Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие двигательных умений (по Н. А. Бернштейну)

Выработка умений или, говоря словами автора, «воспитание дви­жений» находится в прямой зависимости от теоретических подходов к пониманию сущности действия и навыка. В этом плане можно вы­явить последовательную смену ряда концептуальных подходов.

Первоначально долгое время господствовала точка зрения, согласно которой двигательная упражняемость человека связывалась с активно­стью периферического, скелетно-двигателъного аппарата. В силу этого и педагогические усилия в ходе уроков труда, физической культуры, искусства сосредоточивались на тренировке периферической мышечно-связочной системы.

По мере развития физиологии высшей нервной деятельности про­цесс выработки и запечатления навыков стал тесно связываться с ак­тивностью нервной системы. Движение стало рассматриваться как процесс «проторения» связующих путей в мозгу. В качестве основного механизма такого «проторения» выступал механизм условного рефлек­са — настойчивое повторение условного сочетания сигналов. Такой подход внес определенные изменения в педагогическую практику, на­целивая обучаемых на монотонное, пассивное заучивание движений за счет последовательно выполняемых повторений. Новый этап в разработке теории навыка Н. А. Бернштейн связыва­ет со своей концепцией «построения движений», которая явилась ито­гом его двадцатипятилетних исследований. Впервые результаты этих исследований были опубликованы в 1947 г. в книге «О построении движений» [9]. В ней с точки зрения психофизиологии были рассмот­рены двигательные функции человека, процесс их развития и распада.

Двигательная система человека включает в себя скелет и попереч­ную мускулатуру, которые складываются из определенных звеньев. Эти звенья подвижно сочленены между собой, образуя так называе­мые кинематические цепи. За счет взаимной подвижности звеньев эта система обладает очень большим числом степеней свободы. Человеку постоянно приходится преодолевать избыточность этой свободы за счет того, что он овладевает координацией движений. Благодаря этому двигательная система превращается в управляемую систему.

Процесс управления мышечной активностью складывается из ряда механизмов.

Во-первых, осуществляется сенсорная коррекция эффекторных импульсов, управляющих мышечной активностью.

Во-вторых, осуществляется перешифровка пространственно-ки­нематических представлений, на которых психологически строится первичный проект движения, на язык фактической мышечной дина­мики.

В-третьих, осуществляется обратная связь за счет активности афферентационных систем, приносящих постоянный поток нервных импульсов от органов чувств.

Тем самым осуществление движения предполагает реализацию трех типов активности: мышечной, психической и активности органов чувств. В качестве факторов, определяющих координирование данного движе­ния, выступают состав тех афферентационных ансамблей (включаю­щих коррекции и перешифровки), которые участвуют в координирова­нии данного движения, а также вся совокупность системных отношений между ними. Такие координирующие структуры и были названы «по­строением данного движения».

При этом термин «построение» несет, как минимум, две смысло­вые нагрузки. С одной стороны, в нем присутствует аспект, раскрыва­ющий «строение» того или иного объекта. С другой стороны, построе­ние — это некоторый процесс порождения чего-либо нового. Поэтому при рассмотрении «построения движений» необходимо учитывать как статичный (структурный) аспект, так и динамические характе­ристики. Основной характеристикой «построения движения» выступает ка­чество сензорного синтеза. В зависимости от ряда факторов, было вы­делено пять таких типов сензорного синтеза, образующих систему уровней построения движения. Тот тип сензорного синтеза, который наиболее адекватен по качеству и составу, требующемуся движению, определяется как ведущий уровень построения движения. Именно этот уровень и осознается человеком как фактор организации движе­ния, хотя реально в осуществлении движения принимают участие и все другие уровни. Тем самым построение движения всегда предпола­гает совмещение процессов, протекающих сознательно, и неосознавае­мых моментов.

Ведущий уровень отвечает за адекватность двигательного акта его смысловой структуре и в силу этого реализует только самые основные коррекции. Другие, менее значимые аспекты движения по мере его освоения ищут и находят для себя координационные механизмы на нижележащих, фоновых уровнях построения движения. «Процесс пе­реключения технических компонентов движения в низовые, фоновые уровни есть то, что называется обычно автоматизацией движения» [9, с. 36—37]. Переход координации некоторых элементов движения на низовой уровень приводит к уходу этого компонента из поля созна­ния. Тем самым сознание «разгружается» от второстепенного матери­ала и получает возможность сосредоточиться на существенных сторо­нах движения.

В этом случае двигательный навык выступает как очень сложная структура, в которой можно выделить ведущий и фоновый уровни построения, ведущие и вспомогательные звенья, автоматизмы и пере­шифровки разных рангов. Формирование двигательного навыка пред­лагается рассматривать как целую цепь последовательно сменяющих друг друга фаз разного смысла и качественно разнородных механиз­мов. Каждая такая фаза предполагает активную психомоторную дея­тельность самого человека. Такая внутренняя и внешняя активность составляет сущность любого двигательного упражнения.'

В отличие от своих предшественников Н. А. Бернштейн предлагает рассматривать процесс упражнения не как механическое повторение чего-либо наперед заданного, а как последовательное построение оп­ределенной, новой для субъекта двигательной структуры. Эта новая структура («координационная структура») и есть двигательный на­вык, который представляет собой освоенное умение решать тот или иной вид двигательной задачи. Весь процесс построения двигательного умения может быть разбит на два периода.

В ходе первого из них осуществляется фактическая разверстка всех компонентов строящегося движения.

Второй этап связан с освоением этих компонентов в ходе реали­зации данного движения.

В рамках каждого из этапов могут быть выделены определенные фазы развития. Такое выделение носит достаточно условный харак­тер, а порядок следования этих фаз не выражает строгой связи с хро­нологической последовательностью. Как отмечает автор, здесь речь идет скорее о каузальной последовательности, нежели о хронологи­ческом следовании событий (рис. 2.2). Рис. 2.2. Состав процесса построения двигательного навыка

В итоге первый период может быть представлен как совокупность следующих фаз:

1.) установление ведущего уровня — как правило, не отнимает много времени у взрослого человека, так как опирается на опыт, усво­енный в период предшествующего развития;

2) определение двигательного состава движения — предполагает осу­ществление определенной индивидуальной пригонки двигатель­ного состава к личным свойствам упражняющегося;

3) выявление адекватных коррекций для всех деталей и компонен­тов движений — самая трудоемкая из всех фаз первого периода, так как в ходе нее происходит переход от представлений о движе­нии к ощущению движения самим исполнителем; коррекции — это то, что невозможно показать, человек должен их сам «по­стичь», «прочувствовать»;

4) фактическое переключение фоновых коррекций в соответствен­ные низовые уровни (т. е. автоматизация) — может осуществлять­ся как за счет использования уже готовых подходящих фонов, выработанных ранее, так и путем выработки новых специальных автоматизмов [9].

Основное внимание на этом этапе направлено на выявление тех сторон двигательного акта, которые требуют наиболее взыскательных коррекций. Именно качества этих коррекций задают требуемую точ­ность и стабильность всего движения. Одновременно выявляются и те стороны движения, которые не нуждаются в столь строгой коррек­тировке. Это значит, что по отношению к ним допускается большая или меньшая степень вариативности. В итоге в ходе данного периода определяются как те черты двигательного акта, по отношению к кото­рым требуется выдерживать высокую точность и стандартность, так и те, которые могут быть представлены на волю случая.

В ходе второго периода основные усилия направлены на достиже­ние стабильности в воспроизведении действия. Для этого:

1) осваивается компонентный состав движения и осуществляется срабатывание отдельных фоновых уровней структуры движения с ведущими уровнями и всех уровней между собой — основные трудности освоения переносятся из нервных центров в исполни­тельную систему (мышцы);

2) завершается стандартизация двигательного состава действия и всех его компонентов — главная задача данного этапа заключается в том, чтобы не давать движению выходить за рамки допускаемой вариативности; как правило, сопровождается стремлением чело­века уменьшить число степеней свободы, с которыми ему прихо­дится иметь дело, что приводит к появлению излишней скопам ности;

3) осуществляется стабилизация двигательного акта - придание двигательному процессу качеств, обеспечивающих ему устойчивость против всех форм сбиваемости; при этом борьба с реактивными силами происходит за счет выработки коротких физических импульсов, посылаемых в нужный момент в нужную мышцу, что приводит к значительной экономии сил при выполнении дви­жения [9].

Наиболее существенные изменения данного периода связаны не с «внутренними», а с «внешними» связями осваиваемого движения. Оно начинает приспосабливаться ко все более разнообразным условиям его выполнения. При этом оно неизбежно сталкивается с многообразными «сбивающими воздействиями», которые по-разному воздействуют на те или иные структурные элементы и стороны двигательного акта. Это за­ставляет человека снова и снова добиваться достаточно продвинутой «координационной упражненности» осваиваемого движения.

Все это приводит к тому, что процесс выработки такого двигатель­ного умения длится довольно долго. Это обусловлено тем, что на пер­вом этапе человеку приходится осуществлять достаточно большой объем исканий, направленных на наиболее адекватное решение осва­иваемой двигательной задачи. Такие действия предполагают необхо­димость преодоления множества ошибок, прилаживаний, проб, кото­рые только и способны привести к достижению искомого решения. В дальнейшем, на втором этапе, ему уже приходится преодолевать множественность тех условий, в рамках которых решается задача на построение движения. Это определяет необходимость проигрывания всех этих вариантов, что, несомненно, влияет на скорость достижения конечного результата.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психологическое строение действия | Психология выработки интеллектуальных умений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.