Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Муниципальные контракты должны заключаться на конкурсной основе

В различных городах России предметом муниципального заказа является:

ü работы по благоустройству территории,

ü строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог,

ü строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры,

ü поставку ГСМ для муниципальных нужд,

ü переработку и утилизацию отходов,

ü содержание и обслуживание, текущий и капитальный ремонт жилого и нежилого фонда сетей теплоснабжения и канализации,

ü производство отдельных видов продукции для муниципальных нужд,

ü производство товаров народного потребления для детей и малоимущих граждан,

ü оказание иных услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения.

С помощью муниципального заказа решается следующие задачи:

ü Снижение затрат на отдельные виды товаров и услуг;

ü Адресное предоставление услуг муниципальных предприятий;

ü Предоставление услуг гражданам, нуждающимся в социальной поддержке;

ü Приоритетное развитие отдельных видов услуг первой необходимости, объемы которых по разным причинам не регулируются рыночными механизмами;

ü Сокращение сроков исполнения и обеспечение качества предоставляемых услуг;

Муниципальная власть при выдаче муниципального заказа должна учитывать следующие моменты:

ü необходимость жесткого контроля за размещением контрактов;

ü экономичное использование бюджетных средств;

ü обеспечение честной конкуренции между предпринимателями любых форм собственности;

В мировой и отечественной практике способы размещения муниципальных контрактов различаются в зависимости от целей и задач решаемой проблемы и сводятся к следующему:

ü Открытый конкурс (1-но и 2-х этапный);

ü Закрытый конкурс с ограниченным числом участников;

ü Размещение по усмотрению заказчика на основе переговоров.

Открытый конкурс это наиболее предпочтительный конкурс размещения муниципальных контрактов. Объявление о проведение конкурса публикуются в СМИ, к конкурсу приглашаются любые предприятия, действующие на рынке данных услуг, удовлетворяющие квалификационным требованиям, предусмотренным положением по размещению муниципального заказа.

К недостаткам относят:

ü Процесс рассмотрения заявок может быть весьма продолжительным;

ü Необходимо проделать большой объем работы по учету и оценке заявок;

ü Потребуются большие усилия по обеспечению объективности оценки заявок;

ü Нет достаточного опыта ведения переговоров у сотрудников органов МСУ.

Двухэтапный конкурс проводится в исключительных случаях, которые оговариваются в положение о муниципальном заказе.

Закрытый конкурс проводится в следующих случаях:

ü Сроки выполнения муниципального контракта ограничены;

ü Форс-мажорные обстоятельства;

ü Из-за невыполнения требования конкурса все заявленные на конкурс предложения отклонены.

Заказчик приглашает заинтересованных предпринимателей к участию в конкурсе, публикуя в СМИ. Учитывает имеющиеся финансовые возможности и может осуществляться различными способами:

ü В денежной форме;

ü Путем зачета долгов в местный бюджет предприятий исполнителей услуги;

ü Путем организации взаимозачётных операций между поставщиками и заказчиками;

ü С использованием ценных бумаг.

Потенциальным исполнителем в зависимости от их характера могут быть предъявлены следующие требования:

ü Исполнитель должен иметь необходимые профессиональные знания и квалификацию;

ü финансовые средства оборудование и другие материальные возможности;

ü опыт и положительную репутацию;

ü быть надежным;

ü обладать необходимыми трудовыми ресурсами для выполнения муниципального контракта;

ü исполнять обязательства по уплате налога;

ü не должен быть неплатежеспособным;

ü не может находиться в процессе ликвидации;

ü не может быть признан банкротом;

ü поставщиком не может являться организация, на имущество которой наложен арест и экономическая деятельность, которой приостановлена.

Для организации работ по муниципальному заказу в администрациях ряда городов созданы специальные структурные подразделения. Создание такой службы позволяет экономически грамотно рассматривать и сопоставлять предложения, поступающие от потенциальных исполнителей и отраслевых структурных подразделений администрации проводить единую политику в сфере муниципального заказа организовывать конкурсы подписывать контракты на весь объем муниципального заказа и осуществлять контроль за их выполнением.

Инвестиционная политика МО

Муниципальная власть заинтересована в привлечении инвестиций на свою территорию, так как они обеспечивают занятость населения, пополнение местного бюджета и возможность диверсификации экономики.

Для привлечения инвестиций необходимы субъективные и объективные предпосылки:

Объективные:

Реальные экономико-географические и иные факторы положения территории, которые могут представлять интерес для инвесторов.

Совокупность инвестиционных ресурсов составляет экономический потенциал территории.

Субъективные:

Деятельность муниципальной власти по раскрытию инвестиционного потенциала (муниципальный маркетинг).

Придание процессу привлечения инвесторов на территорию системного характера требует использования современных маркетинговых технологий.

Одним из направлений привлечения инвесторов могут стать незавершенные объекты строительства. В этом случае проводится инвентаризация таких объектов, оценивается степень их строительной готовности, возможность перепрофилирования с учетом стратегических целей развития МО.

Вторым направлением, характеризующим высвобождающиеся в процессе сокращения производства зданий цехов, промышленных предприятий, транспортных подходов и инженерной инфраструктуры.

Третьим направлением является возможность использования ноу-хау мирового уровня. Такие разработки и технологии имеются в ряде МО с развитым научным потенциалом.

Законодательная основа:

ФЗ «Об инвестиционной деятельности». Он определяет основы регулирования инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений органами МСУ.

Законом предусматривается:

1. Создание в МО благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем создания особых условий для инвесторов:

ü Установление льгот по уплате местных налогов

ü Защита интересов инвесторов

ü Предоставление льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности

ü Расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства, объектов социально-культурного назначения.

 

2. Прямое участие органов МСУ в инвестиционной деятельности путем:

ü Разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых МО

ü Размещение на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов

ü Проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ

ü Выпуска муниципальных займов

ü Вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности

Размещение бюджетных средств осуществляется на возвратной и срочной основах.

Выдаваемые средства вместе с процентами за пользование бюджетными средствами возвращаются в установленный срок или же муниципальной собственности может закрепляться соответствующая часть акций создаваемого акционерного общества.

Маркетинг территорий МО

В основе маркетинга МО положены 4 принципа:

1. Маркетинговый продукт в МО – инвестиционный потенциал.

2. Цена продукта, в зависимости от конкретного инвестиционного проекта его цена определяется по совокупности различных факторов. Основные её составляющие включают в себя:

ü Эксплуатационные расходы;

ü Транспортные расходы

ü Расходы связанные с выбором и подготовкой площадки;

ü Стоимость строительных материалов;

ü Стоимость и время формирования необходимых документов;

ü Доступность и своевременность в получении достоверной информации и тд.

3. Позиционирование маркетингового продукта. Для потенциальных инвесторов важным является ответ на вопрос: для производства, каких товаров и услуг годится та или иная территория? То есть необходима информация о потребительском рынке и об уровне производства, которое будет формировать интерес к территории.

4. Продвижение маркетингового продукта. Для муниципального маркетинга, что означает осуществление грамотной рекламной компании с тем, чтобы как можно лучше в целях привлечения инвесторов, то есть необходимо определить каналы продвижения информации, разработать формы и объемы доносимой информации, разработать формы и объемы её воздействия на инвесторов и вносить в свои действия своевременные изменения.

Межмуниципальная кооперация

Многие задачи экономического развития МО выгодно решать в кооперации. Кооперация позволяет удешевлять стоимость продукции для муниципальных нужд за счет увеличения серийности производства, обеспечивать поставку комплектующих деталей и узлов, топливно-энергетических ресурсов и технологий. В условиях кризиса не платежей, кооперационные связи одновременно позволяют осуществлять взаимозачеты, сокращая потребности в денежных средствах.

Одним из направлений межмуниципальной кооперации является совместное строительство и содержание объектов, обслуживающих несколько соседних муниципальных образований.

Важным средством межмуниципальных экономических связей является проведение выставок и ярмарок, при этом ярмарочный бизнес получил в последние годы значительное развитие. Большую роль в налаживание межмуниципальных экономических связей играют союзы и ассоциации городов. В ассоциации городов юга России (сокращенно АГЮР) реализуется идея единого комплексного материального склада для организации взаимообмена материальными ресурсами в виде прямого обмена товарами, и в более сложных формах, с использованием различных долговых обязательств. Система межмуниципального обмена товарами может быть наиболее эффективной в сочетании с системой обмена долгами. Для организации этой работы в АГЮР разработан программный продукт, позволяющий обеспечить сбор информации о должниках и их предложениях по погашению долгов, определены принципы взаимоотношений по обмену долгами.

Новые возможности межмуниципальной кооперации открывает межрегиональная заёмная инвестиционная система, организованная правительством Москвы. Её идея состоит в том, что в Москве имеется достаточный объем кредитных ресурсов, а в других городах имеются выгодные инвестиционные проекты, а кредитных ресурсов не хватает.

Многие города активно участвуют в межмуниципальной кооперации с целью закупок ряда необходимых товаров и для привлечения инвестиций. Для реализации внешних экономических связей в администрации этих городов создаются особые структурные подразделения, задачами которых являются:

1. Поиск за пределами МО партнеров для взаимовыгодного сотрудничества;

2. Формирование пакета заявок на приобретение импортного оборудования и материалов для муниципальных нужд и пакетами коммерческих предложений от иностранных фирм на их поставку;

3. Проведение тендерных долгов по заявкам Российских и зарубежных партнеров;

4. Участие в подготовке и реализации контрактов заключаемых администрацией по результатам тендерных долгов;

5. Организация таможенного консигнационного склада при МО, организация материально-технического обеспечения и эффективное его использование совместно с таможенными органами.

6. Оказание помощи предпринимательским структурам МО в области внешней экономической деятельности.

Одним из направлений внешних экономических связей является создание внешних экономических связей, что позволяет привлечь создание или реконструкцию предприятия, а зарубежному инвестору получить заказ и долю в прибылях или часть производимой продукции.

Тарифное ценовое регулирование в муниципальном управлении

Денежные средства, поступающие в муниципальные бюджеты за счет налогов, системы цен и тарифов на муниципальные услуги - взаимосвязаны между собой, так как муниципальная услуга должна быть оплачена ее поставщику полностью. Чем больше сумма тарифов за услуги, тем меньше могут быть налоги, а сокращение налогового бремени это мощный фактор развития экономики, при прочих равных условиях, власть заинтересована в том, чтобы потребители муниципальных услуг сами платили за них.

Максимум доходов бюджета не является целью муниципальной политики, денег в бюджете должно быть не более того, чем требуется для финансирования муниципальных услуг.

Для определения наиболее целесообразной формы оплаты муниципальных услуг, их распределяют на несколько видов:

1. Частные услуги, оказание и потребление которых носит индивидуальный характер, то есть связанны с коммерческими потребителями и производителями, а объемы и качество услуги могут быть изменены. Бюджетное финансирование и сбор налогов для таких услуг не требуется.

Преимущество тарифа перед налогом:

ü Прямая связь между пользованием услугой и ее оплатой;

ü Возможность количественной и качественной услуги потребителям;

ü Заинтересованность в экономическом потреблении услуг;

ü Стимулирование качественной работы поставщика услуг.

 

2. Услуги производство и потребление, которых носят общественный характер, то есть потребление услуги не связано по времени ни с её пр-м ни с оплатой, а объемы качества услуги не поддаётся непосредственному измерению потребления.

3. Социальное значение услуги возможность получения, которых гарантируется государством каждому гражданину, независимо от уровня его материального благосостояния.

При установлении тарифа, часто встает вопрос оценки объема оказанной услуги, проблемы не возникает когда имеется ее прямой измеритель: размер жилплощади, счетчик расхода электроэнергии, воды, телефона и т.д., если прямого измерителя нет, то прибегают к косвенным показателям:

ü С человека;

ü С уставов;

ü За вход;

ü С квадратного метра жилплощади.

При установлении размера тарифов используют 2 принципа:

1. Принцип равенства, т.е. оплата, производится по единому для всех тарифу пропорционно-потребительскому ресурсу;

2. Принцип стоимости, т.е. размер тарифа изменяется в зависимости от платежеспособности потребителей.

Платность и бесплатность в муниципальных сферах является одним из ключевых моментов муниципальной политики, всякое сдерживание цен и тарифов означает частичную или полную замену рыночных рычагов регулирования хозяйственной деятельности.

Государство ежегодно устанавливает в качестве социального стандарта долю услуг ЖКХ, которые должны оплачивать жильцы, однако установление конкретных ставок оплаты отдельных видов услуг является прерогативой муниципальной власти.

Целесообразно обратить внимание на следующие проблемы при реформировании цен и тарифов:

ü На некоторые жилищные услуги устанавливается не единый тариф по всей территории, а дифферентный, в зависимости от планировки квартир, высоты потолков, уровня изношенности дома.

ü Льготы следует предоставлять не поставщикам, а потребителям ЖКУ, причем не всем подряд, а адресно.

ü Муниципальная власть должна признать целевым увеличение доли жильцов в оплате ЖКУ с 50-70%, но это не означает, что уровень оплаты нужно устанавливать на уровне 70%!

ü Устанавливаются низкие тарифы на объем услуг в пределах установленного социального норматива и более высокие сверх этого норматива.

Муниципальная власть не устанавливает привязку потребителей к поставщикам и цены на товары. Муниципалитеты имеют свои рычаги влияния на потребительский рынок и должны активно пользоваться ими в интересах населения

В условиях массовых задержек зарплаты возможность приобретения важнейших средств существования по доступным ценам для широких слоев населения стало вопросом жизни, а муниципалитет и муниципальное предприятие закупают на потребительском рынке различного рода товары и в целях сокращения затрат создают специальные структуры, занимающиеся изучением ситуации на потребительском рынке различного рода и заключением договоров на поставки товаров для муниципальных нужд.

Сильным регулятором цен потребительского рынка являются налоговые льготы. С их помощью привлекают на рынки города солидных продавцов из других регионов и государств или наоборот сдерживают завоз некоторых товаров. Из других экономических регуляторов цен следует отметить ставки арендной платы за торговые и складские помещения.

Муниципальная власть воздействует на потребительский рынок с помощью административных и контрольных рычагов:

ü Установление правил торговли на территории МО;

ü Предусмотрение законодательством лицензируемой торговли отдельными видами продукции;

ü Организация деятельности органов санэпидемнадзора, торговой и ветинспекции;

ü Создание муниципальных структур по защите прав потребителей и содействие деятельности общественных организаций.

Муниципальные займы и их рентабельность

Когда инвестор полностью финансирует инвестиционный проект. Определенную долю инвестиционных расходов несут муниципальные образования, так как в основном создаются объекты муниципальной структуры.

Финансирование таких проектов приходится осуществлять полностью или частично за счет ресурсов МО, так как инвестируемые проекты являются неприбыльными и непривлекательными для внешних инвесторов.

В развитых зарубежных странах муниципальные бюджеты не в состоянии финансировать крупные инвестиционные проекты. Возможности получения средств из вышестоящих бюджетов крайне ограничены, если данный проект не попал в какую-либо федеральную или региональную программу.

Основным источником привлечения муниципальных средств, для финансирования инвестиционных проектов являются займы. Привлечение заемных средств на инвестиционные цели требует от муниципальной власти использования современных финансовых технологий:

ü экономической оценки собственной кредитоспособности (кредитного рейтинга);

ü залогового обеспечения займа и условий возвратности средств;

ü определения схемы выпуска ценных бумаг и условия их размещения, выработки соглашений об изменение уровня процентной ставки и в зависимости от уровня инфляции и изменения курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам;

ü Обеспечение прав инвесторов;

ü Обеспечение страхования рисков и решение организационно-правовых вопросов.

Целесообразно разделить муниципальные инвестиционные займы по их назначению:

1. Займы на инвестиции в объекты инфраструктуры и социального назначения, приносящие отдачу в виде общественной пользы, но не денежного дохода, обслуживание таких займов и возврат денежных средств возможны только из текущих средств бюджета участие в них внешних инвесторов мало-вероятно.

2. Займы в расширение налогооблагаемой базы местного бюджета - в строительство или реконструкцию объектов, доходы, от эксплуатации которых, будут пополнять бюджет - такой займ может рассматриваться как чисто коммерческий. В нем могут участвовать внешние инвесторы, а источником погашения займа должен быть доход от введенного объекта, а сроки погашения должны наступать на рентабельную работу. Рентабельность муниципального займа это отношение полученной прибыли от введенного в эксплуатацию объекта к сумме текущих расходов в процентах.

3. Займы на инвестиции в ресурсосберегающие и иные технологии позволяющие сократить расходы местного бюджета. Такой займ, тоже может рассматриваться как коммерческий, хотя здесь сложнее выделить реальный источник погашения средств. Для расчета рентабельности данного займа необходимо знать сумму полученной экономии от вложений и сумму расходов муниципального бюджета.

Во многих муниципальных займах их участником может быть население. Наиболее характерны в этом смысле жилищные и телефонные займы, реализованные во многих городах. При жилищном займе житель, покупая облигации, рассчитывает на получение квартиры, важным условием жилищного займа является его измеритель.

Важным моментом выпуска муниципального займа является процедура принятия решения о его размещение, она должна предусматривать ряд этапов:

ü подготовка основания целесообразности выпуска займа, его условий и проекта проспекта иммисий. К этой работе в обязательном порядке должны привлекаться финансовые институты работающие совместно;

ü принятие администрацией решения об организационных мероприятиях по подготовке к выпуску займа или развертыванию инвестиционной программы, для которой осуществляется выпуск займа;

ü утверждение представительным органом МСУ основных нормативных документов и положений по выпуску, условиям погашения и гарантиям по займу;

ü выбор уполномоченного банка по обслуживанию займа;

ü назначение менеджера займа т.е. определённого лица администрации, обеспечивающего оперативное руководство деятельностью всех участников займа;

ü подготовка двусторонних и многосторонних переговоров и заключение договоров между основными участниками займа;

ü подготовка проспекта иммисий займа и его регистрация в министерстве финансов;

ü принятие специального постановления главы администрации утверждающего официальный текст проспекта иммисий;

ü формирование залогового фонда к фондам обслуживания;

ü организация размещения займа, для чего может быть привлечен спец. агент адерайтер.

Важным моментом управления займом в процессе его выполнения является обеспечение взаимодействия, мониторинг и контроль, своевременное прекращение чрезмерных рисков и от уровня этой сложной работы будет зависеть результат.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Под ресурсами понимают некую совокупность возможностей той или иной территории МХ | Аналоговые системы управления положением
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.