Б) Методами, основанными на теории эффективной конкуренции
Вопрос 2.
В) Табличным методом
Б) Индексным методом
I конкурентоспособности товара = Цена товара * k
Качество товара
I конкурентоспособности товара А = 5 баллов * 10 = 5
10 рублей
I конкурентоспособности товара Б = 3 балла * 10 = 3
10 рублей
|
Марки товара
| Цена, руб.
| Качество, балл
| Соотношение качества к цене
| Ранг по цене
| Ранг по качеству
| Ранг по соотношению качества к цене
| Сумма рангов
|
А
|
|
|
|
|
|
|
|
Б
|
|
|
|
|
|
|
|
Конкурентоспособность предприятия - сравнительные преимущества хозяйствующего субъекта на рынке по отношению к аналогичным производителям товаров
|
Методы оценки конкурентоспособности предприятия
1. Матричный метод (метод оценки «Бостон консалтинг груп»)
2. Метод, базирующийся на теории конкурентоспособности товара,
3. Методы, основанные на теории эффективной конкуренции.
|
Примеры оценки конкурентоспособности различными методами
А) Матричным методом
Темп роста емкости рынка
| Y
| | | | | |
| | | | | |
| | | .Б
| | |
| | | | | |
| .А
| | | | |
| | | | | |
0
|
|
|
|
| 50 Х
|
Относительная доля предприятия на рынке
|
Методика консультационной американской фирмы «Дан энд Брэдстрит»
1-ая группа показателей - показатели, отражающие эффективность производственно-сбытовой деятельности предприятий: отношение чистой прибыли к чистым продажам, отношение чистой прибыли к чистой стоимости материальных активов, отношение чистой прибыли к чистому оборотному капиталу.
2-ая группа показателей - показатели второй группы характеризуют состояние производственной сферы предприятия - в основном интенсивность использования основного и оборотного капитала: отношение чистых продаж к чистой стоимости материальных активов, отношение чистых продаж к чистому оборотному капиталу, отношение чистых продаж к стоимости материально-производственных запасов, отношение основного капитала к стоимости материальных активов, отношение материально-производственных запасов к чистому оборотному капиталу.
3-я группа показателей - показатели, связанные с финансовой деятельностью предприятия: отношение оборотного капитала к текущему долгу, период оплаты текущих счетов; отношение текущего долга к стоимости материальных активов, отношение текущего долга к стоимости материально-производственных запасов, отношение долгосрочных обязательств к чистому оборотному капиталу.
|
Комплексный метод оценки конкурентоспособности
1-ая группа показателей - показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара и организации труда на производстве.
2-ая группа показателей - показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем.
3-я группа показателей - показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования.
4-я группа показателей - показатели конкурентоспособности товара - качество товара и цена.
|
Критерии и показатели конкурентоспособности предприятия.
Критерии и показатели конкурентоспособности
| Роль показателя в оценке
| Правило расчета показателя
|
1. Эффективность производственной деятельности
|
1.1 Издержки производства на единицу продукции
| Отражает эффективность затрат при выпуске продукции.
| Валовые издержки / Объем выпуска продукции
|
1.2 Фондоотдача
| Характеризует эффективность использования основных производственных фондов.
| Объем выпуска продукции / Среднегодовая стоимость основных производственных фондов
|
1.3 Рентабельность товара
| Характеризует степень прибыльности товара.
| (Прибыль от реализации / Полная себестоимость продукции) х 100%
|
1.4Производительность труда
| Отражает эффективность организации производства и использования рабочей силы.
| Объем выпуска продукции / Среднесписочная численность работников
|
2. Финансовое положение предприятия
|
2.1 Коэффициент автономии
| Характеризует независимость предприятия от заемных источников.
| Собственные средства / Общая сумма источников
|
2.2 Коэффициент платежеспособности
| Отражает способность предприятия выполнять свои внешние обязательства и измеряет вероятность банкротства.
| Собственный капитал / Общие обязательства
|
2.3 Коэффициент абсолютной ликвидности
| Отражает качественный состав средств, являющихся источниками покрытия текущих обязательств.
| Денежные средства и быстрореализуемые ценные бумаги / Краткосрочные обязательства
|
2.4 Коэффициент оборачиваемости оборотных средств.
| Характеризует эффективность использования оборотных средств. Соответствует времени, в течение которого оборотные средства проходят все стадии производства и обращения.
| Выручка от реализации продукции / Среднегодовой остаток оборотных средств
|
3.Эффективность организации сбыта и продвижения продукции
|
3.1 Рентабельность продаж
| Характеризует степень прибыльности работы предприятия на рынке, правильности определения рыночной цены.
| (Прибыль от реализации / Объем продаж) х100%
|
3.2 Коэффициент затоваренности готовой продукцией
| Отражает степень затоваренности готовой продукции. Рост показателя свидетельствует о снижении спроса.
| Объем нереализованной продукции / Объем продаж
|
3.3 Коэффициент загрузки производственной мощности
| Характеризует деловую активность предприятия, эффективность работы службы сбыта.
| Объем выпуска продукции /Производственная мощность
|
3.4 Коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта
| Характеризует экономическую эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта.
| Затраты на рекламу и стимулирование сбыта / Прирост прибыли от реализации
|
4. Конкурентоспособность товара
|
4.1 Качество товара
| Характеризует способность товара удовлетворять потребности в соответствии с его назначением
| Комплексный метод оценки
|
4.2 Цена товара
| -
| -
|
Формула для расчета конкурентоспособности предприятия комплексным методом оценки
n
К к.п.=S mi *Ji,
I=1
К к.п – комплексный показатель конкурентоспособности предприятия,
mi – i-ый критерий конкурентоспособности,
Ji– коэффициент весомости i–ого критерия конкурентоспособности.
|
Список дополнительной литературы.
1.Агапцов С.А., Максимова И.В. Оценка эффективности промышленного предприятия: Учебное пособие/ВАГС.- Волгоград, 1996.
2.Агапцов С.А., Максимова И.В. Оценка эффективности промышленно продукции: Учебное пособие/ВАГС.- Волгоград, 1996.
3.Как продавать товар на внешнем рынке./ Под ред. Савинова Ю.А. - М.: Мысль, 1990.
4.Перекалина Н.С. Качество в системе маркетинга. - М.: Система, 1992.
5. Романов А.Н., Лукасевич И.Я. Оценка коммерческой деятельности предпринимательства: опыт зарубежных корпораций. - М.: Финансы и статистика, 1993.
|
1. Порядок из хаоса: политическая кампания как управленческий процесс.
2. Особенности проведения политической кампании.
3. Внешняя среда политической кампании.