КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологии
История развития знаний о психике животных и происхождении психики человека неразрывно связана с историей всей психологической науки, поскольку зоопсихология и сравнительная психология решают фундаментальные психологические пробле-мы: определение психики, ее возникновение и развитие в эволюции, происхождение человеческого сознания. Как и все остальные знания о мире, знания о психике животных имеют два основных источника: бытовой опыт (ненаучные знания) и специально организованные научные исследования. Оба вида знаний (бытовые и научные) имеют свои особенности, они взаимодополняют друг друга и на разных этапах развития науки могут иметь разные отношения и взаимосвязи^ одной стороны, в хозяйственной деятельности человека возникает запрос на познание свойств и закономерностей мира, что стимулирует развитие научных знаний. С другой стороны, бытовое сознание более консервативно и ограничено, не всегда может воспринять и адекватно использовать научные открытия, особенно если требуется изменение традиционных взглядов и практик. Однако эмпирические бытовые знания, сформировавшиеся в течение многих веков и тысячелетий, несут в себе в обобщенном, кристаллизованном виде такие сведения, которые могут быть очень полезны для науки. И здесь также возможны отвержение и недостаточная востребованность таких знаний научным мышлением. В современном мире наблюдается интеграция обоих путей познания: наука более пристально и уважительно стала относиться к практическому человеческому опыту, а повышение общего образовательного уровня и необходимость фактически в любой области человеческой практики иметь специальное образование приводят к необходимости получения научных знаний и их приложения к традиционным представлениям. Бытовые (ненаучные) знания возникли на основе эмпирического опыта человека, в первую очередь хозяйственного, на основе наблюдений за животными в природе. Такие знания имеют очень давнюю историю. Еще в доисторические времена, на ранних эта- пах развития Homo Sapiens sapiens (современный подвид человека разумного, возникший около 150 000 лет тому назад), человек начал познавать психику животных, причем для тех же двух основных целей, которые существуют и сейчас: для взаимодействия с животными (охота, животноводство) и для познания собственной психики. Первая цель достигалась за счет наблюдения и фиксации полученного опыта в рисунках и ритуальных охотничьих обрядах. Элементы таких охотничьих ритуалов были уже у неандертальцев (подвид Homo Sapiens, предшествующий современному). Позднее для подготовки к охоте охотники придавали себе сходство со зверем, имитировали его движения и т.п. То же самое осуществлялось в ритуалах, связанных с животноводством. Рисунки древних людей изображали животных очень натуралистично, в движении, выполнении различных форм жизнедеятельности и даже с внутренним строением («рентгеновские рисунки»). Такие действия помогали человеку понять состояние животных и на основе этого прогнозировать их поведение, правильно строить взаимодействие с ними. Вторая цель (познание собственной психики) первоначально реализовывалась в тотемических представлениях: человек пытался познать себя, отождествляясь с тотемическим животным с помощью приемов, сходных с охотничьими ритуалами, но уже с другими задачами. Отождествляя себя с тотемом с помощью имитации внешнего вида, движения, голоса и т.п., человек познавал свои состояния и стремился научиться управлять ими: достигать такой же степени ловкости, смелости, мудрости и т. п., которые он представлял у своего «старшего» тотемическо-го сородича. Такие приемы до сих используются в некоторых восточных практиках работы с душой и телом. По сути, все описанное выше — это настоящие психологические знания (хотя и получаемые ненаучным путем), так как они направлены на понимание внутреннего состояния животного (что, кстати, периодически выпадало из сферы научных интересов психологов, например в период развития «объективной» психологии в XIX—XX вв.). В дальнейшем эмпирические знания о психике животных накапливались в процессе хозяйственной и природоохранной деятельности человека, а также дрессировки (которая могла иметь как хозяйственное приложение, так и чисто развлекательное). В современном мире эти виды практики уже не основываются только на традиционных знаниях, а активно используют научные достижения и сами служат источником получения эмпирических данных для науки. Научные знания, как уже было показано выше, первоначально развивались в русле общефилософских и затем выделились в самостоятельные науки, имеющие свой собственный предмет исследования. Зоопсихология и сравнительная психология являются отраслью психологии и, как вся психология, выделились из фи- лософии в самостоятельную науку относительно поздно — в середине XIX в. Но поскольку зоопсихология — это междисциплинарная область знаний, то ее развитие связано не только с психологией, но и со смежными науками: эволюционной биологией, этологией, физиологией высшей нервной деятельности, антропологией. Все направления, из которых позднее сложилась зоопсихология, сначала были относительно едиными, развиваясь в рамках античной философии. Позднее знания о психике животных и происхождении психики человека формировались в русле двух направлений: философии (проблемы определения психики и возникновения человеческого сознания, позднее ставшие предметами исследования в психологии) и естествознания (движущие силы эволюционного развития, регуляция поведения животных и человека, антропогенез). В настоящее время зоопсихология и сравнительная психология представляют собой синтез обоих направлений, в рамках которых выделяются различные частные предметы исследования, общие и конкретные задачи, используются различные теоретические подходы, концепции и модели экспериментальных исследований. В рамках учебного пособия мы можем лишь кратко показать как развивались эти знания. Более подробные исторические обзоры, характеризующие отдельные направления развития знаний о психике животных, представлены в рекомендуемой к данному разделу литературе (Н. Н.Ладыгина-Коте, А.Н.Леонтьев, К.Э.Фабри, Д.Дьюсбери, Д.Мак-Фарленд, 3.А.Зорина, И.И.Полетаева и др.). Представление о психике животных и человека в античной философии Античные философы много внимания уделяли проблемам души, ее определению и формам существования. Первые письменные свидетельства представлений о душе животных и человека можно обнаружить еще у самых ранних философов Древней Греции, причем уже у них присутствуют воззрения, которые можно отнести к материалистическим и даже эволюционным. Так, еще в V—IV вв. до н.э. Демокрит говорил, что душа материальна и принадлежит всему (всеобщее одушевление природы), причем качество души зависит от организации тела. Очень похожие суждения позднее высказывал средневековый философ Б.Спиноза. Развивая взгляды Демокрита, Эпикур (IV—III вв. до н.э.) также признавал наличие «духовного начала» (т. е. психического в широком смысле) не только у человека, но и у животных. Отличие души животных от души человека он и его последователи видели в том, что у животных душа «материальная, телесная», а у человека и богов — «идеальная», так как животные, с одной стороны, а человек и боги, с другой, были созданы в результате двух различных актов творения. При этом Эпикур считал, что душа есть только у тех существ, которые способны ощущать. Таким образом, еще древнегреческие философы предлагали рассматривать ощущение как критерий наличия у живого существа психики. Последователь Эпикура Лукреций (И—I вв. до н.э.) предлагал различать дух и душу. Душа — это чувствующая субстанция, а дух — мыслящая. В этом отношении Лукреций развивал представления Аристотеля (IV в. до н.э.), который считал, что душа человека отличается от души животных тем, что первая — разумная и бессмертная, а вторая — чувственная (телесная) и смертная. Только тело способно к чувственным впечатлениям, но прибавление к этому души идеальной, разумной делает человека способным к познанию и наделяет его свободной волей. У древнегреческих мыслителей мы находим и идеи о происхождении человека от животных, а значит, и преемственности в развитии их психики. Еще в VI в. до н.э. Анакси-мандр говорил о происхождении человека от рыб, которые зародились под влиянием солнечных лучей на илистом мелководье. Анаксагор и Сократ считали, что своим исключительным положением среди всего живого, приближающим человека к богам, он обязан своей необыкновенно умелой руке, а Исократ добавлял к этому наличие речи. В этот же период (V—IV вв. до н.э.) Демокрит и Эмпедокл высказывали идеи о происхождении человека от животных предков (при желании можно рассматривать это как научное осмысление тотемических воззрений, позднее вернувшихся в науку в форме эволюционных идей). Представление о душе животных и человека как порождении «Универсального разума», которая, попадая в тело, приобретает способность к чувствованию и управляется влечениями, высказывал Сократ. Его идеи развивались в двух разных направлениях Платоном и Аристотелем. Платон (V— IV вв. до н.э.) продолжал линию идеализма, ядром его философии было представление об «Абсолютных идеях» как сущности бытия, воплощающихся в материальной форме. Душа есть посредник между миром идей и миром вещей. Платон выделял три «начала» души: первое — чувственное, общее для человека и животных; второе — разумное (способность к познанию); третье — «дух», устремляющий человека к справедливости, служению идеям. Продолжение этих представлений позднее мы находим у Геге Понятие влечения позднее стало центральным в психоанализе, преобразовалось в понятия потребности и мотивации в современной психологии, а в Древней Греции было использовано Аристотелем и его последователями, развивающими материалистические представления о душе. Аристотель, продолжая идеи Демокрита и Сократа о материальной душе животных, придерживался мнения, что человеческая душа имеет другое, божественное, происхождение и в отличие от души животных обладает бессмертием. Аристотель в своих трактатах «История животных», «О возникновении животных», «О душе» предлагал классификацию живых существ, ставя человека на высший уровень развития. Он анализировал сходство человека с обезьяной и предположил, что именно обезьяны являются «промежуточным звеном» между животными и человеком, хотя в смысле «вариации первоначальной формы» одушевленной материи, а не в смысле происхождения. У Аристотеля помимо тщательно проведенных и описанных наблюдений за поведением и строением животных и человека мы находим настоящие экспериментальные исследования психики и поведения животных. Он изучал формирование песни у певчих птиц, подкладывая яйца одних видов птиц в гнезда других. На основе этих и других данных Аристотель говорил о наличии у животных способности к прижизненному приобретению опыта и наличии разума наряду с врожденным неразумным поведением. Разум животных, во-первых, отличается от разума человека, а во-вторых, животные также различаются по степени разумности. Представления Аристотеля положили начало различению трех форм поведения-, врожденного, основанного на научении и разумного (родственного мышлению человека). Такое разделение продержалось до начала XX в., когда появилась «четырехчленная» классификация: инстинкт, научение, интеллект, сознание. Продолжением изучения врожденного и приобретенного в регуляции поведения животных является учение стоиков (рубеж нашей эры), в рамках которого было сформулировано понятие «инстинкт». Изучая поведение самых разных животных, они пришли к выводу о врожденном неразумном характере их действий, которые направляются влечением к полезному (которое сами животные воспринимают как приятное) и уводят от вредного (неприятного). Несмотря на некоторую упрощенность по сравнению со взглядами предшествующих мыслителей, стоики (Хризипп — I в. до н.э., Сенека-младший — I в. н.э.) выделили основные характеристики инстинктивного поведения и обратили внимание на то, что реализация врожденной целесообразной формы поведения регулируется чисто психическими механизмами: животное не осознает пользы (биологической) своего поведения, но руководствуется влечением, т. е. переживанием удовольствия и неудовольствия, которое и «ведет» его по правильному пути. Само влечение (т. е. способность «нужным образом» испытывать удовольствие и страдание при разных воздействиях и в результате своих действий) является врожденным. Можно сказать, что в этом отношении стоики оказываются более «психологичными», чем бихевиористы XIX в., отрицавшие возможность проникновения в субъективный мир животных, и тем более современные этологи, вообще проблемами субъективного переживания животных не интересующиеся. Учение стоиков завершает античный период развития знаний о психике животных и происхождении психики человека. После застоя Средних веков многие гениальные прозрения и обобщения античных ученых «переоткрывались» вновь, причем не всегда достигая такой высоты и отточенности научной мысли, которая была свойственна великим умам прошлого. Поэтому обращение к идеям древних мыслителей не потеряло своей актуальности до сих пор. К сожалению, представления древневосточной философии о психике животных и происхождении психики человека известны в основном в форме мифологии и философских оснований восточных практик работы с душой и телом. Их анализ с позиций истории зоопсихологии и сравнительной психологии еще ждет своих исследователей. Дальнейшее формирование знаний о психике животных и происхождении психики человека связано с развитием психологии в рамках философии (XVII —XIX вв.) и бурным развитием естествознания в XVIII—XIX вв. Представление о психике животных и человека в философии XVII—XIX веков В этот период психология еще развивалась в рамках философии, а естествознание только начинало пробуждаться после «темной» эпохи Средневековья. Философов в первую очередь интересовали проблемы человеческого сознания и бытия человека в мире; проблему происхождения и развития психики они решали именно с этих позиций. Обращаясь к сущности человеческой психики, философы рассматривали ее в общей системе строения мира, разрабатывали и применяли для объяснения психических явлений общие закономерности существования и развития материи. В трудах великих мыслителей этой эпохи заложены основы теоретических представлений о психике, феноменологии, развитии. Наиболее важные для анализа эволюции психики представления содержатся в работах Р.Декарта (Франция, XVII в.), Б. Спинозы (Голландия, XVII в.) и Г.В.Ф.Гегеля (Германия, XVIII —XIX вв.). Р.Декарт считал, что душа и тело — это два разных начала. Телесные движения осуществляются рефлекторно, как двигатель- ный ответ организма на внешнее воздействие. Поведение животных этим и исчерпывается. У человека же помимо тела есть душа, сущность которой состоит в мышлении и познании своих субъективных состояний. Животных, в отличие от человека, он характеризовал как живые машины, действующие на основе рефлексов и проявляющиеся вовне аналогично механическим конструкциям, которые также при работе выделяют тепло, издают звуки и т.п. Такой взгляд не оставлял никакой возможности для представлений о преемственности развития психики животных и человека. Идеи Декарта положили начало разделению психологии на изучающую сознание (в рамках которой до середины XX в. не было места исследованию животных) и поведение, объясняемое на основе стимул-реактивных механизмов. Подход Декарта, весьма неоднозначный и противоречивый, стимулировал развитие других взглядов, преодолевавших введенный им дуализм души и тела. Тезис о единстве души (мышления) и тела (протяженности) как неотъемлемых атрибутов одной субстанции (субстанция есть вся природа, или Бог, что в современном понимании аналогично материи) выдвинул Б. Спиноза. В его учении содержатся материалистические идеи о присущей природе способности к саморазвитию. Понятие мышления у Спинозы практически совпадает с современным понятием психики: живое тело является «мыслящим телом», мышление направляет движение тела по логике движения других тел, с которыми первое вступает в отношения. Качество мышления (психики) зависит от качества тела, причем не от его анатомического строения, а именно от особенностей взаимодействия данного тела с другими телами. Одушевлены все вещи в мире, но в разной степени. Мышление в живой природе представлено тремя разными формами, усложняющимися по мере усложнения взаимодействия тела с миром: чувствованием (чувственное познание), интеллектом (рациональное познание, состоящее из рассудка и разума) и интуицией (познание на основе озарения, проникновения в суть вещей). В учении Спинозы содержатся идеи о действенном характере психики, связи ее развития с преобразованием взаимодействия между субъектом и объектом, разделении интеллекта на две формы, которое гораздо позднее появилось в психологии как разделение интеллекта животных и мышления человека. Философия и психология Спинозы оказали большое влияние не только на развитие знаний о психике человека, но и на представления о механизмах развития психики в эволюции как едином процессе, подчиняемом единым закономерностям. К высказанным им положениям мы вернемся при обсуждении проблем происхождения и эволюции психики. Вершиной развития философских идей о происхождении и эволюции психики является учение Г. В. Ф. Гегеля. Ортодоксальность марксистско-ленинской философии, господствующей в России в середине XX в., препятствовала прямой ассимиляции положений диалектического идеализма Гегеля, несмотря на то, что сама на них же и основывалась. Место философии Гегеля в теории психологии весьма необычно: его необыкновенно точные и намного опережающие свое время представления о сущности психики, субъективности и деятельности, особенностях психики на разных уровнях развития материи практически оказались не востребованными зарубежной психологией, которая, во-первых, в то время мало интересовалась столь высокими сферами, как общепсихологическая теория эволюции психики, а во-вторых, искала в объяснении этой эволюции более «объективные» представления. Отечественная же психология должна была соответствовать господствующей идеологии, что также не позволяло прямо пользоваться «идеалистической» теорией Гегеля. Это помешало увидеть подлинный материализм и эволюционизм гегелевской концепции «Абсолютного духа», проходящего в своем саморазвитии все этапы от неорганической материи через органическую, не наделенную субъективностью (растительную) к подлинной субъективности у животных (чувственной) и идеальной субъективности у человека. Более того, Гегель, используя в качестве центрального объяснительного конструкта понятие «деятельность», продемонстрировал единство фил о- и онтогенетических закономерностей развития психики. В целом его идеи ассимилированы в теории деятельности А. Н.Леонтьева и положены в основу предлагаемых в данном учебном пособии представлений об эволюции психики. Представление о психике животных и человека в естествознании в XVIII—XIX веках Развитие эволюционных идей в естествознании в XVIII—XIX вв. гораздо больше основывалось на анализе психических особенностей животных, чем это представлено в современных вариантах эволюционной биологии. Можно сказать, что французские и английские эволюционисты в качестве центрального образования рассматривали формирование в эволюции приспособительного поведения животных, достаточно четко оценивая морфологические признаки как производные от изменения поведения. Главной в этих представлениях о поведении животных была дихотомия врожденного (инстинктивного) и приобретенного (привычки, научение), их роль в формировании адаптивных, наследуемых форм поведения. В XVIII в. Ж.Ламетри, изучая различных животных, говорил о биологической приспособленности инстинктивных действий и их прогрессивном усложнении от примитивных животных до человека. Э.Кондильяк, сравнивая инстинктивные действия и привычки, предполагал, что инстинктивные действия происхо- дят от разумных, которые, постепенно автоматизируясь и теряя «разумность» (т. е. необходимость активного контроля — почти автоматизация ориентировочных действий по П. Я. Гальперину!), становятся навыками, а затем инстинктами. Противоположной точки зрения придерживался Ш.Леруа: разум происходит от инстинкта в результате повторяющихся действий и сопровождающих их ощущений, которые откладываются в памяти и сопоставляются между собой при последующих повторениях. Леруа считал, что приобретенное поведение (привычки) передается по наследству. Таким образом, французские эволюционисты в анализе поведения и психики животных продвигались по той же логике, что и античные мыслители, выделяя инстинктивные формы поведения, научение и разумные способности. Самым дискуссионным был вопрос о разумных способностях животных. Ж. Бюффон, систематизируя имеющиеся данные о морфологическом строении животных и их поведении, выступал против приписывания животным разума, призывая к более строгому, объективному определению используемых понятий. Он считал, что разум как понимание смысла своих действий есть только у человека. В трудах Бюффона заложены основы объективного исследования психики животных. В конце XVIII—начале XIX в. проблема разумного поведения животных стала изучаться экспериментально. Ф.Кювье, проводя опыты с животными Парижского зоопарка, предлагал различать инстинктивные действия животных и действия, основанные на «уме», а также ум животных и человека. Ж. Б.Ламарк в основу своего эволюционного учения ставил направляющее действие психического фактора. Согласно его взглядам, внешняя среда действует на живой организм, изменяя его поведение. Следующее за этим упражнение имеющихся органов ведет к изменению в их строении, которое наследуется. Таким образом приобретенные при жизни привычки переходят в инстинкт и морфологические изменения органов. Отдавая дань развитию объективных биологических знаний своей эпохи, Ламарк меньше интересовался субъективной стороной психического, зато заложил основы представлений о ведущей роли функции по отношению к органу как основному эволюционному механизму и о роли психики в эволюции. Сходные идеи высказывал профессор Московского университета К. Рулье: инстинкты он считал приспособительными реакциями, выработавшимися под воздействием изменений среды. Инстинкты могут изменяться под воздействием опыта животных, и эти изменения передаются по наследству. Рулье говорил, что поведение животных представляет собой сочетание врожденных и приобретенных компонентов, видового и индивидуального опыта. Огромный вклад в развитие зоопсихологии и сравнительной психологии внесли работы Ч.Дарвина. Он заложил научные осно- т.! и представил классический вариант сравнительно-психологических исследований: «О выражении эмоций у животных и чело-пека» (1872), «Инстинкт» (1877) и др. Эти работы не потеряли сиоей актуальности до сих пор как в теоретико-методологическом, гак и в эмпирическом отношении. При анализе эволюционных іакономерностей Ч.Дарвин в качестве основного объяснительного принципа использовал представление о ведущей роли функции по отношению к органу, применяя его к эволюции инстинктов так же, как к эволюции строения органов животных. При этом поведенческие изменения являются функциональными изменениями, ведущими за собой изменения в строении. Важным в учении Дарвина является окончательное (хотя, разумеется, далеко не первое, учитывая работы античных философов, Спинозы и других) разграничение инстинкта, способности животных к научению и способности «к рассуждению», причем все это же есть и у человека, отличие которого от других животных Дарвин видел в степени, а не в качестве этих способностей. Именно с работ Дар-пина разделение трех вышеназванных категорий поведения стало общепризнанным в науке. Основанные на анализе огромного фактического материала, исследования Дарвина окончательно доказали преемственность психики человека и животных, необходимость и возможность их сравнительного изучения. Что, однако, не помешало в дальнейшем отдельным психологическим направлениям, признавая общие эволюционные закономерности, игнорировать эту преемственность или даже углублять пропасть, разделяющую психику животных и человека. С середины XIX в. психология оформляется в самостоятельную науку, и с самого начала ее становления исследования психики животных и сравнительно-психологические исследования занимают в ней большое место, они связаны с именами самых известных теоретиков и экспериментаторов и послужили основой выделения фундаментальных направлений психологической мысли. Формирование зоопсихологии и сравнительной психологии в XIX—начале XX века В конце XIX—начале XX в. в психологии сформировались основные направления, представители которых занимались изучением психики животных и сравнительной психологией, — экспериментальная психология, бихевиоризм, зоопсихология, сравнительная психология. Сравнительно-психологические исследования проводились также в рамках ведущих психологических направлений (гештальтпсихологии, психоанализа, психофизиологии) и в смежных науках (физиологии высшей нервной деятельности, зоологии, антропологии). к,. В конце XIX в. в психологии много внимания уделялось теоретическим представлениям, формировались основные научные направления, основывавшиеся на целостных теоретических подходах, имеющих свою методологию и, конечно, объяснение того, что такое психика и в чем сходство и различие психики животных и человека. Наиболее общие теоретические представления о сущности и эволюции психики содержатся в работах Г. Спенсера (Англия, XIX—начало XX в.). Спенсер рассматривал психику в ряду общих явлений и закономерностей эволюции. Он обосновывал единство законов, по которым происходит развитие неорганической, органической природы и психики. В его исследованиях обобщаются диалектические идеи развития предшествующих и современных ему философов и естествоиспытателей. Г. Спенсер сформулировал в качестве основного закона развития принцип дифференциации и последующей интеграции. Эволюцию психики он рассматривал как последовательную дифференциацию от простых форм к более сложным. Простые ощущения Спенсер считал единицей психики, они развиваются в эволюции из раздражимости низших живых организмов и преобразуются в психические явления высшего порядка. У животных происходит постепенное усложнение психики, суть которого состоит в приспособлении к усложняющимся условиям среды. Психика человека, являясь дальнейшим эволюционным этапом развития, качественно отличается от психики животных, характеризуется разумом и волей, появление которых связано с приспособлением человека к новой, «надорганической», социальной среде. Механизмом развития психики Спенсер считал изменение отношений между субъектом и средой, которое стимулируется изменениями среды. Назначение психики состоит в приспособлении внутренних отношений к внешним, поэтому психология должна изучать эти объективные отношения субъекта, обладающего психикой, с внешней средой. Таким образом, в учении Спенсера заложены основы будущих системных взглядов и оснований деятельностного подхода в психологии. Идея возникновения чувствительности из раздражимости, которая содержалась уже в концепции Гегеля, была поддержана русским физиологом и психологом И. М. Сеченовым, а позднее принята как основополагающая в концепции эволюции психики А. Н.Леонтьева. В фундаментальных методологических работах Г. Спенсера обосновано разделение психологии на субъективную и объективную, после чего поведение животных в основном стало предметом исследования объективной психологии, а субъективная психология надолго отошла от проблем эволюции психики. В конце XIX в. проблемами психики животных занимались такие известные психологи, как У.Джеймс и У. Мак-Дугалл, в кни- іііх которых содержится много сведений о поведении животных, ' равнительных данных о психике животных и человека, обсуждаются проблемы инстинкта, импринтинга, научения. Эти исследо-на пия положили начало выделению экспериментальных исследо-илпий психики животных в самостоятельное направление. Первоначально экспериментальное изучение психики животных развивалось в Англии (Э.Л. Торндайк) и в Америке (Р. М. Йеркс, Цж.Б.Уотсон, К.С.Лешли и др.) и представляло собой широкий спектр сравнительно-психологических исследований различных сторон психики кошек, собак, приматов, крыс, птиц, рыб, насекомых и даже одноклеточных животных. В этих исследованиях были предложены классические экспериментальные методы: проблемной клетки, лабиринта, использования орудий человекообразными обезьянами, — сформулированы основные положения теории научения. В начале XX в. это общее направление разделилось на два: одно сконцентрировалось на объективном изучении процессов научения и переросло в бихевиоризм (определение и основные принципы которого сформулированы в работе Дж. Б.Уотсона в 1913 г.), а другое продолжало развивать сравнительно-психологический подход (Р. М. Йеркс, учениками и последователями которого были В.Кёлер, У.Гамильтон, Г.Харлоу и другие известные психологи). Основываясь на теории научения Э. Торндайка и принципах объективного изучения поведения животных Дж.Б.Уотсона, би-хевиористы использовали в качестве универсального объяснительного принципа формулу «стимул-реакция» и отрицали возможность и целесообразность изучения внутреннего субъективного мира животных. Дальнейшее развитие этого направления привело к необходимости пересмотра изначальной парадигмы, введения понятий «промежуточные переменные» и «целенаправленность поведения животных» (Э. Ч. Толмен), переходу к изучению когнитивных процессов и внутренних образов-представлений у животных. Применение объективного подхода к изучению психики животных в бихевиоризме положило начало развитию в XX в. многих перспективных направлений, которые на основе синтеза с другими психологическими подходами выросли в ведущие современные теории социального научения, привязанности и другие, в которых в большой мере используется сравнительно-психологический метод исследования. Классическая сравнительная психология продолжала активно развиваться в Америке и внесла большой вклад в изучение развития психики в фило- и онтогенезе. Эксперименты Р.М.Иеркса с высшими обезьянами и организованный им первый приматологический центр явились источником дальнейших исследований интеллекта этих животных, их развития в онтогенезе, социального поведения. Йеркс впервые провел сравнительное изучение «ум- ственных способностей» гориллы, шимпанзе и орангутана, сравнивая их по мере приближения к человеку на основе более чем 20 показателей (причем уже тогда орангутан оказался на первом месте). Изучение закономерностей индивидуального развития психики животных Нью-Йоркской группой психологов положило начало формированию эпигенетической концепции и целого направления, в современной психологии оформившегося в «психологию развития». Развитие зоопсихологии и сравнительной психологии в XX веке за рубежом Изучение психики животных и вопроса о происхождении психики человека в зарубежной психологии XX в. происходило в рамках уже сложившихся психологических направлений (сравнительная психология, бихевиоризм), кроме того, проявилось как самостоятельная область исследования в гештальтпсихологии, стало почти обязательным при исследовании психики человека, а также бурно развивалось в русле биологии поведения (этология, физиология ВНД, антропология). Психологическое направление Продолжая исследование поведения животных, бихевиоризм и его новые направления практически переросли в когнитивную психологию, изучающую не только научение у животных, но и весь спектр когнитивных процессов, в том числе и интеллектуальных (способность животных к обобщению, абстрагированию при дифференцировочном научении и т.п.). В психофизиологии много внимания уделяется процессам мотивации, нейрогумораль-ной регуляции поведения, сравнительным нейрофизиологическим исследованиям. В этой области практически все исследования имеют сравнительно-психологическую направленность. В них изучаются самые различные виды животных: беспозвоночные, млекопитающие, птицы, приматы (в основном низшие). Подробные описания этих исследований содержатся в сводных учебниках по поведению животных, лучшие из которых переведены на русский язык (Р.Хайнд, Р. Шовен, Д.Дьюсбери, О. Меннинг, Д. Мак-Фарленд). Классические сравнительно-психологические исследования продолжают традиции, заложенные Р.М.Йерксом, и в основном сосредоточены на изучении высших психических способностей антропоидов (хотя не только). Можно сказать, что это направление в течение всего XX в. развивалось по пути «подтягивания» обезьяны к человеку, в отличие от отечественной психологии со-mvrcKoro периода, планомерно углубляющей разделяющую пси-чнку человека и животных пропасть. Это можно проиллюстриро-нать знаменитыми высказываниями двух основоположников изучения психики высших обезьян. В.Кёлер сказал, что «шимпанзе почти человек», а Н.Н.Ладыгина-Котс, полемизируя с ним, ут-перждала: «Шимпанзе не почти человек, а совсем не человек», іадачей же зарубежных исследователей стало выявление все более иысоких психических способностей высших обезьян (понгид), психику которых еще в предыдущем веке рассматривали как переходную между всеми остальными животными и человеком. Изучение этих животных должно пролить свет на происхождение психики человека, поэтому в первую очередь подвергаются анализу такие их способности, которые имеют антропогенетическое значение: интеллект (В.Кёлер, Д. Румбо, Д.Гиллан и др.), способность к использованию и изготовлению орудий (В. Кёлер, К. Паркер, Ю. Летмат и др.), овладению искусственными знаковыми средствами (К. и К. Хейс, В. и Л. Келлог, Д. Премак, Д. Румбо и Е. Сэ-І1СДЖ-Румбо, Ф.Патерсон, Р. и Б.Гарднер и др.), зачатки самосо-•шания (Д. Гриффин, Г. Галлуп и др.). Систематическое изучение интеллекта высших животных (шимпанзе, собак и др.) в сравнении с интеллектом детей и взрослого человека стало самостоятельным предметом исследования в гештальтпеихологии первой половины XX в. (К. Коффка, В. Кёлер). В. Кёлер, изучая процессы мышления и восприятия человека, поставил задачу вывести внутренние операции мышления во внешний план, для чего необходимо было исследовать таких испытуемых, которые еще (или вообще) не могут производить эти операции в уме в свернутой форме. Таковыми оказались дети на довербальной стадии развития и ныешие антропоиды (шимпанзе). Кёлер предложил критерии интеллекта животных, выявил структуру интеллектуального решения задачи, обосновал понятие инсайта. Вышеперечисленные исследования будут подробно проанализированы ниже в соответствующих разделах. Биологическое направление Много эмпирических данных и теоретических моделей, объясняющих поведение животных, было получено в исследованиях физиологии высшей нервной деятельности, в этологии и антропологии. Эти направления взаимодействовали с зоопсихологией (несмотря на периодические «выяснения» приоритетов и предметов исследования) с двух сторон: со стороны изучения физиологических механизмов и со стороны эволюционных задач и закономерностей развития поведения. В физиологии ВИД традиционно использовались сравнительный метод и моделирование исследований физиологии человека на животных. Исследования в этой области в общем созвучны отечественным, более того, теоретические представления, развиваемые И. М. Сеченовым, И. П. Павловым, П.К.Анохиным, Е.Н.Соколовым, являются ведущими в развитии мировой физиологической науки. Этология, появившаяся в первой половине XX в., в середине столетия, благодаря работам К.Лоренца и Н.Тинбергена, стала главной наукой в исследовании поведения животных. Для зоопсихологии этология является в первую очередь источником богатого эмпирического материала, хотя чем дальше, тем больше эти науки сливаются в единое направление, что особенно характерно для современных зарубежных исследований. Изучение инстинктивного поведения, имприн-тинга, группового поведения животных, огромное количество полевых исследований, а в последние десятилетия и лабораторных, дало богатейший фактический материал, активно ассимилируемый зоопсихологией и сравнительной психологией. Особое место в развитии зоопсихологических знаний в XX в. занимала антропология, углубленно изучавшая происхождение человека и рассматривавшая этот процесс как становление труда и сознания. В антропологии в XX в. произошло немало революционных открытий, были предложены концепции возникновения орудийной и трудовой деятельности, речи, искусства, счета, социальных и семейных отношений и т. п. Палеонтологические исследования (Л. Лики, Д.Джохансон, И. Иди, К.Лавджой, Р. Фоу-ли и др.), наблюдения в природе (Дж. Шаллер, Дж. Ван Лавик-Гудолл, Д. Фосси, Дж. Маккинон, Х.Риксен и др.), содержание, размножение и искусственное выращивание понгид в неволе (Х.Хе-дигер, Дж.Эрвин, Б.Харрисон, Т.Майпл, В.Липперт, Р.Надлер и др.), исследования на реабилитационных станциях в Африке и Юго-Восточной Азии (Б. Галдикас и др.) позволили получить необыкновенно интересные данные, во многом перевернувшие представления психологов о психических способностях наших ближайших эволюционных родственников. Развитие зоопсихологии и сравнительной психологии в XX веке в России Психологическое направление Изучение психики животных и вопроса о происхождении человеческого сознания в отечественной науке традиционно происходило в рамках общей методологии психологии. С самого начала становления этого направления разрабатывались фундаментальные теоретические подходы и основные исследования осуществлялись в рамках ведущих психологических школ и направлений. Несмотря на то что у истоков теоретической и эксперименталь-dtit) отечественной зоопсихологии и сравнительной психологии ■іоит не только собственно зоопсихологи (В. А. Вагнер, А.Н. Се-нгрцов, Н.Н.Ладыгина-Коте), но и вполне «человеческие» пси-ишоги (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), в России зоопсихология ■шла самостоятельной отраслью психологии и была введена в го- ■удлретвенный стандарт обучения психологов. В целом отечествен-iitui юопсихология всегда была именно сравнительной наукой, ■no it этом плане отличало ее от физиологии, антропологии и пологий. Практически все зоопсихологи, продолжая традиции, шложенные Л.С.Выготским и Н.Н.Ладыгиной-Котс, проводили.решительные исследования (А.Я.Маркова, С.Л.Новоселова, И.С.Мухина, Н.А.Тих, Ю.Г.Трошихина, Г.Г.Филиппова и др.). І Ігсколько отошли от этого, углубившись в изучение психики жи-иотпых, К.Э.Фабри и его ученики (Н.Н.Мешкова, Е.Ю.Федорович, А.А.Крымов). В целом в развитии зоопсихологии и сравнительной психологии в России в XX в. можно выделить следующие направления: разработка теоретических основ эволюции пси-чпки; сравнительно-психологические исследования Московской, Ленинградской и Грузинской психологических школ; зоопсихо-'іпгическое направление.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |