КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мотивация обучения в свете принципов обладания и бытия (по Э. Фромму)
Рассматривая обучение как одну из сфер формирования отношения к миру, американский психолог Э. Фромм в своей работе «Иметь или быть?» [101] попытался оценить его с позиции двух основных способов самореализации: обладания и бытия. Для него как представителя неофрейдизма обладание и бытие являются двумя основными способами реализации человека в обществе, преобладание одного из которых определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера. При существовании человека по принципу обладания его отношение к миру выражается в стремлении сделать его объектом владения. Принцип бытия противоположен обладанию и предполагает жизнелюбие человека и его подлинную причастность к миру. Рассмотренное с этих позиций образование позволяет выделить два типа отношений обучаемого к знаниям. Ученики, ориентированные на обладание, как правило, ограничиваются восприятием содержания, его фиксацией в конспекте и стремлением к его дословному заучиванию. Однако при этом само содержание обучения так и не становится частью их собственной системы мышления, не расширяет и не обогащает ее. В итоге такие ученики становятся владельцами целой коллекции чужих знаний. Совершенно иначе протекает процесс усвоения знаний у учеников, которые ориентированы на принцип бытия. Их отношение к любому занятию строится на активном заинтересованном участии. Уже до занятия они стараются осмыслить его тему, выявить свое отношение к пей. Поэтому в ходе занятия, получая учебную информацию, они реагируют на нее активно и продуктивно. В ответ на действия преподавателя у них рождаются новые вопросы, возникают новые идеи и перспективы. В итоге после каждого занятия в ученике происходят личностные изменения, он становится не таким, каким был прежде. Подобные различия можно обнаружить и в специфике протекания всех основных психических функций обучаемого. Так, работа памяти будет отличаться по характеру устанавливаемой между объектами запоминания связи. При вспоминании по принципу обладания такая связь устанавливается на основе механических или логических признаков. Это в чем-то напоминает процесс рассматривания фотографии, изображение на которой отделено от самого рассматривающего человека. В качестве основного средства запоминания используются записи, которые для многих становятся так называемой «отчужденной памятью». В то же время память, основанная на принципе бытия, представляет собой активное воспроизведение слов, мыслей, зрительных образов, Каждый отдельный факт тянет за собой целую цепь событий, связанных друг с другом как одно «живое» целое. Такой тип живого вспоминания приближается уже к акту продуктивного мышления. Поэтому тот, кто на занятии меньше писал, но больше думал, может в итоге запомнить гораздо больше других. Схожая ситуация складывается и в ходе учебного диалога. Если каждый участник спора рассматривает свое мнение как собственность, с которой невозможно расстаться, то вряд ли можно рассчитывать на его изменение. В этом случае участники беседы стремятся лишь к отстаиванию и сохранению своей точки зрения, не надеясь также и на изменения со стороны оппонента. Если же беседа не носит характера спора, то оба ее участника выступают как продавцы, стремящиеся произвести должное впечатление и подороже продать свой товар. При общении лиц, ориентированных на бытие, их собственное «Я» не чинит им препятствий, поэтому они могут всем своим существом реагировать на другого человека и его мысли. В общении у них рождаются новые идеи, которыми они всегда готовы поделиться с собеседником. Такая их живость, в свою очередь, помогает и другому участнику общения преодолеть собственный эгоцентризм. Возникает подлинный диалог, в котором больше уже не имеет значения, кто прав, а кто ошибался. Многое из того, что было сказано о процессе беседы, может быть отнесено и к работе с книгой. Ведь чтение — это та же беседа читателя с автором. Не приходится сомневаться, что многие ученики читают по принципу потребления или обладания. Такой способ во многом поддерживается самой школой, которая ставит своей основной целью дать каждому учащемуся определенный объем «культурной собственности». Все это делается только ради того, чтобы в конце обучения выдать свидетельство, удостоверяющее обладание хотя бы минимумом этой собственности. В итоге разница между уровнями образованности (от средней школы до аспирантуры) по сути дела состоит лишь в объеме приобретаемой культурной собственности. Особенно характерно такое отношение к чтению для так называемых отличников. Такие ученики привыкают получать из книг готовые знания и не учатся прислушиваться к автору, мысленно беседовать с ним, подмечать противоречия, находить новое у него и у себя. И наоборот, люди, читающие по принципу бытия, будут стремиться понять и самостоятельно оценить то, что написано в книге. Порой они могут это сделать даже глубже, чем сам автор, которому кажется важным все написанное. В итоге одни ученики говорят о себе: «У меня есть знание», т. е. они обладают некоторой информацией. В то же время есть люди, которые могут сказать про себя: «Я знаю». Истинное знание начинается с осознания обманчивости наших чувственных впечатлений и понимания иллюзорности многих расхожих представлений, закрепленных в общественном мнении. Знать — значит уметь проникать за поверхность явлений до самых корней; видеть действительность такой, какова она есть по сути; сохранять критичность восприятия, активно приближаясь к истине. Такое понимание знания позволяет по-новому взглянуть на проблему «незнания». «Незнание для тех, кто знает, равносильно знанию, поскольку и то и другое является частью процесса познания, хотя незнание в этом случае не тождественно невежеству бездумных. Оптимальное знание по принципу бытия — это знать глубже, а по принципу обладания — иметь больше знаний» [101, с. 48—49]. Существующая система обучения, по оценке автора, формирует у обучаемых отношение к знанию как к некоторой собственности, способной в дальнейшем обеспечить выпускникам адекватное общественное положение. При желании каждый обучаемый может получить особые «знания-люкс», предназначенные для более полного ощущения собственной значимости. В итоге учебные заведения предстают как некие фабрики, производящие такие упаковки со знаниями. Все это никак не согласуется с утверждениями о том, что цель обучения - ознакомить учащихся с высочайшими достижениями человеческого разума. Истинное движение человека к реализации своего «Я» и своего разума должно, по мнению автора, осуществляться в другом направлении. В своей работе «Человек для себя» Э. Фромм предлагает вернуться к идеалам Просвещения, согласно которым собственный разум человека должен рассматриваться им как ориентир в утверждении правильных этических норм. Девиз Просвещения «дерзай знать», что означает «доверяй своему знанию» уже обеспечил человечеству множество достижений. Исходя из этих принципов, автор формулирует основной тезис своей психологической этики: «Цель человека — быть самим собой, а условие достижения этой цели — быть человеком для себя» [102, с. 15]. Как следствие данного подхода Э. Фромм предлагает рассматривать разум в единстве с любовью. И то и другое — это формы постижения мира. Разум дает возможность проникать в сущность предмета, вступая в активные взаимоотношения с ним. Любовь позволяет разрушать стену, отделяющую одного человека от другого. Каждая из них невозможна без другой. Однако за ними стоят различные психологические силы: силы чувства и силы мышления, что делает возможным их рассмотрение по отдельности. Сущность любви, в отличие от многочисленных расхожих толкований, в ее плодотворности. Понятие плодотворной любви может быть раскрыто через ее содержание, включающее в себя четыре основных элемента: заботу, ответственность, уважение и знание. Забота и ответственность означают, что любовь — это деятельность, а не страсть или аффект. Точно так же любовь невозможна без уважения и знания. Уважение — это способность видеть человека таким, каков он есть. В то же время нельзя уважать человека, не зная его. Точно так же истинное мышление должно быть плодотворным. Этим оно во многом отличается от такого широко распространенного качества, как сообразительность. Сообразительность — это инструмент достижения практических целей. С ее помощью раскрываются те стороны вещей, которые позволяют ими манипулировать. В силу этого сама цель мышления и ее логические предпосылки не подвергаются сомнению. В такой форме осуществляется очень многое из того, что принимается за мышление. Разум как истинное мышление призван познавать, проникая в глубину вещей и процессов. Он должен схватывать все возможные перспективы и измерения объекта, а не только практически уместные. «Иметь дело с сущностью вещей — значит иметь дело не с чем-то "за" вещами, а с существенным, родовым и всеобщим, с наиболее общими и распространенными чертами явлений, освобожденными от всего поверхностного и случайного (не поддающегося логическому учету)» [102, с. 102]. Более специфическим свойством плодотворного мышления является забота. При плодотворном мышлении субъект не безразличен к предмету, а находится под его воздействием и заинтересован в нем. Думающий мотивирован своим интересом к объекту, он захвачен им и тем самым он заботится о нем. Именно взаимосвязь между субъектом и объектом, интерес человека к изучаемому стимулируют мышление сильнее всего. Не менее значимым для продуктивного мышления является уважение. Уважение выражается в стремлении думающего к объективности, готовности видеть ее такой, какова она есть сама по себе, не подменяя се своими надуманными объяснениями. В этом уважение ученого в чем-то сродни уважению влюбленного — и тот и другой должны уметь видеть объект таким, каков он по своей природе. В этом смысле уважение выступает, по сути, синонимом объективности, предполагающей способность человека не искажать и не фальсифицировать вещи, людей, себя. Объективность продуктивного мышления требует не только определенного видения объекта, но и особого отношения познающего к самому себе. Человек должен осознавать меру своей ответственности, поскольку любое его вмешательство в объект с необходимостью влечет определенные изменения в нем. Внутреннее единство мышления и любви показывает, что человек един во всех своих проявлениях. При этом плодотворность выступает основной, внутренне присущей человеку способностью. Если плодотворная активность парализована — это ведет к неадекватным формам поведения. И напротив, «свобода, материальная обеспеченность и организация общества, в котором труд может быть полным смысла проявлением способностей человека, составляют факторы, способствующие проявлению естественного человеческого стремления плодотворно употребить свои силы» [102, с. 106].
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1090; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |