КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие двигательных умений (по Н. А. Бернштейну)
Выработка умений или, говоря словами автора, «воспитание движений» находится в прямой зависимости от теоретических подходов к пониманию сущности действия и навыка. В этом плане можно выявить последовательную смену ряда концептуальных подходов. Первоначально долгое время господствовала точка зрения, согласно которой двигательная упражняемость человека связывалась с активностью периферического, скелетно-двигателъного аппарата. В силу этого и педагогические усилия в ходе уроков труда, физической культуры, искусства сосредоточивались на тренировке периферической мышечно-связочной системы. По мере развития физиологии высшей нервной деятельности процесс выработки и запечатления навыков стал тесно связываться с активностью нервной системы. Движение стало рассматриваться как процесс «проторения» связующих путей в мозгу. В качестве основного механизма такого «проторения» выступал механизм условного рефлекса — настойчивое повторение условного сочетания сигналов. Такой подход внес определенные изменения в педагогическую практику, нацеливая обучаемых на монотонное, пассивное заучивание движений за счет последовательно выполняемых повторений. Новый этап в разработке теории навыка Н. А. Бернштейн связывает со своей концепцией «построения движений», которая явилась итогом его двадцатипятилетних исследований. Впервые результаты этих исследований были опубликованы в 1947 г. в книге «О построении движений» [9]. В ней с точки зрения психофизиологии были рассмотрены двигательные функции человека, процесс их развития и распада. Двигательная система человека включает в себя скелет и поперечную мускулатуру, которые складываются из определенных звеньев. Эти звенья подвижно сочленены между собой, образуя так называемые кинематические цепи. За счет взаимной подвижности звеньев эта система обладает очень большим числом степеней свободы. Человеку постоянно приходится преодолевать избыточность этой свободы за счет того, что он овладевает координацией движений. Благодаря этому двигательная система превращается в управляемую систему. Процесс управления мышечной активностью складывается из ряда механизмов. Во-первых, осуществляется сенсорная коррекция эффекторных импульсов, управляющих мышечной активностью. Во-вторых, осуществляется перешифровка пространственно-кинематических представлений, на которых психологически строится первичный проект движения, на язык фактической мышечной динамики. В-третьих, осуществляется обратная связь за счет активности афферентационных систем, приносящих постоянный поток нервных импульсов от органов чувств. Тем самым осуществление движения предполагает реализацию трех типов активности: мышечной, психической и активности органов чувств. В качестве факторов, определяющих координирование данного движения, выступают состав тех афферентационных ансамблей (включающих коррекции и перешифровки), которые участвуют в координировании данного движения, а также вся совокупность системных отношений между ними. Такие координирующие структуры и были названы «построением данного движения». При этом термин «построение» несет, как минимум, две смысловые нагрузки. С одной стороны, в нем присутствует аспект, раскрывающий «строение» того или иного объекта. С другой стороны, построение — это некоторый процесс порождения чего-либо нового. Поэтому при рассмотрении «построения движений» необходимо учитывать как статичный (структурный) аспект, так и динамические характеристики. Основной характеристикой «построения движения» выступает качество сензорного синтеза. В зависимости от ряда факторов, было выделено пять таких типов сензорного синтеза, образующих систему уровней построения движения. Тот тип сензорного синтеза, который наиболее адекватен по качеству и составу, требующемуся движению, определяется как ведущий уровень построения движения. Именно этот уровень и осознается человеком как фактор организации движения, хотя реально в осуществлении движения принимают участие и все другие уровни. Тем самым построение движения всегда предполагает совмещение процессов, протекающих сознательно, и неосознаваемых моментов. Ведущий уровень отвечает за адекватность двигательного акта его смысловой структуре и в силу этого реализует только самые основные коррекции. Другие, менее значимые аспекты движения по мере его освоения ищут и находят для себя координационные механизмы на нижележащих, фоновых уровнях построения движения. «Процесс переключения технических компонентов движения в низовые, фоновые уровни есть то, что называется обычно автоматизацией движения» [9, с. 36—37]. Переход координации некоторых элементов движения на низовой уровень приводит к уходу этого компонента из поля сознания. Тем самым сознание «разгружается» от второстепенного материала и получает возможность сосредоточиться на существенных сторонах движения. В этом случае двигательный навык выступает как очень сложная структура, в которой можно выделить ведущий и фоновый уровни построения, ведущие и вспомогательные звенья, автоматизмы и перешифровки разных рангов. Формирование двигательного навыка предлагается рассматривать как целую цепь последовательно сменяющих друг друга фаз разного смысла и качественно разнородных механизмов. Каждая такая фаза предполагает активную психомоторную деятельность самого человека. Такая внутренняя и внешняя активность составляет сущность любого двигательного упражнения.' В отличие от своих предшественников Н. А. Бернштейн предлагает рассматривать процесс упражнения не как механическое повторение чего-либо наперед заданного, а как последовательное построение определенной, новой для субъекта двигательной структуры. Эта новая структура («координационная структура») и есть двигательный навык, который представляет собой освоенное умение решать тот или иной вид двигательной задачи. Весь процесс построения двигательного умения может быть разбит на два периода. В ходе первого из них осуществляется фактическая разверстка всех компонентов строящегося движения. Второй этап связан с освоением этих компонентов в ходе реализации данного движения. В рамках каждого из этапов могут быть выделены определенные фазы развития. Такое выделение носит достаточно условный характер, а порядок следования этих фаз не выражает строгой связи с хронологической последовательностью. Как отмечает автор, здесь речь идет скорее о каузальной последовательности, нежели о хронологическом следовании событий (рис. 2.2). Рис. 2.2. Состав процесса построения двигательного навыка В итоге первый период может быть представлен как совокупность следующих фаз: 1.) установление ведущего уровня — как правило, не отнимает много времени у взрослого человека, так как опирается на опыт, усвоенный в период предшествующего развития; 2) определение двигательного состава движения — предполагает осуществление определенной индивидуальной пригонки двигательного состава к личным свойствам упражняющегося; 3) выявление адекватных коррекций для всех деталей и компонентов движений — самая трудоемкая из всех фаз первого периода, так как в ходе нее происходит переход от представлений о движении к ощущению движения самим исполнителем; коррекции — это то, что невозможно показать, человек должен их сам «постичь», «прочувствовать»; 4) фактическое переключение фоновых коррекций в соответственные низовые уровни (т. е. автоматизация) — может осуществляться как за счет использования уже готовых подходящих фонов, выработанных ранее, так и путем выработки новых специальных автоматизмов [9]. Основное внимание на этом этапе направлено на выявление тех сторон двигательного акта, которые требуют наиболее взыскательных коррекций. Именно качества этих коррекций задают требуемую точность и стабильность всего движения. Одновременно выявляются и те стороны движения, которые не нуждаются в столь строгой корректировке. Это значит, что по отношению к ним допускается большая или меньшая степень вариативности. В итоге в ходе данного периода определяются как те черты двигательного акта, по отношению к которым требуется выдерживать высокую точность и стандартность, так и те, которые могут быть представлены на волю случая. В ходе второго периода основные усилия направлены на достижение стабильности в воспроизведении действия. Для этого: 1) осваивается компонентный состав движения и осуществляется срабатывание отдельных фоновых уровней структуры движения с ведущими уровнями и всех уровней между собой — основные трудности освоения переносятся из нервных центров в исполнительную систему (мышцы); 2) завершается стандартизация двигательного состава действия и всех его компонентов — главная задача данного этапа заключается в том, чтобы не давать движению выходить за рамки допускаемой вариативности; как правило, сопровождается стремлением человека уменьшить число степеней свободы, с которыми ему приходится иметь дело, что приводит к появлению излишней скопам ности; 3) осуществляется стабилизация двигательного акта - придание двигательному процессу качеств, обеспечивающих ему устойчивость против всех форм сбиваемости; при этом борьба с реактивными силами происходит за счет выработки коротких физических импульсов, посылаемых в нужный момент в нужную мышцу, что приводит к значительной экономии сил при выполнении движения [9]. Наиболее существенные изменения данного периода связаны не с «внутренними», а с «внешними» связями осваиваемого движения. Оно начинает приспосабливаться ко все более разнообразным условиям его выполнения. При этом оно неизбежно сталкивается с многообразными «сбивающими воздействиями», которые по-разному воздействуют на те или иные структурные элементы и стороны двигательного акта. Это заставляет человека снова и снова добиваться достаточно продвинутой «координационной упражненности» осваиваемого движения. Все это приводит к тому, что процесс выработки такого двигательного умения длится довольно долго. Это обусловлено тем, что на первом этапе человеку приходится осуществлять достаточно большой объем исканий, направленных на наиболее адекватное решение осваиваемой двигательной задачи. Такие действия предполагают необходимость преодоления множества ошибок, прилаживаний, проб, которые только и способны привести к достижению искомого решения. В дальнейшем, на втором этапе, ему уже приходится преодолевать множественность тех условий, в рамках которых решается задача на построение движения. Это определяет необходимость проигрывания всех этих вариантов, что, несомненно, влияет на скорость достижения конечного результата.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |