Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие профессионально-нравственной деформации сотрудников ОВД, причины ее возникновения

Лекция 3. Этика в деятельности сотрудников ОВД

РЕВЕРС

4. Реверс 3-фазных асинхронных электродвигателей

 

Для реверса 3-фазного асинхронного электродвигателя надо поменять местами (переключить) два любых линейных провода.

При этом поменяется порядок чередования фаз обмотки статора, что приведет к из-менению направления вращения (реверсу) магнитного потока обмотки статора.

 

 

Рис. 9.22. Прямое (а) и обратное (б, в, г) направление вращения ротора 3-фазного асинхронного двигателя

 

На практике не имеет значения, какие именно два линейных провода бу-дут переброшены (переключены).

Для реверса асинхронного двигателя применяют 2-полюсные или 3-полюсные ре-версивные контакторы (рис. 9.23).

 

.

Рис. 9.23. Схема реверса 3-фазного асинхронного двигателя при помощи 2-полюс-ных (а) и 3-полюсных (б) реверсивных контакторов

 

План:

1. Понятие профессионально-нравственной деформации сотрудников ОВД, причины ее возникновения

2. Характер и основное содержание требований профессиональной этики сотрудников ОВД

 

 

Предназначение ОВД как системы государственных органов исполнительной власти состоит в том, чтобы защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, а также собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Основной целью является обеспечение и защита прав человека и гражданина путем предотвращения, раскрытия и наказания преступлений против личности, общества и государства.

Для выполнения этого предназначения работники ОВД наделяются правом применять меры принуждения в пределах, установленных законодательством. Соблюдение этических принципов помогает им не злоупотреблять данной им государством властью и выполнять свои профессиональные обязанности, подбирая правильные средства и опираясь на соответствующие правила.

Работа сотрудника ОВД связана с большими моральными затратами и риском. Осуществление ограничения некоторых прав и общегражданских свобод, применение принуждения, в том числе с использованием физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия требуют самообладания и развитого чувства собственного достоинства, поскольку работникам ОВД часто приходится сталкиваться с сопротивлением граждан, негативными реакциями, оскорблениями в свой адрес.

Риск для жизни и здоровья, получение телесных повреждений и увечий не могут быть компенсированы полностью различными льготами и высокой заработной платой. Согласие на риск зачастую дается сотрудником на основе высоких моральных побуждений, поэтому любая недооценка его вклада, неуважение его служения могут вызвать стресс, пренебрежение к служебным обязанностям или злоупотребление служебным положением. Помимо этого служба в ОВД предусматривает ограничение некоторых собственных прав и общегражданских свобод сотрудников ОВД.

 

Термин “деформация” (от лат. deformatio) буквально означает изменение формы.

Профессионально-нравственная деформация сотрудников ОВД – это понятие, которое выражает снижение качества в выполнении своих профессиональных обязанностей, искажение профессиональной деятельности сотрудников ОВД и ее результатов, отношений с гражданами, коллегами и начальством, а также профессионально-нравственного сознания.

Профессионально-нравственная деформация сегодня представляет собой весьма распространенное явление в деятельности сотрудников ОВД.

Так, согласно данным Государственного информационного центра МВД РФ о результатах служебной деятельности ОВД и служебно-боевой деятельности внутренних войск за 2011 г., в течение указанного срока за нарушения законности привлечены к ответственности 9,7 тысяч сотрудников ОВД, в том числе за совершение преступлений – 3,7 тысяч человек.

Были осуждены за убийство 62 человека, за изнасилование – 52 человека, за получение взятки – 380 человек, за злоупотребление должностными полномочиями и их превышение – 284 человека. По отрицательным мотивам были уволены из ОВД 10,7 тысяч сотрудников. Понятно, что каждый подобный факт отрицательно сказывается не только на эффективности борьбы с преступностью, но и резко снижает авторитет правоохранительных органов в глазах населения.

 

Профессионально-нравственная деформация характерна не только для сотрудников отечественных правоохранительных органов, но присуща работникам правоохранительных служб и других стран. В одном из разделов книги “ФБР: взгляд изнутри на самое могущественное в мире правоохранительное агентство” отмечается тот факт, что несмотря на строгий профессиональный отбор, в этом ведомстве отнюдь не все обстоит благополучно с дисциплиной сотрудников, их отношением к служебным обязанностям, их моральным обликом. В качестве наиболее типичных проступков сотрудников ФБР отмечаются следующие: прогулы; злоупотребление спиртными напитками на службе; кража служебной техники и имущества; использование информации расследуемых дел в корыстных целях; приписки к расходам; предоставление докладов о вымышленных расследованиях; употребление наркотиков; аморальное поведение в личной жизни.

По оценкам ФБР, приведенным в книге, только 20% личного состава работает с инициативой, с полной отдачей, 60% следует отнести к категории “середнячков”, а остальные 20% представляют собой “балласт”, из которого сотрудники чаще всего переходят в группу нарушителей. Приведенные факты позволяют сделать вывод, что профессионально-нравственная деформация сотрудников ОВД обусловлена целым комплексом причин. В этот комплекс входят как причины общие для различных стран, так и специфические для нашей страны.

 

Рассмотрим основные группы причин профессионально-нравственной деформации.

 

1. Первую группу составляют общие внешние причины появления и распространения профессионально-нравственной деформации, связанные с состоянием общества.

В данную группу входят следующие причины:

 

1. Глубокий экономический, социальный, идеологический и духовный кризис российского общества. В настоящее время в России происходит смена типов социальности, которая порождает социальную нестабильность, крушение моральных идеалов. Французский социолог Э. Дюркгейм называл такое состояние общества аномией (от фран. аnomie – отсутствие норм, закона, организации). В обществе, находящемся в состоянии аномии, действовавшие прежде нравственные нормы и ценности утратили свою значимость, новые же еще не выработаны. И таким образом, в обществе нет принятых и устоявшихся идеологий и ценностей, на которые личность могла бы опереться в своей повседневной нравственной практике.

 

2. Незавершенная реформа российской правовой системы. Она проявляется:

 

а) в высоком уровне правового нигилизма граждан и самих сотрудников правоохранительных органов. Правовой нигилизм – это отрицание социальной необходимости и ценности права как важнейшего способа нормативной регуляции поведения людей;

Современным российским законодательством недостаточно четко регулируется оперативно-розыскная деятельность сотрудников правоохранительных органов, в частности, в законе РФ “Об оперативно-розыскной деятельности” отсутствует определение оперативного доказательства, и потому сущность данного доказательства не раскрывается ни по формальным признакам, ни содержательно.

в) в “войне” законов, принимаемых на различных уровнях, расхождениях в толковании законов, неисполнении законов и т.д.

 

3. Негативное освещение деятельности правоохранительных органов в СМИ, литературных произведениях, а также низкий социальный престиж правоохранительных органов.

Уровень доверия граждан к ОВД снижается в тех случаях, когда ее сотрудники совершают неправомерные действия, не отказываются от взяток и подношений, побаиваются «авторитетов», охотнее имеют дело с мелкими правонарушителями и т. д.

Так, в 2009 г. исследователями академии управления МВД России проводился экспертный социологический опрос по проблемам изучения, формирования и использования общественного мнения в практической деятельности ОВД. В данном опросе приняли участие более 100 руководителей ОВД из 20 регионов РФ. На вопрос: “Что, на Ваш взгляд, отрицательно влияет на реформирование общественного мнения о деятельности милиции?” получены следующие ответы (был возможен выбор нескольких вариантов):

 

– низкий социальный статус сотрудников милиции – 66,1%;

 

– плохая работа милиции – 60%;

 

– сообщения СМИ – 48%;

 

– несовершенство системы изучения общественного мнения о деятельности ОВД – 34,6%;

 

– низкий образовательный уровень работников милиции – 2,4%;

 

– непрофессионализм сотрудников – 2,4%.

 

Приведенные результаты исследования показывают, что руководители ОВД видят истоки негативного общественного мнения о деятельности милиции не в предвзятости СМИ, а в низком социальном статусе сотрудников милиции и плохой работе самой милиции.

4. неподготовленность граждан к рыночным отношениям (излишняя доверчивость, простодушие, пассивность, страх, отсутствие активной гражданской позиции, неумение защитить себя и своих близких);

 

5. слабая помощь сотрудникам ОВД со стороны гражданского сообщества;

 

6. безработица, переход большого числа людей из производственной сферы в торговлю;

7. коррупция;

 

2. К числу внутренних проблем ОВД относятся:

 

1. текучесть кадров;

 

2. трудности в обеспечении взаимодействия между различными службами и подразделениями правоохранительных органов;

 

3. трудности в налаживании и поддержании системы контроля за деятельностью правоохранительных структур и их сотрудников.

 

 

3. Третья группа причин появления и распространения профессионально-нравственной деформации среди сотрудников ОВД – особые причины, связанные со спецификой системы ОВД.

Этой системе, как и всем корпоративным общностям, присуща тенденция к автономизации от общества, замкнутости “на себя” и обслуживанию своих интересов. Э. Дюркгейм в работе “Профессиональная этика и гражданская мораль” связывает профессиональную этику с наличием в обществе сегментов. Понятие “сегмент” обозначает общественную группу, в которой индивиды тесно связаны друг с другом. Однако сегмент – это также и локализованная группа, относительно изолированная от других, ведущая собственную жизнь. Такой группе и специфическим моральным нормам, регулирующим отношения между ее членами, присущи, по мысли Э. Дюркгейма, такие черты, как прагматизм, корпоративизм, косность, самодостаточность, замкнутость, на основе интересов и ценностей членов группы.

 

В данную группу входят следующие причины:

1. Специфичность профессиональной деятельности различных служб и подразделений ОВД. Она выражается в дефиците времени, отпущенного сотрудникам на исполнение служебных заданий; в постоянных физических и психических перегрузках и переутомлении; в последствиях конфликтных и экстремальных ситуаций, которые таят опасность для жизни и здоровья; в конспиративности работы.

Так, по данным ГУВД г., средняя нагрузка на следователей РУВД по оконченным уголовным делам возросла с 29,2 дел в 1998 г. до 53,5 дел в 2011 г., причем этот средний показатель превышен в Ленинскому РУВД – 59,6 дел на 1 следователя, Октябрьском РУВД – 54,3 дела на 1 следователя, Заельцовскому РУВД – 49,8 дел на 1 следователя.

 

2. Постоянный конфликт с преступной средой, с негативным и мощным влиянием преступников на сотрудников ОВД. Каждая социальная группа имеет свою субкультуру, свои нормы этикета и нравственные нормы. Субкультура сотрудников милиции в последние десятилетия существенно изменяется под влиянием криминальной субкультуры. Эти изменения весьма разнообразны, в частности, они проявляются в употреблении сотрудниками ОВД блатного жаргона и нецензурных выражений, в пренебрежении ими правилами служебного этикета и т.д. Негативные изменения в субкультуре сотрудников ОВД также связаны с такими факторами, как низкий уровень общей культуры многих коллективов ОВД, в том числе культуры правовой и моральной; ограниченность общения сотрудников ОВД с “нормальной культурной средой” в силу их загруженности на службе, отсутствия у них потребности в культурном обогащении.

 

3. Недостатки в организации и управлении деятельностью основных служб и подразделений ОВД. В числе наиболее существенных недостатков такого рода следует отметить несовершенство отчетности; “процентоманию”; наличие “потолка” (предельного звания по должности); уравниловку в оплате труда; просчеты в индивидуально-воспитательной работе с личным составом; несовершенную организацию внутреннего учета и контроля, в частности, несовершенные (формальные) критерии оценки работ; формальную систему отбора кадров в ОВД.

 

4. Отрицательное влияние на сотрудников ОВД тех коллег по работе, которые допускают злоупотребление властными полномочиями, формализм и равнодушие по отношению к гражданам и коллегам, халатное отношение к служебным обязанностям. Особенно сильное негативное влияние оказывает непосредственный начальник в том случае, если ему самому присущи отмеченные качества, так как в коллективах ОВД в силу принципа единогласия и специфики профессиональной деятельности вертикальные структуры (отношения начальника и подчиненных) в трудовых коллективах сильнее горизонтальных (отношений между коллегами).

 

Вся работа по контролю за соблюдением законности среди подчиненных (а это одна из основных обязанностей непосредственных начальников) становится совершенно неэффективной, если начальник на совещаниях и занятиях, в приказах и указаниях требует от подчиненных соблюдать законность и дисциплину, уважать права и свободы человека и гражданина, а сам плохо разбирается в законодательстве, проявляет пренебрежение к нему и своим подчиненным. Так, только в 1998 г. по системе МВД РФ за различные нарушения дисциплины привлечены к ответственности более 14 тыс. руководителей различного ранга, в том числе свыше 100 – за злоупотребление полномочиями и их превышение, более 200 – за злоупотребление алкоголем, 24 – за грубость и бестактность в отношении граждан. Крайне отрицательно на морально-психологическом состоянии сотрудников ОВД сказываются факты преступной деятельности руководителей подразделений ОВД. В частности, в 2009 г. сотрудниками УБОП и УСБ УВД Новосибирской области задержан начальник ОБНОН городского УВД, майор милиции Н. при сбыте 1 кг 13 г опия. Возбуждено в том же году уголовное дело в отношении начальника ОИН (отдела исполнения наказаний) МВД Карачаево-Черкесской Республики, полковника внутренней службы Х., который использовал осужденных из СИЗО для строительства собственной дачи.

 

5. Отсутствие систематического и действенного контроля со стороны руководства и непосредственных начальников за деятельностью сотрудников ОВД.

 

6. Плохое оперативно-техническое оснащение служб и подразделений ОВД.

 

4. Четвертая группу причин появления и распространения профессионально-нравственной деформации сотрудников ОВД составляют единичные причины, связанные с личностью сотрудника ОВД, ее негативными морально-психологическими качествами, ее низкой адаптивностью к специфике профессиональной деятельности.

 

В данную группу входят следующие причины:

 

1. Недостаточная профессиональная пригодность сотрудника к работе в ОВД по морально-психологическим качествам, особенностям темперамента, уровню мотивации к службе.

 

2. Низкий уровень общей и профессиональной культуры сотрудников ОВД. Проявления этой причины весьма разнообразны:

 

– недостаточный уровень общего образования, общей эрудиции и кругозора (так, некоторые сотрудники ОВД не умеют даже грамотно писать и строить свою речь);

 

– отсутствие примерно у половины сотрудников ОВД специального юридического (высшего или среднего) образования;

 

– неумение отделять интересы дела от интересов карьеры, подмена интересов дела личными интересами;

 

– неумение рационально организовать свое время;

 

– неумение сотрудника ОВД своевременно снимать физические и психологические стрессы, отвлекаться от негативных эмоций во внеслужебных отношениях и в семье;

 

– психологическая неподготовленность к работе;

 

– отсутствие или ослабление навыков самоконтроля.

 

3. Неблагоприятный морально психологический климат в коллективах ОВД, отсутствие единства интересов личности и всего коллектива.

 

4. Недостаточная развитость морально-волевых и деловых качеств некоторых сотрудников ОВД.

 

Таким образом, мы показали, что появление и распространение профессионально-нравственной деформации сотрудников ОВД обусловливается тремя группами причин. Первая группа причин сопряжена с состоянием общества и взаимоотношений общества и личности, вторая группа причин связана со спецификой системы МВД, третья группа причин касается индивидуальных личностных качеств сотрудников ОВД. Однако реализация причин профессионально-нравственной деформации, отнесенных к указанным группам, имеет свои особенности. Причины профессионально-нравственной деформации, идущие от состояния общества, от специфики системы МВД – это лишь потенциальные или возможные причины. Действительными же причинами профессионально-нравственной деформации являются те, которые связаны с личностью сотрудника ОВД, поскольку явление профессионально-нравственной деформации – это результат морального выбора самого сотрудника ОВД, действия его бессознательных установок.

 

Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет высказал мысль о том, что человек, не получивший достаточного образования и не приобщившийся к высокой культуре, становится человеком толпы, “массовым человеком”. Образование и высшие достижения культуры представляют собой барьер, преграждающий путь негативным влияниям на личность. Без такого барьера сотрудник ОВД легче становится носителем профессионально-нравственной деформации и ее жертвой.

 

Сотрудники ОВД в экстремальных условиях призваны выполнять следующие функции:

 

1. защита граждан, охрана их здоровья и собственности;

 

2. спасение людей, оказание помощи пострадавшим;

 

3. проведение мероприятий по ограничению передвижения людей, транспорта, интенсивности уличного движения; регулирование порядка въезда в определенные местности и выезда из них, соблюдение правил карантина и пресечение их нарушений;

 

4. ограничение проведения митингов, демонстраций;

 

5. участие в изъятии транспорта и имущества предприятий и граждан;

 

6. выселение в административном порядке лиц, признанных социально опасными;

 

7. мобилизация дееспособного населения на восстановительные и спасательные работы;

 

8. предупреждение и пресечение паники, распространения ложных слухов; борьба с преступлениями и правонарушениями и др.

 

В экстремальных условиях у людей возникают чувства отчаяния, страха, безнадежности, гнева, агрессии, наблюдаются явления непонимания происходящего, оцепенения (ступора), паники, истерии. Люди могут полностью утратить самоконтроль или, наоборот, действовать, руководствуясь только чувством самосохранения. Все это может стать причиной снижения «моральной планки» и даже разрушения обычных моральных обязательств людей по отношению друг к другу, предусмотренных законом, и т. д.

Сотрудники ОВД в экстремальных условиях должны уметь сохранять хладнокровие, рассудительность, проявлять уверенность, поддерживать и мобилизовать моральный дух населения, вселять надежду, уверенность в том, что люди получат необходимую помощь.

Деятельность ОВД в этот период протекает в условиях, когда в основном применяются запретительные правовые нормы, ограничиваются права и свободы граждан, что зачастую неоднозначно – как позитивно, так и негативно – понимается и оценивается гражданами.

Таким образом, от сотрудников ОВД ожидают, во-первых, большой гибкости в поведении, способности к применению принуждения и, одновременно, умения оказывать действенную помощь людям, включая психологическую: выведение из стресса, ступора, поддержка, проявление сострадания, милосердия; во-вторых, умения правильно реагировать на неадекватную оценку действий ОВД гражданами, в том случае, если они проявляют агрессию по отношению к ее сотрудникам, зачастую не понимая сути и смысла их действий, и не проявлять ответной агрессии, возможности разъясняя населению цель своей деятельности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рекуперативное торможение при переходе с большей скорости на мень-шую | Тема 3. Виды инфляции и ее российские особенности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.