КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Трубопроводный транспорт
Трубопроводный транспорт развился за последние 50 лет в связи с изменением топливно-энергетического баланса: доля угля, древесины и торфа снизилась с 80 до 22%, доля нефти и газа, наоборот, увеличилась до 78 %. Особенно высокими темпами идет рост добычи и потребления природного газа. По тепловому эквиваленту себестоимость добычи газа в 13 раз ниже угольной и в 3 раза ниже нефтяной. Производительность труда при добыче газа в 25 раз выше, чем при добыче угля, и в 3 раза выше, чем при добыче нефти. Трубопроводный транспорт отличается от остальных видов транспорта тем, что он не соответствует полностью понятию «транспорт», так как подвижной состав и специально приспособленные под него пути сообщения в этом виде транспорта совмещены в одно понятие «трубопровод». Техническое оснащение: трубопроводный транспорт представляет собой трубопровод из сварных, как правило, стальных труб различного диаметра с антикоррозийным покрытием и насосных станций, расположенных на трубопроводе через каждые 100–140 км и работающих в автоматическом режиме. При перекачке газа на трубопроводе также устанавливают через каждые 200 км компрессорные станции для сжатия (сжижения) газа, что повышает производительность перекачки. К устройствам трубопроводного транспорта относятся также линейные узлы для соединения и разъединения параллельных или пересекающихся магистралей и перекрытия отдельных участков, в том числе при ремонте или авариях. В комплекс технического оснащения входят также средства связи для передачи информации, обеспечивающей функционирование всей системы, и сооружения для изменения физического состояния нефти или газа, например для поддержания определенного уровня температуры, очистки газа и т.д. Ввиду того что основные месторождения нефти и газа в России находятся в районах Севера и Сибири, роль трубопроводного транспорта для доставки этих грузов неоценима: по трубопроводам транспортируется около 95 % сырой нефти, весь природный газ и более 2/3 добываемого топлива. Трубопроводный транспорт характеризуется самыми высокими темпами развития. Это относится, прежде всего, к развитию газопроводной сети. Доля трубопроводного транспорта в общем объеме перевозок постоянно растет (табл. 4). Расширение сети трубопроводов вызвано, в том числе, необходимостью снятия перевозки нефти и нефтепродуктов с железнодорожного, речного и автомобильного транспорта. Грузонапряженность нефтепроводов составляет 7,3 млн. т-км/км, а железной дороги – примерно 16,0 млн. т-км/км. Естественно, необходимо расширение сети газопроводов как единственного экологически безопасного и экономически целесообразного способа транспортировки газа. Таблица 4.
Главными трубопроводами России являются: 1) крупнейший нефтепровод мира «Дружба» от Самары до стран Восточной Европы длиной 5116 км для снабжения нефтью Германии, Польши, Венгрии, Чехии и Словакии (3445 км нефтепровода находится на территории нашей страны); 2) трансконтинентальный газопровод Уренгой – Помары – Ужгород, длиной 4450 км; 3) нефтепровод «Транссибирский» по маршруту Туймазы – Иркутск длиной 3700 км; 4) нефтепровод «Союз» от Оренбурга до западной границы нашей страны протяженностью 2750 км; 5) нефтепровод Ямбург – западная граница длиной 4605 км для продажи нефти в Германию, Францию, Австрию, Швейцарию и другие страны; 6) нефтепровод Мангышлак – Поволжье – Украина, длиной 2500 км. Строятся новые трубопроводные нитки Западная Сибирь – Центр, Ямал –Запад и др. Проектируется трубопровод в обход Украины через Польшу в западные страны. Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства трубопроводного транспорта: – трубопровод может быть проложен на земле, под водой, на болотистых местах и участках вечной мерзлоты на специальных подпорках и т.п.; – объемы перекачки не ограничены; – полная сохранность качества и количества грузов благодаря герметизации труб и станций; – отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду; – автоматизация операций по сливу, наливу (начально-конечные операции) и перекачке; – самая низкая себестоимость и самая высокая производительность труда, что связано не в последнюю очередь с небольшим количеством людей, необходимых для выполнения перекачки; – незначительная зависимость от климатических условий, что делает процесс перекачки непрерывным; – меньшие, чем в другие виды транспорта, капиталовложения; – более короткий путь по сравнению с водными видами транспорта; – эффективность работы на любых расстояниях перевозки и др.
Рис. 6. Классификация трубопроводного транспорта Относительные недостатки трубопроводного транспорта: – неуниверсальность, так как перевозятся грузы ограниченной номенклатуры, преимущественно жидкие и газообразные; – возможность утечки жидкости или газа (экологическая проблема). Технология работы трубопроводного транспорта характеризуется непрерывностью перекачки грузов. Для повышения производительности трубопровода, а иногда и просто для осуществления перекачки (например, особо вязких сортов той же нефти), возникает технологическая необходимость изменения физико-химических свойств грузов, так как температурный режим, или вязкость, либо другие особенности при их добыче могут отрицательно влиять на производительность подвижного состава. Поэтому в отдельных случаях необходимо осуществлять подогрев или понижение температуры, обезвоживание, смешение, дегазацию (разложение отравляющих веществ, выделяемых химическими соединениями, до нетоксичных продуктов) и другие действия. Например, сорт парафинистой нефти подогревается до 50 °С, различные газы требуют разной температуры для сжижения (бутан сжижается при -48 °С, пропан – при -45 °С, а аммиак – при -33 °С). Проблемы и тенденции развития трубопроводного транспорта: – повышение пропускной способности трубопроводов за счет увеличения давления и диаметра труб или строительства вторых линий; – увеличение мощности насосных станций; – создание прочных, дешевых и тонкостенных труб; – защита трубы от внутренней и внешней коррозии[8], что связано с особенностями металла, агрессивностью среды, и в том числе с блуждающими токами, характерными для городов; – поиск материалов, снижающих или исключающих коррозию; – защита груза от турбулентности, уменьшающей скорость движения, а следовательно, и производительность; – укладка труб в местах залегания нефти и газа, особенно в условиях вечной мерзлоты; – замена металла для строительства труб; – изменение способа спайки и сварки швов для повышения безопасности; – быстрый поиск неисправностей в трубопроводе; – расширение номенклатуры перевозимых жидких не нефтяных и твердых грузов и др. Классификация трубопроводного транспорта представлена на рис. 6.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 6921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |