Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8 культура и общество




Література

1. Б.А.Калабеков Цифровые устройства и многопроцессорные системы: Учебник для техникумов связи. -Горячая линия -Телеком, 2003. - 336с.: ил

2. АА.Фрунзе, А.В Фрунзе Микроконтроллеры? Это же просто! Т.3.-М.: ООО «ИД СКИМЕН», 2003.-224с.: ил

3. В.В.Сташин, А.В.Урусов, О.Ф.Мологонцева Проектирование цифрових устройств на однокристальных микроконтроллерах –М.: Энергоатомиздат, 1990.-224с.:ил

4. Боборыкин А.В., Липовецкий ГЛ., Литвинский Г.В., Оксинь О.Н., Прохорчцк СВ., Проценко Л.В., Петренко Н.В., Сергеев А.А., Сивобород П.В. Однокристальные микроЭВМ. М.; МИКАП, 1994, — 400 с; ил. -ISBN 5-85959-030-Х

5. Стахов О.П. Введення в алгоритмічну теорію вимірювання. М.,«Рад.Радіо», 1977, 288 с.

6. Борисенко А. А. Біноміальний рахунок. Теорія і практика. Суми, «Університетська книга». 2004. - 167 с.

7. Кухар В. М. Білий Б. М. Теоретичні основи початкового курсу математики: Київ: Вища школа. 1980. - 360 с.

8. Вівалюк Л. М., Григоренко В. К., Левищенко С. С. Числові системи: Київ: Вища школа. 1988. - 271 с..

 

1 Природа, общество, культура.

2 Научно-технический прогресс и культура.

3 Культура и глобальные проблемы современности.

 

1. Природа – это совокупность естественных условий для жизни человека и человечества. С точки зрения современного научного знания природа и культура – противоположные, но взаи­модополняющие составляющие бытия человека. Че­ловек создает свой собственный мир, отдаляясь от природы. Этот «искусственный» мир как результат целенаправленной деятельности человека принято называть культурой, противопоставляя его приро­де.

В то же время существует точка зрения, согласно которой основное различие между природой и куль­турой заключается в уровне сложности способов жизнедеятельности человека (как представителя мира культуры) и животного (как представителя мира природы). Такой подход рассматривает куль­туру как особый этап эволюции природы, человек здесь выступает как связую­щее звено между природой и культурой. Поскольку социокультур­ный опыт не наследуется генетически, то основой для разграничения природы и культуры является вопрос о способе накопления и передачи этого опыта.

Одно из важнейших мест в исследовании данной проблемы занимает вопрос об отношениях природы и человека как субъекта культуры. С момента своего появления на Земле человек начинает активно пре­образовывать природу, в результате этой деятельности все дальше отдаляясь от нее, выступая в каче­стве покорителя и эксплуататора. Результатом этого многовекового воздействия стало все обостряющее­ся столкновение между природой и культурой, вы­ражающееся в виде экологического кризиса, нару­шении естественного баланса и т. д.

Культура возникает в обществе при переходе к социальной форме жизни, выступая средством регулирования и гармонизации отношений его членов. Будучи не только совокупностью культурных объектов и ценностей, но и системой отношений, и организующим принципом социальной и духовной сфер, культу­ра дает обществу формы организации его жизни.

Культура как сложный общественный феномен охватывает различные стороны существования общества и деятельности человека в нем, задает и регулирует нормативность ее проявлений. Культура, выработанные в ней нормы и установки способствуют сглаживанию возможных противоречий и конфликтов, формируют климат, обеспечивающий здоровое социальное и психологическое функ­ционирование общества. Формируемые и выражаемые в культуре идеалы способствуют развитию и совершенствованию членов общества. Не может существовать стабильного общества без системы укорененных в его традициях культурных представлений. В свою очередь именно жизнь общества наполняет культуру своим содержанием, определяет состав и иерархию ценностей, доминирующих в обществе представлений, установленных в нем норм.

 

2. Преобразовывая природу, человек создает мир культуры. Изобретение и применение различного рода приспособлений, которые могут облегчить труд и жизнь в целом, сделало технику неотъемлемой час­тью человеческого бытия.

Превращение природы в объект научного знания обеспечило ряд важных открытий, став нормой человеческой деятельности. Интенсивное развитие науки и техники дало возможность усовершенствовать орудия производства, добиться большей эффективности в обеспечении продуктами труда, сделать жизнь максимально удобной и комфортной и даже увеличить продолжи­тельность самой жизни. В то же время стремление человека преодолеть зависимость от природы приво­дит к возникновению новой зависимости – от тех­ники, машин. События XX столетия поставили под со­мнение признание научно-технического прогресса как безусловного блага для человечества. Основным противоречием при этом представляется то, что на­учно-технический прогресс опережает прогресс ду­ховный, нравственный.

Союз науки и техники и их стремительный про­гресс оказывают противоречивое влияние на судьбу человека и его культуру. С одной стороны, возникновение культуры связано с техни­кой и потому без нее культура невозможна. С другой стороны, техника, играя слишком большую роль в современном мире, может привести культуру к гибе­ли.

Неоднозначное отношение к научно-техническо­му прогрессу нашло выражение в виде двух поляр­ных точек зрения. Первую представляет сциен­тизм – мировоззренческое направление, преуве­личивающее роль и значение науки в обществе за счет преуменьшения роли других форм человече­ской культуры, восславляющее научно-технический прогресс, позитивно оценивающее роль научно­го знания в культуре. Другое направление – анти­сциентизм – полагает, что наука не является безо­говорочным благом, она не может быть средством для решения всех проблем.

Вопрос о неоднозначности и противоречивос­ти научно-технического прогресса в разных сферах общественной и куль­турной жизни на сегодняшний день является одним из важнейших для дальнейшей судьбы всей человеческой цивилизации. Повсеместное господ­ство техники может обернуться крушением культуры. Человечество должно решить главную задачу – на­учиться сочетать изменения в научно-технической, социальной, духовной, культурной сферах, чтобы между ними не разрушалась гармония, чтобы без­думное покорение природы и насилие над ней не подвели людей к гибели.

3. Современная культура является результатом всего предшествующего развития человечества. В XX в. культура столкнулась с глобальными, общепланетарными проблемами. Они вышли за рамки государственных границ и континентов и пред­ставляют собой общечеловеческуюзадачу. Само понятие «гло­бальные проблемы» восходит к латинскому слову глобус - «земной шар».

Существуют определенные факторы,позволяющие квалифи­цировать ту или иную проблему как глобальную. Они должны включать:

- общечеловеческий характер проблемы (она должна затра­гивать интересы всего человечества);

- ее проявление во всемирном масштабе (данная пробле­ма должна быть актуальной для всех регионов мира);

- перспективу развития в будущем;

- совместные усилия всего человечества для ее реше­ния.

К глобальным проблемам относятся:

- предотвращение угрозы войны с применением оружия массового поражения, сохранение и упрочение мира;

- преодоление экологического кризиса, связанного с ката­строфическими последствиями человеческой деятельности;

- обеспечение сбалансированного роста народонаселе­ния;

- защиту здоровья людей от особо опасных массовых заболеваний и от негативных последствий научно-техничес­кого прогресса;

- обеспечение растущих потребностей мирового хо­зяйства в энергии и природных ресурсах и пр.

Некоторые авторы к числу глобальных проблем относят также:

- проблему урбанизации — сосредоточение ог­ромных масс населения в крупных и сверх­крупных городах при упадке села;

- проблему кризиса культуры — точнее, бескультурья, выступающего под знаменем «контркультуры» со столь же гибельными последствиями для об­щества;

- проблему антиобщественных явлений — нар­комании, алкоголизма, преступности;

- проблему преодоления разрыва между уровнем развития экономики Севера и Юга — развитых и развивающихся стран, ликвидация голода, нище­ты и неграмотности в развивающихся государ­ствах и др.

С 60-х годов ХХ века исследованием перспектив развития человечества занимается фу­турология (от латинского футурум – «будущее»). Наиболее авторитетные исследования по проблемам будуще­го развития, глобального моделирования принад­лежат ученым, объединившимся в Римский клуб международную организацию, созданную в 1968 г. Именно Римский клуб сформулировал понятие «глобальные проблемы» - проблемы, являющиеся принципиальными и жизненно важными для всего человечества. Именно общечеловеческий характер глобальных проблем делает их предметом культурологии.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.