каждой стадии коммерциализации объектов интеллектуальной промышленной собственности можно проследить направленное воздействие государства на состояние рынка инноваций, а также выявить логику этих взаимодействий, направленных на формирование конъюнктурной цепочки «спрос — предложение — цена» в рамках товарно-денежных отношений субъектов при реализации исключительных имущественных прав. Получаемый эффект от введения в коммерческий оборот изобретений, полезных моделей, промышленных образцов наделяет патентообладателей, субъектов экономических отношений, определенными правами и определенными обязательствами, закрепленными в нормах законодательства России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.