КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 8 культура и общество
Література 1. Б.А.Калабеков Цифровые устройства и многопроцессорные системы: Учебник для техникумов связи. -Горячая линия -Телеком, 2003. - 336с.: ил 2. АА.Фрунзе, А.В Фрунзе Микроконтроллеры? Это же просто! Т.3.-М.: ООО «ИД СКИМЕН», 2003.-224с.: ил 3. В.В.Сташин, А.В.Урусов, О.Ф.Мологонцева Проектирование цифрових устройств на однокристальных микроконтроллерах –М.: Энергоатомиздат, 1990.-224с.:ил 4. Боборыкин А.В., Липовецкий ГЛ., Литвинский Г.В., Оксинь О.Н., Прохорчцк СВ., Проценко Л.В., Петренко Н.В., Сергеев А.А., Сивобород П.В. Однокристальные микроЭВМ. М.; МИКАП, 1994, — 400 с; ил. -ISBN 5-85959-030-Х 5. Стахов О.П. Введення в алгоритмічну теорію вимірювання. М.,«Рад.Радіо», 1977, 288 с. 6. Борисенко А. А. Біноміальний рахунок. Теорія і практика. Суми, «Університетська книга». 2004. - 167 с. 7. Кухар В. М. Білий Б. М. Теоретичні основи початкового курсу математики: Київ: Вища школа. 1980. - 360 с. 8. Вівалюк Л. М., Григоренко В. К., Левищенко С. С. Числові системи: Київ: Вища школа. 1988. - 271 с..
1 Природа, общество, культура. 2 Научно-технический прогресс и культура. 3 Культура и глобальные проблемы современности.
1. Природа – это совокупность естественных условий для жизни человека и человечества. С точки зрения современного научного знания природа и культура – противоположные, но взаимодополняющие составляющие бытия человека. Человек создает свой собственный мир, отдаляясь от природы. Этот «искусственный» мир как результат целенаправленной деятельности человека принято называть культурой, противопоставляя его природе. В то же время существует точка зрения, согласно которой основное различие между природой и культурой заключается в уровне сложности способов жизнедеятельности человека (как представителя мира культуры) и животного (как представителя мира природы). Такой подход рассматривает культуру как особый этап эволюции природы, человек здесь выступает как связующее звено между природой и культурой. Поскольку социокультурный опыт не наследуется генетически, то основой для разграничения природы и культуры является вопрос о способе накопления и передачи этого опыта. Одно из важнейших мест в исследовании данной проблемы занимает вопрос об отношениях природы и человека как субъекта культуры. С момента своего появления на Земле человек начинает активно преобразовывать природу, в результате этой деятельности все дальше отдаляясь от нее, выступая в качестве покорителя и эксплуататора. Результатом этого многовекового воздействия стало все обостряющееся столкновение между природой и культурой, выражающееся в виде экологического кризиса, нарушении естественного баланса и т. д. Культура возникает в обществе при переходе к социальной форме жизни, выступая средством регулирования и гармонизации отношений его членов. Будучи не только совокупностью культурных объектов и ценностей, но и системой отношений, и организующим принципом социальной и духовной сфер, культура дает обществу формы организации его жизни. Культура как сложный общественный феномен охватывает различные стороны существования общества и деятельности человека в нем, задает и регулирует нормативность ее проявлений. Культура, выработанные в ней нормы и установки способствуют сглаживанию возможных противоречий и конфликтов, формируют климат, обеспечивающий здоровое социальное и психологическое функционирование общества. Формируемые и выражаемые в культуре идеалы способствуют развитию и совершенствованию членов общества. Не может существовать стабильного общества без системы укорененных в его традициях культурных представлений. В свою очередь именно жизнь общества наполняет культуру своим содержанием, определяет состав и иерархию ценностей, доминирующих в обществе представлений, установленных в нем норм.
2. Преобразовывая природу, человек создает мир культуры. Изобретение и применение различного рода приспособлений, которые могут облегчить труд и жизнь в целом, сделало технику неотъемлемой частью человеческого бытия. Превращение природы в объект научного знания обеспечило ряд важных открытий, став нормой человеческой деятельности. Интенсивное развитие науки и техники дало возможность усовершенствовать орудия производства, добиться большей эффективности в обеспечении продуктами труда, сделать жизнь максимально удобной и комфортной и даже увеличить продолжительность самой жизни. В то же время стремление человека преодолеть зависимость от природы приводит к возникновению новой зависимости – от техники, машин. События XX столетия поставили под сомнение признание научно-технического прогресса как безусловного блага для человечества. Основным противоречием при этом представляется то, что научно-технический прогресс опережает прогресс духовный, нравственный. Союз науки и техники и их стремительный прогресс оказывают противоречивое влияние на судьбу человека и его культуру. С одной стороны, возникновение культуры связано с техникой и потому без нее культура невозможна. С другой стороны, техника, играя слишком большую роль в современном мире, может привести культуру к гибели. Неоднозначное отношение к научно-техническому прогрессу нашло выражение в виде двух полярных точек зрения. Первую представляет сциентизм – мировоззренческое направление, преувеличивающее роль и значение науки в обществе за счет преуменьшения роли других форм человеческой культуры, восславляющее научно-технический прогресс, позитивно оценивающее роль научного знания в культуре. Другое направление – антисциентизм – полагает, что наука не является безоговорочным благом, она не может быть средством для решения всех проблем. Вопрос о неоднозначности и противоречивости научно-технического прогресса в разных сферах общественной и культурной жизни на сегодняшний день является одним из важнейших для дальнейшей судьбы всей человеческой цивилизации. Повсеместное господство техники может обернуться крушением культуры. Человечество должно решить главную задачу – научиться сочетать изменения в научно-технической, социальной, духовной, культурной сферах, чтобы между ними не разрушалась гармония, чтобы бездумное покорение природы и насилие над ней не подвели людей к гибели. 3. Современная культура является результатом всего предшествующего развития человечества. В XX в. культура столкнулась с глобальными, общепланетарными проблемами. Они вышли за рамки государственных границ и континентов и представляют собой общечеловеческуюзадачу. Само понятие «глобальные проблемы» восходит к латинскому слову глобус - «земной шар». Существуют определенные факторы,позволяющие квалифицировать ту или иную проблему как глобальную. Они должны включать: - общечеловеческий характер проблемы (она должна затрагивать интересы всего человечества); - ее проявление во всемирном масштабе (данная проблема должна быть актуальной для всех регионов мира); - перспективу развития в будущем; - совместные усилия всего человечества для ее решения. К глобальным проблемам относятся: - предотвращение угрозы войны с применением оружия массового поражения, сохранение и упрочение мира; - преодоление экологического кризиса, связанного с катастрофическими последствиями человеческой деятельности; - обеспечение сбалансированного роста народонаселения; - защиту здоровья людей от особо опасных массовых заболеваний и от негативных последствий научно-технического прогресса; - обеспечение растущих потребностей мирового хозяйства в энергии и природных ресурсах и пр. Некоторые авторы к числу глобальных проблем относят также: - проблему урбанизации — сосредоточение огромных масс населения в крупных и сверхкрупных городах при упадке села; - проблему кризиса культуры — точнее, бескультурья, выступающего под знаменем «контркультуры» со столь же гибельными последствиями для общества; - проблему антиобщественных явлений — наркомании, алкоголизма, преступности; - проблему преодоления разрыва между уровнем развития экономики Севера и Юга — развитых и развивающихся стран, ликвидация голода, нищеты и неграмотности в развивающихся государствах и др. С 60-х годов ХХ века исследованием перспектив развития человечества занимается футурология (от латинского футурум – «будущее»). Наиболее авторитетные исследования по проблемам будущего развития, глобального моделирования принадлежат ученым, объединившимся в Римский клуб – международную организацию, созданную в 1968 г. Именно Римский клуб сформулировал понятие «глобальные проблемы» - проблемы, являющиеся принципиальными и жизненно важными для всего человечества. Именно общечеловеческий характер глобальных проблем делает их предметом культурологии.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |