КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проявления «аффекта неадекватности» в поведении школьников
Опытно-экспериментальное знание Постановка проблемы. В статье Л. И. Божович «Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности» показано, что школьники достаточно часто проявляют в своем поведении повышенную обидчивость, упрямство, негативизм повышенную обидчивость, упрямство, негативизм и т. д. [14]. Психологической составляющей данного поведения выступают отрицательные аффективные переживания, в основе которых лежит неудовлетворенность каких-либо жизненно важных для ребенка потребностей или конфликт между ними. Особенно часто подобные переживания возникают в тех случаях, когда не удовлетворяются притязания ребенка в наиболее значимых для него областях деятельности. Гипотеза. В основе всех данных случаев отрицательных аффективных переживаний лежит конфликт между двумя одинаково сильными, но несовместимыми тенденциями: стремлением детей сохранить привычную для них, но неадекватно завышенную самооценку и способностью выполнить поставленную перед ними трудную задачу. Невозможность достичь требуемого результата сталкивает школьника с неуспехом. Переживание данного факта приводит к появлению отрицательно окрашенной реакции: он либо отвергает сам факт неуспеха, либо объясняет его не соответствующими действительности причинами. В итоге возникает неадекватная эмоциональная реакция на неуспех. Как правило, негативная реакция школьника вызывает ответные действия окружающих, способные лишь усугубить данное поведение. В них ребенок видит лишь подтверждение своим домыслам о несправедливом отношении к нему со стороны окружающих. Метод исследования. Лабораторный эксперимент. Методический замысел. В ходе экспериментальных действий намеренно столкнуть между собой разнонаправленные мотивационные тенденции испытуемых, чтобы добиться проявления конфликта притязаний. Отобрать тех испытуемых, у которых эти реакции проявились наиболее ярко, и соотнести их с другими особенностями личности школьников (в частности, с уровнем самооценки). Ход эксперимента. Участникам эксперимента было предложено самим, согласно своей самооценке, выбрать и решить задачу определенной степени трудности. Однако на самом деле все задачи были повышенной трудности, что, как правило, должно было приводить учеников к неудаче в их решении. Полученные результаты. Учащиеся с устойчивой адекватной самооценкой вели себя спокойно. Они разумно соотносили свои возможности со степенью сложности задач: не решив выбранную, они снижали свои притязания, а если решали исходную, то затем брали более сложную. Их негативные эмоции, если таковые возникали, распространялись в основном на себя. Испытуемые с завышенной самооценкой вели себя по-другому. Не сумев первоначально решить выбранную задачу, они последовательно повышали сложность выбираемых задач. В процессе работы многие из них эмоционально и вербально выражали свои претензии к окружающим обстоятельствам, включая и психологов-экспериментаторов. Реакция некоторых становилась не вполне адекватной: они начинали плакать, демонстративно грубили и т. д. Было видно, что они даже не допускают мысли о своей несостоятельности, что в конечном счете приводит к искаженной оценке действительности. Такого рода эмоциональные переживания в дальнейшем было предложено называть «аффектом неадекватности». Последующие исследования показали, что сама по себе завышенная самооценка далеко не всегда приводит к проявлению данного «аффекта неадекватности». Дети, имеющие завышенную самооценку, но твердо уверенные в своих силах, не проявляют в условиях конфликта подобных аффективных срывов. Если расхождение между уровнем притязаний и реальными возможностями ребенка лежит в определенных пределах и достаточно четко осознается самим ребенком, то эмоционального всплеска не происходит. Больше того, осознание данного расхождения начинает благоприятно сказываться на дальнейшем развитии ребенка. Если же у ребенка существует определенная внутренняя неуверенность в своих силах, в которой он порой боится признаться даже самому себе, то аффективные реакции проявляются особенно ярко. Дальнейшие наблюдения показали, что частое пребывание школьников в состоянии «аффекта неадекватности» способно приводить к появлению определенных отклонений в формировании личности. Такой ребенок становится «слепым и глухим»,по отношению к своему реальному опыту и еще больше утверждается в ложном представлении о себе и своих возможностях.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |