КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Субъекты дисциплинарного производства: их общие права и обязанности
В действующем законодательстве, задачи производства по привлечению к дисциплинарной ответственности четко не прописаны. Анализируя процессуальные нормы, регламентирующие производство по привлечению к дисциплинарной ответственности в различных отраслях государственного управления, и положив в основу анализа тот факт, что данный вид производства является составной частью административно-юрисдикционного, а значит, и юридического процесса, можно сделать вывод о том, что общие положения о процессуальной форме, стадиях процессуальной деятельности действуют и здесь, хотя и имеют определенную специфику. Наиболее полно вопросы, отнесенные к задачам административного производства прописаны в КоАП РФ в части, касающейся задач производства по делам об административных правонарушениях, где в ст. 24.1 сказано: «Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений». Иными словами, решаются две взаимосвязанные между собой задачи: • юрисдикционная, выражающаяся в справедливом, законном разрешении дела; • профилактическая, состоящая в предупреждении новых правонарушений. Рассматривая юрисдикционные начала административного производства, становится очевидным, что задачи производства по привлечению к дисциплинарной ответственности во многом тождественны задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, можно выделить четыре основные задачи производства по привлечению к дисциплинарной ответственности: а) всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дисциплинарного проступка или нарушения дисциплины; б) принятие в соответствии с законом решения о применении к виновному дисциплинарного взыскания; в) обеспечение исполнения принятого решения; г) выявление и устранение причин и условий, способствовавших нарушению дисциплины. Производство по привлечению к дисциплинарной ответственности представляет собой разновидность административной деятельности, а значит, в нем действуют ее общие принципы, учитывающие определенную специфику и задачи производства по применению к дисциплинарной ответственности, специфические, обусловленные, принципы. К основным принципам производства по привлечению к дисциплинарной ответственности, которые объективно отражают его свойства и раскрывают его сущность, относятся: законность; объективность (материальная истина); гласность; оперативность и эффективность; сочетание единоначалия и коллегиальности при принятии решения; персональная ответственность за принятое решение. Принцип законности основан на требованиях Конституции РФ и Федерального законодательства. Его сущность состоит в том, что применение норм материального права или иная форма реализации 80 всех случаях должны быть законными. Нормы реализуются в строгом соответствии с порядком, предписанным дисциплинарно-процессуальными нормами. Законность предполагает также охрану прав и законных интересов участников производства. В случае нарушения прав и законных интересов привлекаемого к дисциплинарной ответственности, последний может обжаловать незаконные действия. Принцип объективности (материальной истины) означает всестороннее и объективное исследование всех обстоятельств нарушения дисциплины или совершения дисциплинарного проступка. Для Установления истины важно не ограничиваться устными заявлениями участников, а требовать письменных объяснений от виновного, проверять документы, подтверждающие факты нарушения Дисциплины или совершения дисциплинарного проступка, показания свидетелей и достоверность их показаний.
Принцип материальной истины особенно важен потому, что применение права субъектами управления сопряжено не только с установлением и анализом фактов и обстоятельств, но и с воздействием на эти факты и обстоятельства в процессе применения правовых норм. Так, начальник, налагая на подчиненного дисциплинарное взыскание, не только применяет соответствующую административно-правовую норму, но и непосредственно воздействует на виновного, т.е. он в одном лице является «следователем», «судьей» и «органом», исполняющим взыскание. Принцип гласности заключается в публичности производства и его доступности членам трудового коллектива. Исключением может быть, когда это противоречит интересам охраны государственной тайны, а также сохранению сведении об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц. Принцип оперативности и эффективности направлен на обеспечение такой организации производства, которая не требует больших материальных затрат и вместе с тем обеспечивает быстроту разрешения дела. Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности при принятии решения состоит в том, что должностное лицо, наделенное дисциплинарной властью (руководитель) при принятии решения о применении мер дисциплинарного взыскания опирается и учитывает мнение коллектива или общественных органов (аттестационные комиссии, суды чести, профсоюзные комитеты и т.п.) Однако приняв такое решение, он несет за него персональную ответственность. Согласно принципу ответственности за принятое решение должностные лица, наделенные дисциплинарной властью, виновные в нарушении правил производства или принятии незаконного решения, несут, как правило, дисциплинарную ответственность.
В качестве носителей, управляющих «центров» любой практической деятельности выступают ее субъекты. Субъект — основной, ведущий носитель правовых отношений. От него непосредственно зависит разрешение юридического дела по существу. По общим правилам «субъектом административного права признается обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализаций полномочий, возложенных на него административным правом».
В каждой отрасли права есть такие специальные нормы, назначение которых — установить круг лиц, подпадающих под действие норм данной отрасли. Делается это путем перечисления признаков, указания на качества, которыми субъекты должны обладать, чтобы выступить в роли адресатов норм данной отрасли. Так и для субъекта производства по привлечению к дисциплинарной ответственности есть такие специальные нормы, которые закреплены в различных законодательных актах. Совокупность установленных нормами права качеств, дающая субъекту возможность быть носителем юридических прав и обязанностей, называется правосубъектностью, в составе которой различают правоспособность и дееспособность. Правоспособность — это обусловленная правом способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности, т.е. быть участником правоотношения. Совокупность же таких субъективных прав и обязанностей, объем и содержание полномочия, а также гарантии их реализации образуют правовой статус субъектов производства по привлечению к дисциплинарной ответственности. Очень часто может быть достаточно одной правоспособности, чтобы выступить стороной в правоотношении. Дееспособность — это обусловленная правом способность своими собственными действиями (бездействием) приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их. Основными качественными признаками правоспособности субъектов производства по привлечению к дисциплинарной ответственности являются: 1) наличие юридически оформленных трудовых отношений, так как только при этом условии возможно возникновение дисциплинарно-прцессуальных отношений;
2) наличие процессуальных прав и обязанностей, закрепляющих статус субъектов производства по привлечению к дисциплинарной ответственности. Рассматривая первый признак субъекта производства по привлечению к дисциплинарной ответственности — наличие юридически оформленных трудовых отношений, необходимо отметить следующее. Трудовые отношения должны оформляться письменно в форме трудового договора (контракта). В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ его суть состоит в соглашении между работодателем (руководителем) и работником, а это стороны трудового договора, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику соответствующую работу, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. Исходя из этого, следует вывод о том, что основными видами субъектов производства по привлечению к дисциплинарной ответственности являются работодатель и работник. Работодателем могут быть государственные и негосударственные органы или организации, в лице их соответствующих руководителей, наделенные правом письменно издавать приказы или распоряжения о приеме работника на работу или службу. Как правило, перечень руководителей, наделенных таким правом, специально оговорен в правовых актах. Например, в ст. 18. Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» определено, что Председатель Государственного таможенного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации; заместители председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации, другие сотрудники таможенных органов назначаются на должность и освобождаются от должности приказом начальника соответствующего таможенного органа. Похожий порядок назначения работников определяется широким кругом нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения. В качестве работника, как правило, выступают физические лица, соответствующие предъявляемым к ним законом требованиям. Такие требования на общих основаниях предъявляются: • к возрасту работника (ст. 63 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет); • к состоянию здоровья работника (во многих отраслях и сферах трудовой деятельности действуют специальные правила предварительного медицинского освидетельствования, причем чаще всего повышенные требования к состоянию здоровья предъявляются к работникам, обязанности которых предполагается исполнять в условиях, сопряженных с риском для их жизни и здоровья, например милитаризованные службы: военная, правоохранительная и др.) Законодательством могут быть установлены и другие требования к работнику, например отсутствие судимости работника или его близких родственников, прохождение обязательной дактилоскопии и т.