КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Зоопсихологическое направление
Формирование этого направления связано с научной и преподавательской деятельностью К. Э. Фабри, основателя лаборатории зоопсихологии при факультете психологии МГУ в Москве. Являясь в прошлом биологом (эволюционным морфологом), он сосредотачивал свои усилия на изучении психики животных, меньше занимаясь проблемами сравнительной психологии. В период его деятельности название отрасли «зоопсихология» практически потеряло свою составную часть «и сравнительная психология». Тем не менее работы К. Э. Фабри внесли большой вклад в теорию эволюции психики, наполнили зоопсихологию большим фактическим материалом, стимулировали исследования целой плеяды его учеников, защитивших кандидатские диссертации по зоопсихологии на кафедре общей психологии психологического факультеті МГУ. А. А. Крымов занимался игровой деятельностью и развитием мотивации у крыс. Е. Н. Махмутова изучала манипулятивную активность млекопитающих. Н. Н. Мешкова совместно с Е. Ю. Федорович занимается изучением психологических механизмов адаптации синантропных животных к урбанизированной среде и до настоящего времени продолжает руководить лабораторией зоопсихологии и обучением студентов факультета психологии МГУ. Биологическое направление В СССР поведение животных в большой мере (а в некоторые периоды — почти исключительно) изучалось в рамках физиологии высшей нервной деятельности. Началом этих исследований явились работы И. П. Павлова, получившие всемирное признание. Почти полстолетия все остальные области (приматология, антропология, эволюция поведения) были второстепенными и следовали в методологическом и экспериментальном отношении за физиологией ВНД, в русле которой ведущими являлись Институт физиологии им. И. П. Павлова и лаборатория физиологии поведения приматов в Колтушах (Ленинград), кафедра физиологии ВНД биофака МГУ в Москве, Сухумский питомник обезьян Института экспериментальной медицины АМН СССР, Институт физиологии Грузинской АН. Исследования проводились с животными разных иидов: «классическими» лабораторными видами (собаки, крысы, кошки, кролики), низшими и высшими человекообразными обезьянами, а также дельфинами, ластоногими, беспозвоночными и простейшими. Прекрасные обзоры этих работ представлены в книгах Л. И. Фирсова, Л. В. Крушинского, 3. А. Зориной и И. И. Полетаевой, М.А.Дерягиной и других, рекомендованных в списке литературы к данному разделу. Основатель Грузинской физиологической школы И. С. Бериташвили изучал «психонервные образы» у животных, считая, что поведение высших животных в ситуации решения интеллектуальных задач основано на мысленных представлениях (образах), сформированных в прошлом опыте. Работы Л.В.Крушинского и его последователей, посвященные изучению элементарной рассудочной деятельности животных, во многом основываются на теоретических представлениях и методах Н. Н. Ла-дыгиной-Котс. Л.А. Фирсов повторил многие методики изучения интеллекта обезьян В.Кёлера и Н.Н.Ладыгиной-Котс, предложил свои оригинальные методы исследования высших обезьян в лабораторных и естественных условиях. Таким образом, в рамках физиологических исследований, по существу, проводилось много работ, сходных по методологии и методикам с зоопсихологиче-скими исследованиями. Те и другие часто трудно, а в последние два десятилетия практически даже невозможно разграничить — при изучении процессов обобщения и абстрагирования, памяти, решения интеллектуальных задач, общения и т.п. Прекрасным примером этому служат исследования рассудочной деятельности высших животных, обобщенные в учебном пособии З.А.Зориной и И.И.Полетаевой «Элементарное мышление животных» (М., 2001). Этология в России начала развиваться в основном в последней четверти XX в. и сразу заняла прочные позиции. Особенностью отечественной этологии является ее тесная связь с физиологическими лабораторными исследованиями и изучением поведения животных в неволе. Удачный синтез изучения поведения животных с позиций эволюционной биологии (Л.А.Орбели, Б.П.Ман-тейфель), приматологии (Л.А.Фирсов и др.), социобиологии (Е.Н.Панов), генетики поведения (М.Е.Лобашов, Л.В.Крушин-ский и др.) позволил этому направлению, наравне с изучением физиологии высшей нервной деятельности, занять ведущее место в современных отечественных исследованиях поведения животных. Традиционно в России зоопсихологические исследования тесно переплетались с антропологией. Еще в 1945 г. была издана книга известного антрополога Г.З.Рогинского «Психика человекообразных обезьян»; много внимания проблеме психических способностей высших обезьян уделял М.Ф.Нестурх. Изучая ранние этапы происхождения гоминид, антропологи моделировали процесс развития труда из орудийных действий высших антропоидов, используя для этого современных представителей понгид (С. А. Семенов, А.И.Кац, Г.Ф.Хрустов и др.), и происхождения речи из жестовой формы общения высших приматов (В. В. Бунак, Н. А. Тих, Л. И. Уланова и др.). Исследования последних десятилетий осуществляются в русле пограничного направления — этологии приматов (М. А.Де-рягина, М. Л. Бутовская др.), где широко используется сравнительный метод. Развитие знаний о психике животных и происхождении сознания человека в современный период Развитие зоопсихологии и сравнительной психологии в конце XX в. и начале нового века и тысячелетия может служить своеобразной иллюстрацией к закону дифференциации как общему закону развития, сформулированному в психологии еще Спенсером. Уже в последней четверти XX в. основные учебники по поведению животных строились по принципу синтеза всех отраслей знаний, занимающихся этой проблемой: эволюции, этологии, физиологии, приматологии, антропологии, зоопсихологии и сравнительной психологии. Д.Дьюсбери (1981) отмечает, что наука о поведении и психике животных становится единой и теперь уже грудно отличить специалистов разных направлений, «не имея в руках их личного дела». И чем дальше, тем больше все смежные области «психологизируются», обращаясь не только к изучению толюционных закономерностей и физиологических механизмов поведения, но к внутренним состояниям, образам-представлени-)ім, переживаниям животных, строению и содержанию их субъективного мира. Таким образом, развитие зоопсихологии от самых истоков (античная философия) свидетельствует, что все науки, изучающие разные стороны поведения животных, изначально дифференцировались из общей идеи различения души животных и человека (Эпикур, Аристотель, позднее Спиноза, Гегель); затем они развивались в рамках эволюционного учения, где психика рассматривалась как фактор эволюции (французские эволюционисты, Ч.Дарвин, В.А.Вагнер, А.Н.Северцов); в XIX — начале XX в. они разделились на ряд самостоятельных наук (физиология, этология, антропология, психология) и в рамках психологии на два основных направления — бихевиоризм и зоопсихологию и сравнительную психологию; а в конце XX в. стали интегрироваться в синтетическую сравнительную науку о психике и поведении, вновь возвращающуюся к проблеме сходства и различия души живот-пых и человека. В рамках этого общего современного направления нас интересуют те проблемы, которые традиционно ближе к психологии. И здесь также наблюдается не только появление новых областей исследования, но и возврат с новых позиций к фундаментальным вопросам возникновения и эволюции психики. К сожалению, интерес исследователей все больше сосредотачивается на психике животных, максимально приближающихся к человеку (высших млекопитающих, таких, как дельфины, ластоногие, высшие приматы, реже хищные), и даже обращается к антропогенезу (С.Л.Новоселова предлагает выделить самостоятельную область — иалеопсихологию, что представляется весьма перспективным). Психика же низших животных, которая так интересовала ученых в середине XX в. (беспозвоночные, простейшие), практически не исследуется психологами, оставаясь полем деятельности биологов. Разумеется, в методологическом плане изучение психики этих животных гораздо сложнее, но тем не менее именно такие исследования необходимы для понимания общих эволюционных закономерностей развития психики. Основные проблемы и перспективные области исследования современной науки о психике животных и происхождении психики человека можно охарактеризовать следующим образом. Теоретические проблемы современной зоопсихологии и сравнительной психологии 1. Проблема возникновения психики и критериев психического. Эта проблема стала актуальной в последние годы XX столетия по двум причинам. Во-первых, появились новые экспериментальные данные и возможности экспериментальных исследований в психофизиологии и изучении высших психических способностей животных (овладение искусственными знаковыми средствами, орудийная деятельность, элементарное мышление, зачатки самосознания), требующие обобщения с новых методологических позиций (эволюционно-системных). Во-вторых, наука и практика проникли в недоступные ранее прямому исследованию этапы развития психики человека — пренатальный период, что потребовало обратиться к представлениям о раннем генезисе психики^ а это, оказывается, невозможно без сопоставления с филогенезом. В результате стали появляться работы, посвященные теоретическим представлениям о сущности психики, общих закономерностях ее развития, новых возможностях ее изучения с помощью исследования физиологических механизмов (Ю.И.Александров), эпигенетических закономерностей и когнитивных процессов (Е. А. Сер-гиенко), обобщения и дальнейшей разработки основных законов развития (Н. И.Чуприкова, В. Б. Швырков), перинатальной психологии и сравнительного изучения мотивационно-потребност-ной сферы (Г.Г.Филиппова). В зарубежной психологии эта проблематика также весьма актуальна и разрабатывается в рамках общего направления психологии развития. 2. Проблема критериев отличия психики человека и животных. К концу XX в. практически все критерии, которые были сформу- і лированы для отличия психики человека от психики животных,! оказались «не работающими» в свете новых данных, полученных | при экспериментальных исследованиях и наблюдении за высши-; ми животными в природе, а также новых открытий в антрополо-! гии|! Это иллюстрирует часто цитируемая фраза одного из ученых, і принимавших участие в «проверке» способностей обученных Ам-; слену понгид, о том, что нам следует пересмотреть либо понятие «язык», либо понятие «человек». Все развитие современной науки свидетельствует, что дело на этом не остановится. Сейчас есть \ данные, что самки понгид обучают своих детенышей Амслену так же, как обучали их самих (Р. Фоутс и др.), понгиды «объясняют» свои рисунки (Р.Гарднер, Ф.Патерсон и др.) и т.п. 3. Проблема содержания субъективного опыта животных. Новые методы как в психофизиологии, так и в зоопсихологии позволяют практически полностью выявить физиологические механизмы и корреляты субъективных переживаний и проникнуть в субъективный мир животных с помощью искусственных языков, про- дуктов их деятельности (например, рисования) и других средству Это позволяет наконец подвести черту под господствующим почти два столетия постулатом о недоступности субъективного мира животных психологическому анализу, а значит, и недопустимости таких исследований, так как объективные методы применить невозможно. Видимо, третье тысячелетие станет не только «веком психологии», но и в большой мере сравнительной психологии, которую ждут новые открытия и теоретические обобщения. Перспективные направления исследований в зоопсихологии и сравнительной психологии 1. Обучение животных искусственным знаковым средствам. С помощью таких экспериментов происходит исследование проблем становления знакового общения, возможностей использования знаков для организации интеллектуальной деятельности этих животных (пока только начаты исследования в этой области), передачи таких средств от родителей к детенышам и от одной особи к другой, а также использование искусственных языков для изучения внутреннего субъективного мира животных. Как уже указывалось, понгиды не просто чертят по бумаге, а могут усматривать в своих рисунках конкретные образы: например, шимпанзе Уошо, обученная Амслену, нарисовав «каракули» в форме концентрических кругов, назвала свой рисунок «яблоко». 2. Исследование зачатков самосознания у животных. Устоявшееся мнение о том, что только понгиды узнают себя в зеркале, явно должно быть пересмотрено, хотя в данном направлении пока существуют только единичные наблюдения и эксперименты. Весьма перспективно изучение всех уровней развития самосознания, от самоощущения до становления образа Я, что предполагает включение в эту проблематику разных видов животных, а также использование данных, касающихся антропогенеза (палеопсихоло-гия). Изучение самоузнавания в зеркале, проведенное Н.Н.Авдеевой с детьми первого года жизни, открывает широкие возможности сравнительных исследований в этой области. 3. Обоснование валидности цветовых и рисуночных проективных методов. Данные, полученные при изучении рисования, восприятия и использования цветов, особенно в сравнении с аналогичными исследованиями на младенцах и анализом искусства древнего человека, позволяют подтвердить валидность рисуночных проективных методик, используемых в психодиагностике. Расположение рисунков на листе, использование уже имеющихся изображений, узнавание в рисунке конкретных образов объектов, подражательное рисование, использование красок и их сочетаний понгидами, а также исследование рисования у детей второго полугодия жизни и примитивных орнаментов неандертальцев и ран- них неоантропов позволяют подтвердить, что некоторые характеристики проективных цветовых и рисуночных тестов являются абсолютно объективными и могут использоваться в психологии без дополнительного подтверждения другими, считающимися более «точными» методиками. 4. Анималотерапия. Это направление уже активно заявило себя не только за рубежом, но и в России. Наиболее известными являются психотерапевтические методики с использованием лошадей (иппотерапия) и дельфинов (дельфинотерапия), однако перспективным является также использование обезьян, собак, кошек и других животных как для коррекционно-терапевтическои, так и для развивающей психологической работы. Для использования таких животных не нужно специального помещения, оборудования, а нужны только хорошо подготовленные психологи, обладающие помимо общепсихологических и зоопсихологическими знаниями. Разумеется, обозначенные выше актуальные проблемы и направления не исчерпывают всех перспектив развития зоопсихологии и сравнительной психологии, которые, несомненно, будут активно развиваться в ближайшем и отдаленном будущем.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |