Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие культуры




КУЛЬТУРА

Культура представляет собой всю совокупность неби­ологических, то есть приобретенных, а не врожденных аспектов жизни человека, являющихся чертой, которая отличает его от животных. Слово “культура” восходит к латинскому слову “cultura”, обозначавшему возделыва­ние земли.

Существует несколько подходов к определению куль­туры. Обобщив около 500 дефиниций, американские ант­ропологи А. Кребер и X. Клакхон выделили три основ­ные характеристики, на которые обращали внимание боль­шинство исследователей:

1) культура — это то, что отличает человека от живот­ных, то, что свойственно только человеческому обществу;

2) культура — это то, что не передается биологически, а предполагает передачу посредством обучения; культура не детерминирована особенностями человека как вида, а создана им; культура противоположна природе;

3) культура передается при помощи символических форм (языка, произведений искусства, изделий и инстру­ментов и т.д.) и связана с идеями.

Слово “культура” можно употреблять обобщенно, при­менительно к культуре вообще. Однако не менее часто это слово используется для обозначения конкретного куль­турного организма, который обладает своей спецификой, своей индивидуальной структурой (в этом случае говорят о русской, английской, японской культурах).

Иногда данный термин используют также в узком зна­чении — для обозначения более высокой степени куль­турности. Так, любой человеческий коллектив обладает своей культурой, однако с точки зрения внешних наблюдателей он может нуждаться в дополнительной аккультурации, то есть в насаждении (навязывании) того, что эти наблюдатели понимают под культурой.

 

Существует несколько подходов к рассмотрению куль­туры:

1) с семиотической точки зрения (семиотика — наука о знаках) культура может быть определена как небиоло­гическая знаковая система, при помощи которой переда­ется социальный опыт. Указание на небиологический характер в данном случае необходимо, поскольку семи­отика изучает и биологические знаковые системы (напри­мер, симптомы в медицине);

2) с социологической точки зрения культура является социальным институтом, обеспечивающим системность и устойчивость общества;

3) аксиологический подход (аксиология — наука о ценностях) рассматривает культуру как мир ценностей, представляющий собой иерархию смыслов и идеалов, разделяемых всеми членами некоторого сообщества;

4) с точки зрения деятельностного подхода культура определяется как совокупность “технологий”, выработан­ных и используемых человеком для достижения опреде­ленных целей. Такие технологии придают деятельности человека особую направленность, а также целостность.

А вот другая классификация подходов к культуре:

1. С позиций символизма (Т. Парсонс, К. Гирц), эле­ментами культуры являются в первую очередь символы, которые опосредуют отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т.д.).

2. С точки зрения функционализма (Б. Малиновский, А. Ратклифф-Браун), каждый элемент культуры выпол­няет определенную функцию — удовлетворяет определен­ные человеческие потребности. Другими словами, все эле­менты культуры рассматриваются с точки зрения того, какое место они занимают в целостной культурной систе­ме. Система культуры — это характеристика социальной системы. В “нормальном” состоянии социальные системы самодостаточны, уравновешены, гармоничны. Имен­но с точки зрения этого “нормального” состояния и оце­нивается функциональность элементов культуры.

3. Согласно адаптивно-деятепъностному подходу

(Э. Маркарян), культура представляет собой способ дея­тельности, а также систему механизмов небиологическо­го характера, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей.

Культура, будучи системой понятий, ценностей, оценок, в значительной степени определяет то, как видит мир ее носитель. Для представления этой идеи было введено поня­тие культурной картины мира, которая отличается от на­учной картины мира. Культурная картина мира включает в себя всю совокупность опыта, полученного данным на­родом на протяжении всей истории своего существования.

Культурная картина мира может по праву считаться понятием, которое обобщает все подходы, которые при­меняются при изучении культуры.

Различают культуру духовную и культуру материаль­ную. Материальная культура — это предметы ремесел, производства, техника, сооружения, орудия труда, то есть артефакты (все, что сделано руками человека). Принци­пиально важно, что артефакты не только являются пред­метами, созданными человеком, а следовательно, проти­вопоставляются природным объектам: они также несут на себе определенную смысловую нагрузку, могут иметь сим­волическое значение, а также представляют для членов общества ценность. Другими словами, они концентриру­ют вокруг себя значения, понятные всем носителям дан­ной культуры.

Духовная культура (нематериальная культура) вклю­чает в себя все то, что не имеет непосредственного мате­риального субстрата, но выражается лишь косвенно в продуктах материальной культуры: язык, идеология, знания, ценности, обычаи и т.д. Элементы, входящие в нематериальную культуру, нельзя потрогать руками, но они существуют в нашем сознании и постоянно поддер­живаются в процессе взаимодействия.

Между духовной и материальной культурой нет четко­го различия, они являются как бы разными сторонами одной монеты. Это можно показать на примере искусства. Любое произведение искусства является материальным феноменом, поскольку всегда в чем-то воплощено (это ка­сается даже музыки, которая выражается в звуках либо нотной записи). Но в то же время любое произведение ис­кусства представляет собой выражение определенных смыс­лов, отражающих ценности и идеологию общества или эпохи либо противостоящих общепринятым ценностям.

При исследовании культуры различают культурную статику и культурную динамику. Культурная статика — это внутреннее строение культуры, совокупность элемен­тов, которые ее конституируют, и связей между ними. Культурная динамика описывает те изменения, которые претерпевает культура при распространении во времени (исторический аспект) или в пространстве (расширение культуры, увеличение числа ее носителей).

Как уже указывалось, термин “культура” может ис­пользоваться для обозначения конкретного, уникального и отличного от всех остальных культурного организма. И действительно, русская культура значительно отлича­ется от английской, немецкой, французской и других культур. Каждой культуре присущи индивидуальные чер­ты, которые проявляются при культурных контактах.

Однако, пожалуй, в каждой культуре содержатся эле­менты, которые могут быть названы культурными уни­версалиями. Культурные универсалии — это такие чер­ты, нормы, свойства, традиции, обычаи, которые прису­щи всем культурам независимо от того, на каком этапе развития они находятся и в каком месте земного шара локализуются. Американский социолог Джордж Мердок в 1959 г. описал такие универсалии. Он отнес к ним зна­чимость различия между людьми по возрасту, использо­вание нательных украшений, спорт, космологию, гадание, танцы, декоративное искусство, ухаживание и другие культурные феномены (всего им было выделено 70 уни­версалий).

Существует два крайних подхода к рассмотрению куль­турных универсалий:

1) релятивизм, в основе которого лежит принцип:

“Каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее цен­ностей и норм”. Другими словами, релятивизм отрицает существование культурных универсалий и утверждает, что в культурах есть лишь специфичное, а любое описа­ние одной культуры возможно лишь с позиции другой. Следовательно, сравнительное изучение культур оказы­вается невозможным, так как нет ничего общего, что можно было бы взять в качестве точки отсчета для срав­нения;

2) этноцентризм, основанный на принципе: “Моя куль­тура — лучшая, а остальные — хуже”. На самом деле сторонники этого подхода не определяют свою позицию таким образом; скорее, эта формулировка, как и сам яр­лык “этноцентризм”, была бы уместной в устах их крити­ков. С точки зрения “этноцентризма” различий между культурами нет, то есть реальная действительность в одина­ковой степени доступна для представителей всех националь­ностей и никак не искажается культурной картиной мира. В результате специфичное в других культурах просто не замечается.

На самом деле ярлык “этноцентризм” более уместен применительно к опасности, которую влечет за собой по­добный подход, — опасности давать оценку и интерпре­тировать факты с позиций своей собственной культуры. Естественно, такой подход возможен и имеет право на существование. Однако он совершенно не способствует пониманию между культурами и, в конечном счете,гро­зит культурным милитаризмом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.