Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработка теоретических основ эволюции психики




В начале XX в. выдающийся русский зоолог и зоопсихолог //. А. Вагнер написал ряд фундаментальных методологических тру­дов (Биологические основания сравнительной психологии, 1913; Ьиопсихология и смежные науки, 1923; Этюды по сравнительной психологии. Возникновение и развитие психических способностей, 1925—1929), в которых представлены анализ современных зна­ний по психологии животных, основных теоретических подходов к ее изучению, обоснование сравнительно-психологического ме­тода исследования и т.п. В. А. Вагнер, являясь профессором зооло­гии и сравнительной психологии Ленинградского университета, чаложил методологические основы развития отечественной зоо­психологии и сравнительной психологии и по праву считается их основателем. Он изучал инстинктивное поведение и описал его свойства изменяться в эволюции и в онтогенезе животных (плас­тичность инстинктивного поведения), анализировал разумные спо­собности животных (правда, с современной точки зрения явно их недооценивал). После работ В. А. Вагнера зоопсихология и срав­нительная психология в России прочно заняли место в системе психологических наук как важные отрасли, имеющие свой пред­мет, методологию и занимающиеся фундаментальными психоло­гическими проблемами.

В этот же период в Московском университете проблемы эво­люции психики разрабатывались выдающимся эволюционистом А.Н.Северцовым. В своей работе «Эволюция и психика» (1922)A. H. Северцов обосновывал значение психики как фактора эво­люции. Он указывал, что существуют два типа приспособлений животных к изменениям окружающей среды: медленные измене­ния строения и изменение поведения (без изменения строения органов), позволяющие приспосабливаться к быстрым изменени­ям среды. Такое изменение поведения регулируется психикой, и в эволюции происходит увеличение пластичности поведения, свя­занное с повышением психической организации.

Большой вклад в разработку теоретических проблем эволюции психики и происхождения человеческого сознания внес Л. С.Вы­готский. Хорошо известны его работы «Предисловие к книге В.Кё-лера "Исследование интеллекта человекоподобных обезьян" (1930) и «Этюды по истории поведения» (совместно с А. Р.Лурия, 1930), где проанализированы имевшиеся в то время данные об интел­лекте высших обезьян, «примитивного» человека и ребенка. В этих работах Л.С.Выготский обосновывает и применяет сравнитель­но-психологический метод для объяснения пути «психологиче­ской эволюции от обезьяны до культурного человека». Гораздо меньше используются в зоопсихологии идеи психологии разви­тия, заложенные в трудах «Исторический смысл психологическо­го кризиса» (1927), «Мышление и речь» (1934), «Орудие и знак в развитии ребенка» (1930). Л.С.Выготский считал, что общая пси­хология должна охватывать все аспекты изучения психики и «пси­хология нормального взрослого человека» является одной из пси­хологических дисциплин (наряду с зоопсихологией и психопато­логией. Представления же о различных (эволюционно!) корнях мышления и речи были бы очень полезны для анализа современ­ных экспериментов по обучению высших обезьян искусственным знаковым средствам, равно как и теоретические и эксперимен­тальные разработки генезиса знаковой функции у ребенка (кста­ти, в физиологии ВНД при анализе процессов обобщения у жи­вотных используются термины «довербальные понятия», «перцеп­тивные понятия»). В целом наследие Л.С.Выготского имеет ог­ромный потенциал, еще явно недостаточно освоенный в зоопси­хологии и сравнительной психологии.

Становление и развитие отечественной сравнительной пси­хологии связано с именем выдающегося ученого XX столетия Н. Н. Ладыгиной-Коте. Она была не только великолепным экспери­ментатором, сделавшим в этом плане не меньше, чем Р. М. Йеркс и В. Кёлер, но и теоретиком и методологом. Ею заложены теоре­тические основы эволюции психики, сформулированы представ­ления о «взаимопроникаемости» инстинктивных механизмов, на­учения и мышления, их существовании в своеобразном сочета­нии на всех этапах эволюции психики. Предложенное ею выде­ление уровней развития мышления (наглядно-действенное, на­глядно-образное и речевое) и анализ их развития у высших животных и человеческого ребенка прочно вошли в психологию * и потных и человека. Она провела первое в мире систематиче­ское сравнительное исследование развития детеныша шимпанзе и человеческого ребенка, которое до сих пор является актуаль­ным для психологии развития. Ученики и последователи Н. Н. Ла­ни гиной-Котс продолжали разрабатывать ее идеи в зоопсихоло-іііи и сравнительной психологии, физиологии ВНД, антрополо­гии.

Дальнейшая разработка теории эволюции психики была осу­ществлена А.Н.Леонтьевым. Являясь учеником Л.С.Выготского, он совместно с А. В. Запорожцем, А. Р.Лурия занимался пробле­мами возникновения и развития психики. А.Н.Леонтьев предло­жил теоретически и экспериментально обоснованную концепцию иозникновения и эволюции психики, выделил стадии развития психики и сформулировал основные закономерности этого раз-пития (основные труды: «Очерк развития психики», 1947. «Про-илсмы развития психики», 1972, «Эволюция психики», 1999). Его учение до сих пор является наиболее стройным и обоснованным представлением об эволюции психики и происхождении челове­ческого сознания. Последователи А.Н.Леонтьева (К.Э.Фабри, ('.Л.Новоселова, Н.Н.Мешкова, Г.Г.Филиппова) продолжают разработку теоретических представлений об эволюции психики. Теория деятельности А.Н.Леонтьева и его концепция эволюции і їсихики, а также исследования его учеников будут подробно из­ложены при анализе происхождения и стадий развития психики.

Сравнительно-психологическое направление

Московская школа

Представители Московской школы продолжают традиции 11. H. Ладыгиной-Коте и в основном занимаются сравнительными исследованиями психики обезьян и человека. Л. И. Анцыферова изу­чала элементарную познавательную деятельность (интеллект — как аналитико-синтетическую деятельность), сравнивая ее с мысли­тельной деятельностью человека в традициях господствующей в то время Павловской школы. В работах А.Я.Марковой исследова­лись представления, процессы обобщения и абстрагирования у обезьян (методом «выбора на образец»). В.С.Мухина наблюдала ча поведением приматов и изучала их способность к рисованию в сравнении с развитием способности к рисованию у детей. С. Л. Но-чоселова занималась (и занимается в настоящее время) сравни­тельным изучением мышления и игровой деятельности высших приматов и детей. Г.Г.Филиппова осуществила изучение интел­лекта орангутанов, сравнительные исследования онтогенеза пон-гид и человека, способности понгид к овладению рисованием по подражанию, материнской сферы и ее развития в фило- и онто-

генезе. В настоящее время работы в этой области продолжаются, хотя общий объем исследований по многим причинам явно недо­статочный.

Ленинградская школа

Ленинградская психологическая школа традиционно была ори­ентирована на экспериментальные объективные исследования. Изучение психики и поведения приматов осуществлялось под ру­ководством профессора факультета психологии Ленинградского университета Н.А.Тих. Сравнительно-психологический анализ группового поведения, коммуникативной деятельности, онтоге­неза обезьян представлен в ее книгах «Предыстория общества» и «Ранний онтогенез поведения приматов», в которых автор разви­вает оригинальные идеи соотношения видовых и индивидных по­требностей, происхождения жестового общения, способности обезьян к использованию звуков, жестов и изображающих движе­ний как новых коммуникативных средств и т. п. Изучение функ­ций памяти и подражания в сравнительном плане проводилось Ю.Г.Трошихиной. В настоящее время в Санкт-Петербурге про­должаются сравнительные исследования интеллекта животных (Т.Г.Кузнецова, В.Т.Шуваев, В.И.Сыренский и др.).

Грузинская школа

Взгляды на психику животных и специфику человеческого со­знания развивались в теории установки Д. Н.Узнадзе, которая была весьма популярна в середине XX в. Экспериментальные исследо­вания психики животных в Грузии проводились также в рамках физиологического направления, возглавляемого И. С. Бериташви-ли, который изучал образные представления у животных. Его по­следователи изучают нейрофизиологические механизмы памяти животных, а также рассудочную деятельность высших млекопита­ющих (Я. К. Бадридзе).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.