п. Юридическим документом, дающим право считать трудовые отношения оформленными, является письменный приказ (распоряжение) работодателя (руководителя), содержание которого должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Рассматривая второй признак субъекта производства по привлечению к дисциплинарной ответственности — наличие процессуальных прав и обязанностей, закрепляющих статус субъектов производства по привлечению к дисциплинарной ответственности, необходимо отметить, что на основе анализа многочисленных нормативно-правовых актов, регламентирующих производство по привлечению к дисциплинарной ответственности, можно выделить общие права и обязанности работодателя: • право возбуждать производство по привлечению к дисциплинарной ответственности и контролировать ход его проведения; • применять меры процессуального обеспечения производства по привлечению к дисциплинарной ответственности; • организовывать и проводить служебные проверки по фактам нарушения дисциплины или совершения дисциплинарного проступка с целью их полного и объективного расследования; • требовать письменные и устные объяснения от виновных в нарушении дисциплины или совершении дисциплинарного проступка; • принимать во внимание и учитывать показания свидетелей нарушения дисциплины или совершения дисциплинарного проступка и других участников производства по привлечению к дисциплинарной ответственности; • определять вид дисциплинарного взыскания, соответствующий тяжести совершенного дисциплинарного проступка или ходатайствовать перед выше стоящим начальником о назначении дисциплинарного взыскания, выходящего за пределы своих полномочий; • издавать (подписывать) приказы или распоряжения о привлечении к дисциплинарной ответственности; • организовывать контроль за исполнением принятого решения о привлечении к дисциплинарной ответственности и учет этой работы. Анализируя дисциплинарно-правовые нормы, регламентирующие права и обязанности работника как субъекта производства по привлечению к дисциплинарной ответственности, необходимо отметить два аспекта: 1) права и обязанности работника как субъекта производства по привлечению к дисциплинарной ответственности специально и системно в действующем законодательстве не прописаны; 2) права и обязанности работника как субъекта производства по привлечению к дисциплинарной ответственности намного уже прав работодателя (начальника). К таким основным правам и обязанностям работника можно отнести: • право знакомиться со всеми материалами дела по привлечению к дисциплинарной ответственности; • давать объяснения и представлять доказательства, свидетельствующие о своей невиновности; • обжаловать решения о привлечении к дисциплинарной ответственности вышестоящему начальнику или в суд; • пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с действующим законодательством. Коротко остановимся на характеристике правового статуса иных субъектов производства по привлечению к дисциплинарной ответственности. К ним можно отнести различные общественные организации, которые наделены определенными правами в процессе производства по привлечению к дисциплинарной ответственности: профсоюзные организации, аттестационные комиссии, суды чести и некоторые другие. Участие профсоюзов как субъектов производства по привлечению к дисциплинарной ответственности, заключается, как правило, в том, что их мнение подлежит обязательному учету в определенных законом случаях. Например, при принятии решения о возможном расторжении трудового договора с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в соответствующий выборный профсоюзный орган данной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения. Выборный профсоюзный орган в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. В случае, если выборный профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный профсоюзный орган проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула. Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный профсоюзный орган права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя - обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда. В системе военной, правоохранительной и некоторых других видах милитаризованной государственной службы в качестве субъектов производства по привлечению к дисциплинарной ответственности действуют аттестационные комиссии и суды чести. Их роль заключается в том, чтобы способствовать принятию объективного решения о привлечении к дисциплинарной ответственности. В качестве субъекта производства по привлечению к дисциплинарной ответственности деятельность аттестационных комиссий можно рассматривать с точки зрения наделения их правом на основе всестороннего и объективного рассмотрения деловых, нравственных и личных качеств аттестуемого, его отношения к выполнению служебных обязанностей аттестационная комиссия делать один из следующих выводов: • соответствует занимаемой должности; • соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через шесть месяцев или год; не соответствует занимаемой должности. Одновременно с выводами по результатам аттестации аттестационная комиссия может дать рекомендации о понижении в должности, об освобождении от должности либо увольнении из органов внутренних дел, а также внести другие предложения
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |