КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие культуры
КУЛЬТУРА Культура представляет собой всю совокупность небиологических, то есть приобретенных, а не врожденных аспектов жизни человека, являющихся чертой, которая отличает его от животных. Слово “культура” восходит к латинскому слову “cultura”, обозначавшему возделывание земли. Существует несколько подходов к определению культуры. Обобщив около 500 дефиниций, американские антропологи А. Кребер и X. Клакхон выделили три основные характеристики, на которые обращали внимание большинство исследователей: 1) культура — это то, что отличает человека от животных, то, что свойственно только человеческому обществу; 2) культура — это то, что не передается биологически, а предполагает передачу посредством обучения; культура не детерминирована особенностями человека как вида, а создана им; культура противоположна природе; 3) культура передается при помощи символических форм (языка, произведений искусства, изделий и инструментов и т.д.) и связана с идеями. Слово “культура” можно употреблять обобщенно, применительно к культуре вообще. Однако не менее часто это слово используется для обозначения конкретного культурного организма, который обладает своей спецификой, своей индивидуальной структурой (в этом случае говорят о русской, английской, японской культурах). Иногда данный термин используют также в узком значении — для обозначения более высокой степени культурности. Так, любой человеческий коллектив обладает своей культурой, однако с точки зрения внешних наблюдателей он может нуждаться в дополнительной аккультурации, то есть в насаждении (навязывании) того, что эти наблюдатели понимают под культурой.
Существует несколько подходов к рассмотрению культуры: 1) с семиотической точки зрения (семиотика — наука о знаках) культура может быть определена как небиологическая знаковая система, при помощи которой передается социальный опыт. Указание на небиологический характер в данном случае необходимо, поскольку семиотика изучает и биологические знаковые системы (например, симптомы в медицине); 2) с социологической точки зрения культура является социальным институтом, обеспечивающим системность и устойчивость общества; 3) аксиологический подход (аксиология — наука о ценностях) рассматривает культуру как мир ценностей, представляющий собой иерархию смыслов и идеалов, разделяемых всеми членами некоторого сообщества; 4) с точки зрения деятельностного подхода культура определяется как совокупность “технологий”, выработанных и используемых человеком для достижения определенных целей. Такие технологии придают деятельности человека особую направленность, а также целостность. А вот другая классификация подходов к культуре: 1. С позиций символизма (Т. Парсонс, К. Гирц), элементами культуры являются в первую очередь символы, которые опосредуют отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т.д.). 2. С точки зрения функционализма (Б. Малиновский, А. Ратклифф-Браун), каждый элемент культуры выполняет определенную функцию — удовлетворяет определенные человеческие потребности. Другими словами, все элементы культуры рассматриваются с точки зрения того, какое место они занимают в целостной культурной системе. Система культуры — это характеристика социальной системы. В “нормальном” состоянии социальные системы самодостаточны, уравновешены, гармоничны. Именно с точки зрения этого “нормального” состояния и оценивается функциональность элементов культуры. 3. Согласно адаптивно-деятепъностному подходу (Э. Маркарян), культура представляет собой способ деятельности, а также систему механизмов небиологического характера, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей. Культура, будучи системой понятий, ценностей, оценок, в значительной степени определяет то, как видит мир ее носитель. Для представления этой идеи было введено понятие культурной картины мира, которая отличается от научной картины мира. Культурная картина мира включает в себя всю совокупность опыта, полученного данным народом на протяжении всей истории своего существования. Культурная картина мира может по праву считаться понятием, которое обобщает все подходы, которые применяются при изучении культуры. Различают культуру духовную и культуру материальную. Материальная культура — это предметы ремесел, производства, техника, сооружения, орудия труда, то есть артефакты (все, что сделано руками человека). Принципиально важно, что артефакты не только являются предметами, созданными человеком, а следовательно, противопоставляются природным объектам: они также несут на себе определенную смысловую нагрузку, могут иметь символическое значение, а также представляют для членов общества ценность. Другими словами, они концентрируют вокруг себя значения, понятные всем носителям данной культуры. Духовная культура (нематериальная культура) включает в себя все то, что не имеет непосредственного материального субстрата, но выражается лишь косвенно в продуктах материальной культуры: язык, идеология, знания, ценности, обычаи и т.д. Элементы, входящие в нематериальную культуру, нельзя потрогать руками, но они существуют в нашем сознании и постоянно поддерживаются в процессе взаимодействия. Между духовной и материальной культурой нет четкого различия, они являются как бы разными сторонами одной монеты. Это можно показать на примере искусства. Любое произведение искусства является материальным феноменом, поскольку всегда в чем-то воплощено (это касается даже музыки, которая выражается в звуках либо нотной записи). Но в то же время любое произведение искусства представляет собой выражение определенных смыслов, отражающих ценности и идеологию общества или эпохи либо противостоящих общепринятым ценностям. При исследовании культуры различают культурную статику и культурную динамику. Культурная статика — это внутреннее строение культуры, совокупность элементов, которые ее конституируют, и связей между ними. Культурная динамика описывает те изменения, которые претерпевает культура при распространении во времени (исторический аспект) или в пространстве (расширение культуры, увеличение числа ее носителей). Как уже указывалось, термин “культура” может использоваться для обозначения конкретного, уникального и отличного от всех остальных культурного организма. И действительно, русская культура значительно отличается от английской, немецкой, французской и других культур. Каждой культуре присущи индивидуальные черты, которые проявляются при культурных контактах. Однако, пожалуй, в каждой культуре содержатся элементы, которые могут быть названы культурными универсалиями. Культурные универсалии — это такие черты, нормы, свойства, традиции, обычаи, которые присущи всем культурам независимо от того, на каком этапе развития они находятся и в каком месте земного шара локализуются. Американский социолог Джордж Мердок в 1959 г. описал такие универсалии. Он отнес к ним значимость различия между людьми по возрасту, использование нательных украшений, спорт, космологию, гадание, танцы, декоративное искусство, ухаживание и другие культурные феномены (всего им было выделено 70 универсалий). Существует два крайних подхода к рассмотрению культурных универсалий: 1) релятивизм, в основе которого лежит принцип: “Каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм”. Другими словами, релятивизм отрицает существование культурных универсалий и утверждает, что в культурах есть лишь специфичное, а любое описание одной культуры возможно лишь с позиции другой. Следовательно, сравнительное изучение культур оказывается невозможным, так как нет ничего общего, что можно было бы взять в качестве точки отсчета для сравнения; 2) этноцентризм, основанный на принципе: “Моя культура — лучшая, а остальные — хуже”. На самом деле сторонники этого подхода не определяют свою позицию таким образом; скорее, эта формулировка, как и сам ярлык “этноцентризм”, была бы уместной в устах их критиков. С точки зрения “этноцентризма” различий между культурами нет, то есть реальная действительность в одинаковой степени доступна для представителей всех национальностей и никак не искажается культурной картиной мира. В результате специфичное в других культурах просто не замечается. На самом деле ярлык “этноцентризм” более уместен применительно к опасности, которую влечет за собой подобный подход, — опасности давать оценку и интерпретировать факты с позиций своей собственной культуры. Естественно, такой подход возможен и имеет право на существование. Однако он совершенно не способствует пониманию между культурами и, в конечном счете,грозит культурным милитаризмом.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |