КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственное регулирование рынка
В конце XIX века монополизация производства нарастала так снежный ком. Это вызвало необходимость принятия различных законов, направленных на преодоление монополизации и развитие конкуренции. В 1890 г. в США был принят первый антимонопольный закон - Акт Шермана. Обычно антимонопольные законы стран с рыночной экономикой предполагают исключение из практики следующих действий: 1) монополизация рынка явным образом (доля рынка); 2) фиксирование цен; 3) слияние конкурирующих фирм; 4) переплетающиеся директораты; 5) ценовая дискриминация (продажа одинаковых товаров по разным ценам); 6) связанные контракты (покупка с условием). Закон Российской Федерации "О конкуренции" признает неправомерными следующие действия: 1) изъятие товаров из обращения, а также ограничение или прекращение их производства с целью создания дефицита; 2) предварительный сговор о повышении цен; 3) соглашение о территориальном делении рынков; 4) приобретение фирмой акций конкурентов, если, она выпускает более 30% объема данных товаров. Признание фирмы монополистом и определение незаконности ее действий осуществляет суд. Мерой наказания обычно служит штраф, но возможно принятие и других санкций. На поведение монополиста влияют и чисто экономические факторы: потенциальная конкуренция, конкуренция нововведений, конкуренция со стороны товаров-заменителей, со стороны импортных товаров. Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то возникает естественная монополия. Законом РФ "О естественных: монополиях" регулируется деятельность субъектов -естественных монополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов, транспортировка газа по трубопроводам, услуги по передаче тепловой и электрической энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Государственное регулирование деятельности естественных монополистов предусматривает установление на их продукцию фиксированных цен и тарифов или их предельного уровня, определение группы потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию. Государство должно контролировать и другие сферы деятельности подобных фирм. Основными способами воздействия на тот или иной рынок являются, во-первых, налоги и субсидии; во-вторых, регулирование цен (установление их верхних или нижних пределов, фиксирование); и, в-третьих, регулирование количества товаров на рынке. Каждый из этих способов будет иметь свои последствия. Например, введение налога с продаж установит на рынке новое равновесие, при котором равновесный объем снизится, а равновесная цена возрастет. Установление фиксированных цен будет порождать теневую экономику. Лицензирование и квотирование объемов вызовет рост цен. В экономической жизни существуют ситуации (называемые обычно "изъянами рынка"), когда рыночный механизм не может обеспечить эффективное распределение и использование ресурсов. Эти изъяны рынка связаны с производством общественных благ и возникновением внешних эффектов (экстерналий). Внешние эффекты - это влияние действий экономических субъектов, участвующих в данной сделке, на третьих лиц. Отрицательные внешние эффекты - негативное воздействие на третьих лиц, их затраты не учитываются; положительные экстерналии - позитивное воздействие на третьих лиц, их выгоды не учитываются при заключении данных сделок. Поэтому результатом позитивной экстерналии является недопроизводство и недооценка (занижение цены) данной продукции. Для преодоления внешних эффектов необходимо определенным образом трансформировать их во внутренние (нейтрализация внешних эффектов). Графически воздействие положительных (+) и отрицательных (-) внешних эффектов можно изобразить следующим образом: Наиболее явно отрицательные внешние эффекты связаны с загрязнением окружающей природной среды. Существуют различные способы уменьшения загрязнения при данном объеме производства, но все они требуют дополнительных затрат. Издержки предотвращения загрязнения (ИЗ) - затраты, связанные с уменьшением выбросов в окружающую природную среду. (Как правило, каждая дополнительная единица сокращения выбросов требует все больших затрат). Социальные издержки загрязнения (СИ) - сумма затрат, которые несет общество в результате вредных выбросов. Экологические издержки - затраты общества, связанные с определенным состоянием качества окружающей природной среды. Экологические издержки (ЭИ) = ИЗ + СИ. Оптимальный объем вредных выбросов при данном объеме производства достигается при минимальной величине ЭИ. Теорема Коуза: при нулевых транзакционных издержках и четком установлении прав собственности, вне зависимости от того, кому изначально приписываются права собственности, проблемы внешних эффектов решаются путем личной договоренности. Иначе говоря, внешние эффекты не требуют государственного вмешательства, когда: а) четко определены права собственности; б) вовлечено небольшое число людей; в) затраты на проведение различных переговоров невелики. Когда все добровольные переговоры не приводят к решению проблем экстерналий, требуется вмешательство государства. Четыре основных подхода: 1) административные методы; 2) методы, основанные на гражданских правонарушениях; 3) штрафные санкции за выброс вредных отходов; 4) рыночное лицензирование вредных отходов производства. Если в результате существования внешних эффектов рынок дает неточную денежную оценку затрат и выгод, регулирует ресурсы неэффективно, то так называемые общественные блага рыночная система вообще не намерена производить. Благо является частным, если, будучи потребленным одним субъектом, оно не может одновременно быть потребленным другим. Благо является общественным, если, будучи потребленным одним, оно при этом может быть потреблено и другим. К числу общественных благ относятся: национальная оборона, освещение улиц, маяки и т.д. Возникает проблема "безбилетного пассажира": каждый будет ждать, что заплатит другой, в результате такое благо может вообще не производиться. Существуют и такие блага, к которым может быть применен принцип исключения неплательщиков из потребления (автомагистрали, музеи, библиотеки, профилактическое медицинское обслуживание...). Такие блага вызывают выгоды внешнего эффекта, поэтому рыночная система не станет их производить в достаточном количестве. Подобные блага называют квазиобшественными. Государство организует производство общественных и квазиобщественных благ в государственном секторе, использует различные субсидии и льготы, создает группы (клубы) потребителей, увязывает потребление общественного блага с частным (пакетирование) и т.д. Конкретный метод зависит от того, к какой группе может быть отнесено то или иное благо:
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |