Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории происхождения государства

Государство как политический институт

Обязательные вопросы.

1. Государство выступает в качестве основного средства осуществления политической власти. Это обстоятельство придает ему статус центрального института политической системы. Государство — субъект политики, участвующее в политических отношениях.

Термин «государство» употребляется как в узком, так и широком значении.

Узкое значение — институт господства, носитель государственной власти. Государство существует в виде того, что противостоит обществу.

Широкое значение — общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающей на определенной территории. Значение государства для функционирования общества столь велико, что его изучением занимаются сразу несколько гуманитарных наук — от философов и правоведов до историков, политологов, социологов.

Лишь классических трактовок государства настолько много, что возникает сомнение в возможности вложить все его основные признаки и исторические формы в единое определение.

Конфуций видел в государстве «большую семью», а Платон называл государство «справедливым человеческим космосом». Аристотель определил государство как «простую совокупность граждан».

Апологетом в изучении государства по праву считается Н. Макиавелли. Он считал, что воплощение высшей власти необходимо для наведения порядка и утверждения безопасности граждан. Государство свободно от моральных ограничений и имеет полное право прибегать к обману, насилию, жестокому наказанию.

Гоббс считал государство основным средством преодоления состояния «войны всех против всех». Лучшей формой власти он назвал абсолютную монархию. К. Маркс определил государство как машина для подавления одного класса другим. Гегель назвал государство «земнобожественным существом».

Развитие научного содержания категории государства прослеживается с XIV в., а само становление понятия в его нынешнем понимании — как совокупности институтов, обеспечивающих функционирование системы управления обществом — произошло лишь в XVIII в. До XVII—XVIII вв. государство ассоциировалось только с особой государя, а до этого государство и общество рассматривали как единое целое. Истоки современной концепции государства лежат в творчестве просветителей, которые отделили государственную систему как от особы правителя, так и от совокупности граждан.

Античная мысль не знала сущностного разделения общественной и государственной жизни. Средневековье ограничилось простой констатацией божественной сущности государства. Различение собственно государственно-политической сферы начинается с эпохи Нового времени. С XVI—XVII вв. термином «государство» стали обозначать все государственные образования, которые до этого назывались «княжеское господство», «городская община» и т.д.

Происхождение термина связано с именем Н. Макиавелли «Stato», (лат status — республика, единовластное правление.) Сначала термин укоренился в Испании («estado»), затем во Франции («etat»), позднее в Германии («staat»). К XVIII в. с завершением становления европейского понятия «государство-нация» оно решительно и повсеместно вытесняет широкое понятие республики как политического сообщества вообще.

Сейчас существует несколько понятий государства. Это связано с тем, под каким углом и какая наука его рассматривает. В политологии можно также встретить различные определения «государства».

Василик: государство — особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

Мельвиль: совокупность взаимосвязанных между собой учреждений и организаций, управляющих обществом. Обладает монополией на насилие, принуждает ко всеобщему исполнению законов и обеспечивает охрану существующего правопорядка, располагает государственными органами.

В качестве рабочего определения будем использовать предложение Ю. Мельвилем, поскольку оно хорошо сочетает в себе узкое и широкое понятие, позволяет выходить на смежные понятия «система», «системность».

а) Теократическая: Государство — «божий промысел», вся власть от Бога (упрощенно).

б) Патриархальная: Государственная власть как опекунская, отеческая возникает в результате соединения родов в племена, племена в общности. (Конфуций: Государство — развития форма патриархальной власти, осуществляемой от имени всех к общей пользе).

в) Договорная (Локк, Гоббс, Руссо). Государство возникает в результате сознательного и добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в естественном и догосударственном состоянии, но потом, чтобы обеспечить свободу права и свободу решения создали государственный институт. Эта теория подтверждается некоторыми реальными фактами. Так, договорная система княжения существовала в Древнем Новгороде, где с приглашенным на определенный срок князем заключался договор невыполнение которого могло повлечь за собой его изгнание. Под влиянием «теории общественного договора» создавалось, к примеру, американское государство.

г) Маркистское учение. Ленин определил государство как орган классового порядка, орган угнетения одного класса другим, создает порядок, который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряет столкновение классов.

д) Теория завоевания. Первые государства возникли в результате воздействия внешнего фактора — завоевание воинственными кочевниками или викингами земледельческих обществ и эксплуатации их победителями. «Столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, насилие — вот родители и повивальная бабка государства» (Л. Гумплович, К. Каутский).

е) Цивилизационная концепция. Роль государства вторична. Данилевский В.Я.: Государство — существенный инструмент политической необходимости, но постольку, поскольку это необходимо для рационализации потенциала культурно-исторического типа.

 

Проблемы исторического развития государства:

1 всегда существовала необходимость в государстве для поддержания общественных функций, использования политических средств и власти для установления порядка и налаживания мира и условий жизнедеятельности.

2 постоянно проявляющаяся антиобщественная природа государства. На протяжении веков, когда общество отделило себя от государства, негативное отношение еще только усилилось. Со временем негативная оценка государства была увеличена, оно превратилось в орган репрессивного контроля над естественными правами человека.

Всякое государство воплощает в себе одновременно, хотя и в различных соотношениях как свои особые интересы и политические действия, так и общественно необходимые функции.

Современная концепция государства исходит из его деления на традиционное и конституционное, а также промежуточные стадии. Традиционные государства возникли и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм. Это преимущественно средневековые монархии.

Конституционное государство является объектом сознательного реформирования, управления и регулирования. Оно не стремится охватить своим регулятивным воздействием все проявления жизнедеятельности человека, его экономическую, культурную, религиозную и политическую активность.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В них содержится основная информация | Признаки и функции государства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.