КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подбор, набор, прием и адаптация персонала
Организационная структура системы управления персоналом — совокупность взаимосвязанных подразделений системы управления персоналом и должностных лиц. Подразделения — носители функций управления персоналом — могут рассматриваться в широком смысле как служба управления персоналом. Конкретное место и роль указанной службы в общей системе управления организацией определяются местом и ролью каждого специализированного подразделения по управлению персоналом и организационным статусом его непосредственного руководителя. Структурное местоположение кадровой службы зависит от степени развития и особенностей организации. Роль и организационный статус службы управления персоналом во многом определяются уровнем организационного и финансового состояния, возможностями потенциального развития организации, а также позицией ее руководства по отношению к кадровой службе.
Необходимость в приеме на работу работников возникает у предприятия в результате текучести кадров (увольнений по собственному желанию, за нарушения трудовой дисциплины) или при увеличении объема выпускаемой продукции. Отдел кадров с помощью руководителей подразделений определяет вакантные рабочие места, которые необходимо заполнить. Для заполнения вакантных мест начинается процесс подбора и приема на работу, состоящий из нескольких этапов – детализации требований к вакантному рабочему месту и к кандидату на его занятие, подбора кандидатов из внешних источников или резерва, отбора кандидатов и собственно приема на работу. Процесс подбора кадров можно представить в виде схемы (рис. 2).
Рисунок 2 – Схема системы подбора персонала
Этот процесс начинается с установления числа назначений, т.е. реального размера программы подбора, что зависит от назначения кадров на определенную должность и резерва кадров. Число назначений зависит от штатного расписания, текучести кадров и количества сотрудников, из которых после обучения и тестирования предстоит выбрать тех, кто займет вакантную должность. Детальное определение того, кто нужен организации, делается с учетом организационной структуры и с помощью должностных инструкций, определяющих основные функции, которые должен выполнять работник, занимающий данную должность. Для описания характеристик, которыми должен обладать сотрудник для успешной работы в данной должности, подготавливается квалификационная карта (общее образование, специальное образование, знание языка, владение ЭВМ и пр.). Квалификационная карта в большей мере учитывает технические характеристики кандидата, оставляя в стороне личностные характеристики и потенциал профессионального развития. Преодолеть это позволяет карта компетенций, которая представляет собой личностные характеристики человека, его способности к выполнению тех или иных функций, типов поведения и социальных ролей, умение работать в группе, оригинальность мышления и пр. Подготовка карты компетенций требует специальных знаний и, как правило, осуществляется при помощи профессионального консультанта или специально обученного сотрудника отдела кадров. Психологические требования к работникам содержатся в психограммах, разрабатываемых для каждой профессии и содержащих требования к эмоциональным и волевым характеристикам, памяти, психическим процессам (например, мышлению) и состоянию (усталости, стрессу и др.). Определив требования к кандидату, приступают к следующему этапу – привлечению кандидатов, цель которого создание списка квалифицированных кандидатов для последующего отбора. Главными ограничениями на этом этапе выступают бюджет, который организация может израсходовать, и человеческие ресурсы, которыми она располагает. На данном этапе необходимо иметь ясность по двум вопросам: 1) из каких источников осуществить набор и 2) какими методами известить желающих об имеющихся вакансиях. Существуют внутренний и внешний источники найма персонала. Внутренними источниками могут быть: подготовка рабочих из числа имеющихся учеников, поиск кандидатов в других подразделениях предприятия или на дочерних фирмах и т.д. Внешние источники комплектования кадров − это: § лица, письменно обратившиеся в поисках работы; § службы занятости и устраиваемые ими ярмарки профессий; § объявления в средствах массовой информации; § агентства-посредники и фирмы по подбору персонала; § средние и высшие учебные заведения; § местные школы; § люди, случайно зашедшие в поисках работы или по личным и родственным связям; § предприятия, где есть желающие сменить место работы. Основные достоинства и недостатки внутреннего и внешнего источников набора кадров приведены в таблице 1. Считается, что внутренний источник набора обходится дешевле, чем внешний (если действует четкая система продвижения по службе). К тому же при небольших объемах дополнительной работы вполне можно обойтись без набора новых людей, за счет совмещения профессий или должностей. Многие компании ищут кандидатов через сотрудников компании, которые с помощью своих родственников или друзей выполняют значительную часть работы по поиску кандидатов на ту или иную должность. Таблица 1 - Сравнение источников набора персонала
Наибольшую долю в числе принятых на работу (35%) составляют лица, письменно обратившиеся в поисках работы. За ними следуют работники, опубликовавшие в СМИ объявление (32%), а также набранные по рекомендации различных агентств по подбору персонала (от 6% до14%), (в Германии до 60% фирм прибегают к услугам частных посредников). При обращении к услугам агентства по найму следует учитывать, что затраты на подбор рядового сотрудника составляют в среднем двухнедельную зарплату сотрудника агентства, а специалиста − месячному или полуторамесячному окладу. Несмотря на это, некоторые предприятия прибегают к такому методу набора, так как он значительно экономит время менеджеров по персоналу предприятий. Необходимо только помнить, что нельзя рассчитывать больше чем на 2-2,5% скидки от базовой ставки агентства (20% от годовой зарплаты подбираемого специалиста). Если агентство соглашается на более низкие цены, это не может не сказаться на качестве его услуг. Процесс подбора и приема на работу фактически заключается в сопоставлении требований, предъявляемых работодателем, и квалификации кандидата. Такое сопоставление, называемое профиль-методом, производится в отношении тех кандидатов, требования которых хотя бы частично совпадают с требованиями предприятия. При этом процесс найма обычно не обходится без уступок в требованиях обеих сторон. Составить профиль (описание) нужных качеств работника можно одним из трех способов: - найти готовый профиль профессионально необходимых качеств для данной должности; - использовать профессионального консультанта для работы над профилем; - составить такой профиль самому или с помощью своих сотрудников. Прежде чем тестировать кандидата с помощью готового профиля, стоит поинтересоваться: что конкретно этот тест проверяет; кто изготовил его, кто и как проверил, что он измеряет именно то, на что претендует. Если вы решили изготовить профиль сами, нужно учитывать следующие пять групп факторов, определяющих требования к работнику: 1. Содержание работы. - должностные обязанности, описание рабочего места. 2. Организационная культура. разные организационные культуры формируют разные требования к одной и тот же должности. В одной организации могут быть расписаны права и обязанности каждого сотрудника, никто никогда не общается через голову непосредственного начальника. В другой организации ценятся мобильность, гибкость и творческий подход, поэтому работник не имеет четкого перечня обязанностей, определены только задачи. 3. Задачи и среда. Одна организация планирует расширение, другая сокращение. Обеим организациям нужен коммерческий директор, но требования к нему будут разные. 4. Личность первого лица. Руководитель со своим характером, со своими достоинствами и недостатками также является фактором, определяющим требования к кандидату. 5. Команда. Новый сотрудник должен вписаться в команду своих коллег, равных ему по уровню и тех, кем ему придется руководить. Должен ли он будет принять нормы, бытующие в группе, или вы ждете, что он поможет их изменить? - Проводя набор, следует помнить о том, что текучесть кадров всегда снижает эффективность работы.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |