Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные элементы и функции культуры




К основным элементам культуры относят:

1) ценности — признанные всем обществом или боль­шей его частью представления о том, к каким целям дол­жен и/или может стремиться человек, а к чему он стре­миться не может (например, десять христианских запо­ведей);

2) нормы — правила и стандарты поведения, которым должен следовать человек, если он разделяет систему ценностей культуры. Нормы поддерживаютсясанкция­ми, то есть наказаниями и наградами за их нарушение. Соответственно, санкции могут быть негативными и по­зитивными;

3) обычаи — установившиеся схемы (паттерны) пове­дения, обязательно на уровне культуры в целом; их мож­но охарактеризовать как культурные привычки;

4) этикет — совокупность правил поведения по отно­шению к другим людям, включающая особые традиции, ритуалы и нормы, которые были выработаны обществом или его частью и могут иметь религиозное, философское или какое-то другое обоснование; как правило, этикет характерен для высших слоев общества;

5) традиции — совокупность элементов культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и являются ценностью в рамках данной культуры;

6) язык — совокупность знаков, используемая члена­ми общества для коммуникации, а также в рамках вто­ричных моделирующих систем (художественной литера­туре, поэзии, ритуальных текстах и т.д.). Язык представ­ляет собой систему, отражающую и поддерживающую кар­тину мира, характерную для данной культуры, а также обеспечивающую социальный контроль (поскольку норма не может существовать, не будучи выраженной языком);

7) обряд — совокупность коллективных действий, воп­лощающих в себе определенные представления и ценности данного общества и вызывающих у всех носителей данной культуры аналогичные чувства; такие чувства могут носить коллективный характер.

 

Выделяют следующие функции культуры.

а) Кумулятивная функция направлена на накопле­ние и сохранение опыта, полученного культурой в резуль­тате взаимодействия индивидов внутри культуры и взаи­модействия с другими культурами. Существование этой функции позволяет определить культуру как особое сред­ство передачи социальной информации.

б) Коммуникативная функция связана с передачей сообщений в ходе совместной деятельности, а также пред­полагает трансляцию социального опыта (в том числе межпоколенческого).

в) Регулятивная функция культуры заключается в том, что общество создает ориентиры для человеческих действий и систему контроля за этими действиями.

г) Интегрирующая функция обеспечивает целостность культуры, осознание данной целостности индивидами, принадлежащими к ней. Данная функция осуществляет­ся за счет создания системы значений, ценностей и норм, которые выступают гарантом стабильности социальных систем.

Все это дает возможность определить культуру как механизм ценностно-нормативной интеграции социальных систем.

Различают три формы культуры:

1) народная культура — это произведения искусства, в том числе и прикладного, которые создаются непрофес­сиональными авторами: сказки, былины, песни, мифы, предания и т. д. Основное проявление народной культу­ры — фольклор; однако его отличительной чертой явля­ется локализованность, то есть привязанность к опреде­ленной территории, что не является обязательным при­знаком для народной культуры;

2) элитарная культура — это произведения искусст­ва, восприятие которых требует высокого уровня образо­вания; к ней относят академическую музыку, литературу и изящные искусства. Произведения элитарной культу­ры создаются привилегированной частью общества либо по ее заказу. Как правило, при помощи этого термина обозначают то, что непонятно для широкого круга людей и потребляется только искушенной частью общества;

3) массовая культура — явление, возникшеев XX в. вследствие развития средств массовой информации, ко­торые обладают огромной аудиторией. В результате куль­турные тексты (в широком смысле этого слова, то есть не обязательно языковые) стали доступными одновременно для очень большого числа людей. Массовая культура до­ступна для всех слоев и социальных групп. Она может быть как национальной, так и общей. Термин “массовая культура” часто связывается с индустрией культуры и употребляется в уничижительном смысле.

Выделяют также виды культуры:

1) доминирующая культура — культура, которую разделяют большинство членов того или иного сообще­ства, антоним контркультуры;

2) субкультура — культура, выработанная в той или иной социальной группе, в том или ином сообществе. Употребление этого термина предполагает наличие культуры, которая охватывает более широкий круг людей. Например, субкультурой можно считать культуру любой национальности по отношению к общечеловеческой куль­туре, культуру молодежных группировок по отношению к национальной культуре и т. д.;

3) контркультура — совокупность культурных норм и ценностей, способов коммуникации и т. д., выработан­ная членам какого-то сообщества в противовес общепри­нятым нормам и ценностям. Обязательным признаком контркультуры является ее оппозиционность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 6039; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.