КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Разработка теоретических основ эволюции психики
В начале XX в. выдающийся русский зоолог и зоопсихолог //. А. Вагнер написал ряд фундаментальных методологических трудов (Биологические основания сравнительной психологии, 1913; Ьиопсихология и смежные науки, 1923; Этюды по сравнительной психологии. Возникновение и развитие психических способностей, 1925—1929), в которых представлены анализ современных знаний по психологии животных, основных теоретических подходов к ее изучению, обоснование сравнительно-психологического метода исследования и т.п. В. А. Вагнер, являясь профессором зоологии и сравнительной психологии Ленинградского университета, чаложил методологические основы развития отечественной зоопсихологии и сравнительной психологии и по праву считается их основателем. Он изучал инстинктивное поведение и описал его свойства изменяться в эволюции и в онтогенезе животных (пластичность инстинктивного поведения), анализировал разумные способности животных (правда, с современной точки зрения явно их недооценивал). После работ В. А. Вагнера зоопсихология и сравнительная психология в России прочно заняли место в системе психологических наук как важные отрасли, имеющие свой предмет, методологию и занимающиеся фундаментальными психологическими проблемами. В этот же период в Московском университете проблемы эволюции психики разрабатывались выдающимся эволюционистом А.Н.Северцовым. В своей работе «Эволюция и психика» (1922)A. H. Северцов обосновывал значение психики как фактора эволюции. Он указывал, что существуют два типа приспособлений животных к изменениям окружающей среды: медленные изменения строения и изменение поведения (без изменения строения органов), позволяющие приспосабливаться к быстрым изменениям среды. Такое изменение поведения регулируется психикой, и в эволюции происходит увеличение пластичности поведения, связанное с повышением психической организации. Большой вклад в разработку теоретических проблем эволюции психики и происхождения человеческого сознания внес Л. С.Выготский. Хорошо известны его работы «Предисловие к книге В.Кё-лера "Исследование интеллекта человекоподобных обезьян" (1930) и «Этюды по истории поведения» (совместно с А. Р.Лурия, 1930), где проанализированы имевшиеся в то время данные об интеллекте высших обезьян, «примитивного» человека и ребенка. В этих работах Л.С.Выготский обосновывает и применяет сравнительно-психологический метод для объяснения пути «психологической эволюции от обезьяны до культурного человека». Гораздо меньше используются в зоопсихологии идеи психологии развития, заложенные в трудах «Исторический смысл психологического кризиса» (1927), «Мышление и речь» (1934), «Орудие и знак в развитии ребенка» (1930). Л.С.Выготский считал, что общая психология должна охватывать все аспекты изучения психики и «психология нормального взрослого человека» является одной из психологических дисциплин (наряду с зоопсихологией и психопатологией. Представления же о различных (эволюционно!) корнях мышления и речи были бы очень полезны для анализа современных экспериментов по обучению высших обезьян искусственным знаковым средствам, равно как и теоретические и экспериментальные разработки генезиса знаковой функции у ребенка (кстати, в физиологии ВНД при анализе процессов обобщения у животных используются термины «довербальные понятия», «перцептивные понятия»). В целом наследие Л.С.Выготского имеет огромный потенциал, еще явно недостаточно освоенный в зоопсихологии и сравнительной психологии. Становление и развитие отечественной сравнительной психологии связано с именем выдающегося ученого XX столетия Н. Н. Ладыгиной-Коте. Она была не только великолепным экспериментатором, сделавшим в этом плане не меньше, чем Р. М. Йеркс и В. Кёлер, но и теоретиком и методологом. Ею заложены теоретические основы эволюции психики, сформулированы представления о «взаимопроникаемости» инстинктивных механизмов, научения и мышления, их существовании в своеобразном сочетании на всех этапах эволюции психики. Предложенное ею выделение уровней развития мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и речевое) и анализ их развития у высших животных и человеческого ребенка прочно вошли в психологию * и потных и человека. Она провела первое в мире систематическое сравнительное исследование развития детеныша шимпанзе и человеческого ребенка, которое до сих пор является актуальным для психологии развития. Ученики и последователи Н. Н. Лани гиной-Котс продолжали разрабатывать ее идеи в зоопсихоло-іііи и сравнительной психологии, физиологии ВНД, антропологии. Дальнейшая разработка теории эволюции психики была осуществлена А.Н.Леонтьевым. Являясь учеником Л.С.Выготского, он совместно с А. В. Запорожцем, А. Р.Лурия занимался проблемами возникновения и развития психики. А.Н.Леонтьев предложил теоретически и экспериментально обоснованную концепцию иозникновения и эволюции психики, выделил стадии развития психики и сформулировал основные закономерности этого раз-пития (основные труды: «Очерк развития психики», 1947. «Про-илсмы развития психики», 1972, «Эволюция психики», 1999). Его учение до сих пор является наиболее стройным и обоснованным представлением об эволюции психики и происхождении человеческого сознания. Последователи А.Н.Леонтьева (К.Э.Фабри, ('.Л.Новоселова, Н.Н.Мешкова, Г.Г.Филиппова) продолжают разработку теоретических представлений об эволюции психики. Теория деятельности А.Н.Леонтьева и его концепция эволюции і їсихики, а также исследования его учеников будут подробно изложены при анализе происхождения и стадий развития психики. Сравнительно-психологическое направление Московская школа Представители Московской школы продолжают традиции 11. H. Ладыгиной-Коте и в основном занимаются сравнительными исследованиями психики обезьян и человека. Л. И. Анцыферова изучала элементарную познавательную деятельность (интеллект — как аналитико-синтетическую деятельность), сравнивая ее с мыслительной деятельностью человека в традициях господствующей в то время Павловской школы. В работах А.Я.Марковой исследовались представления, процессы обобщения и абстрагирования у обезьян (методом «выбора на образец»). В.С.Мухина наблюдала ча поведением приматов и изучала их способность к рисованию в сравнении с развитием способности к рисованию у детей. С. Л. Но-чоселова занималась (и занимается в настоящее время) сравнительным изучением мышления и игровой деятельности высших приматов и детей. Г.Г.Филиппова осуществила изучение интеллекта орангутанов, сравнительные исследования онтогенеза пон-гид и человека, способности понгид к овладению рисованием по подражанию, материнской сферы и ее развития в фило- и онто- генезе. В настоящее время работы в этой области продолжаются, хотя общий объем исследований по многим причинам явно недостаточный. Ленинградская школа Ленинградская психологическая школа традиционно была ориентирована на экспериментальные объективные исследования. Изучение психики и поведения приматов осуществлялось под руководством профессора факультета психологии Ленинградского университета Н.А.Тих. Сравнительно-психологический анализ группового поведения, коммуникативной деятельности, онтогенеза обезьян представлен в ее книгах «Предыстория общества» и «Ранний онтогенез поведения приматов», в которых автор развивает оригинальные идеи соотношения видовых и индивидных потребностей, происхождения жестового общения, способности обезьян к использованию звуков, жестов и изображающих движений как новых коммуникативных средств и т. п. Изучение функций памяти и подражания в сравнительном плане проводилось Ю.Г.Трошихиной. В настоящее время в Санкт-Петербурге продолжаются сравнительные исследования интеллекта животных (Т.Г.Кузнецова, В.Т.Шуваев, В.И.Сыренский и др.). Грузинская школа Взгляды на психику животных и специфику человеческого сознания развивались в теории установки Д. Н.Узнадзе, которая была весьма популярна в середине XX в. Экспериментальные исследования психики животных в Грузии проводились также в рамках физиологического направления, возглавляемого И. С. Бериташви-ли, который изучал образные представления у животных. Его последователи изучают нейрофизиологические механизмы памяти животных, а также рассудочную деятельность высших млекопитающих (Я. К. Бадридзе).
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |