Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационно-проектное знание

Теоретические выводы.

Проявления «аффекта неадекватности» яв­ляются признаком искажения внутренней жизни ребенка в угоду нео­правданной самооценке. Неправильная самооценка складывается, как правило, в тех случаях, когда дети ориентируются только на мнения окружающих, не проявляя при этом достаточной самостоятельности и критичности. В случае закрепления такой неправильной самооцен­ки школьник привыкает к ней и испытывает потребность в ее сохране­нии. Чем более завышенной оказывается самооценка, тем активнее сопротивление ребенка ее изменению. Это сопротивление оказывает­ся тем более активным, чем менее способен ребенок к осуществлению оценочных действий по отношению к самому себе.

Определенная самооценка во многом влияет на уровень притяза­ний, проявляемый школьником. Если этот уровень превышает его воз­можности и в силу этого школьник не может выполнить поставлен­ные задачи, то у него могут возникать острые аффективные реакции. Это обусловлено тем, что неуспех сигнализирует о необходимости сни­зить самооценку, с чем школьник оказывается внутренне не согласен. В этом случае вместо нежелательных изменений внутреннего мира ре­бенок начинает пытаться изменить свои отношения с внешней средой. В результате возникает стремление, направленное на отвержение не­успеха, перекладывание ответственности за него на других.

Аффективный характер переживаний приводит к возникновению таких отрицательных форм поведения, как упрямство, обидчивость, агрессивность и др. Если эти состояния приобретают стабильный ха­рактер, то вызванные ими реактивные образования начинают закреп­ляться в виде привычных форм поведения. В силу несовершенства процессов самооценки школьник начинает относиться к этим своим реакциям вполне положительно, что приводит к их дальнейшему пре­образованию в устойчивые качества личности. В итоге подобные аф­фективные проявления, будучи вначале ситуативными, становятся для школьника привычными, а затем могут закрепиться и как черты характера.

Завышенная самооценка во многом означает постоянную фиксацию интересов ребенка на своем внутреннем мире, что способно приводить к созданию определенной направленности «на себя» в противополож­ность интересам других людей. Такая направленность способна оказывать существенное влияние на процесс формирования личности школь­ника в целом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проявления «аффекта неадекватности» в поведении школьников | Психология общего развития младших школьников (по Л. В. Занкову)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.