Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические основы олигофренопедагогики




 

Начало динамического подхода к пониманию сущности умственной отсталости было положено Л.С. Выготским (1896-1934). Структура дефекта умственной отсталости настолько сложна, что не может быть адекватно выражена путём перечисления симптомов. Симптом не признак, не первопричина умственной отсталости, а результат, следствие своеобразия общего развития умственно отсталого ребёнка.

 

Л.С. Выготский выдвинул идею о первичной и вторичной природе дефекта, считал необходимым строго различать первичные и вторичные отклонения в развитии ребёнка.

В концепции зоны ближайшего развития строится корригирующий учебно-воспитательный процесс в специальной школе – целенаправленное воздействие на личность ребёнка с нарушением интеллектуального развития.

В основу разработки вопросов содержания образования легло важное теоретическое положение, выдвинутое Л.С. Выготским – невозможно строить обучение умственно отсталых детей, только учитывая и корригируя их недостатки. Характеризовать по таким параметрам ребёнка как задержанного в развитии невозможно, так как отрицательной характеристикой не исчерпывается положительное своеобразие ребёнка.

Многочисленные психологические и психолого-педагогические исследования показывают, что у умственно отсталых детей школьного возраста обнаруживается не только нарушение отдельных психофизических функций, но и относительная сохранность других. Таким образом, обучение в специальном коррекционном учреждении осуществляется с учётом не только их особенностей, но и их возможностей, благодаря чему ученики оказываются в состоянии овладеть элементарными знаниями и навыками на адекватном их способностям уровне.

Процесс разностороннего взаимопроникновения наук, необходимость комплексного изучения педагогических явлений объективно требуют органической связи специальной педагогики с другими науками. Для воспитания, образования детей, развивающихся на поражённой органической дефектной основе, необходим комплекс специальных форм, методов и приёмов обучения.

Вопросы теории и практики изучения, обучения и воспитания умственно отсталых детей разрабатываются с учётом достижений смежных наук: клиники и медицинской генетики, нейрофизиологии, общей и специальной психологии, логопедии, сурдопедагогики, тифлопедагогики, что позволяет находить более гибкие и эффективные методы коррекции умственно отсталого ребёнка.

Без знания симптомов заболеваний, причин их возникновения, закономерностей развития психики при патологических условиях невозможно эффективное обучение и воспитание.

Клинико-генетическое изучение умственной отсталости направлено на раскрытие этиопатогенеза интеллектуальной недостаточности.

Нейрофизиологические исследования способствуют выявлению степени и характера поражения центральной нервной системы, исследованию структуры дефекта.

Данные клинико-генетического и нейрофизиологического исследований имеют важное значение для классификации умственной отсталости, выделения генетических синдромальных форм с целью медицинской коррекции и прогноза социальной адаптации умственно отсталых детей.

В тесных взаимоотношениях дефектология находится с общей, возрастной и социальной психологией. Психология вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания, взаимоотношения индивидуума с окружающей социальной средой, особенности психического склада людей, находящихся в разных социальных условиях.

Научные исследования в области дефектологии в России и за рубежом, большой и разнообразный практический опыт воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии позволили выделить в дефектологии блок психологических дисциплин – олигофренопсихологию, изучающую особенности психики ребёнка с интеллектуальными нарушениями.

 

Дидактические принципы, методика воспитательной и коррекционной работы, структура урока, методы педагогического изучения детей, учебный план, программы, учебники, режим работы вспомогательной школы разрабатываются на основе данных олигофренопсихологии.

Вследствие своего основного дефекта – поражения центральной нервной системы умственно отсталые дети отстают от сверстников в речевом развитии. Нарушение речи препятствует успешному развитию познавательной деятельности детей, неблагоприятно влияет на формирование их психики. Данные логопедических исследований также используются в олигофренопедагогике.

В организации лечебно-оздоровительной работы вспомогательная школа опирается на положения, разработанные педиатрией. Это позволяет оказать помощь ребёнку в оздоровлении его нервной системы, улучшении его физического развития, научно обосновать организацию режима работы в школе в целом.

Решение проблем профессиональной ориентации, трудового обучения и воспитания учащихся, социально-трудовой адаптации выпускников специальных коррекционных учреждений VIII вида определяет тесное сотрудничество олигофренопедагогики с социологией, правом.

Современная олигофренопедагогика изучает особенности и закономерности развития умственно отсталых детей, проявляющиеся под влиянием обучения, разрабатывает педагогическую классификацию и типологию, обеспечивающие возможности индивидуального и дифференцированного подхода к различным типам умственно отсталых детей, принципы и методы их воспитания, содержание общего образования и трудового обучения школьников, частные методики преподавания учебных предметов, систему и структуру специальных учреждений.

Олигофренопедагогика как наука в основе своей методологии имеет теорию развития.

Необходимость постоянно совершенствовать систему обучения и воспитания умственно отсталых детей, повышать её качественный уровень требует разработки новых и обобщения имеющихся теоретических положений олигофренопедагогики.

 

1-ое направление исследований психолого-педагогическое изучение умственно отсталых школьников. В основе этого изучения лежит выявление особенностей учащихся вспомогательной школы усваивать учебный материал с целью коррекционного воздействия.

Изучение особенностей школьников в процессе обучения отражено в трудах В.Я. Василевской, М.Ф. Гнездилова, Е.Н. Грузинцевой, Г.М. Дульнева, Р.Я. Журавлёвой, М.И. Кузьмицкой, В.А. Постовской.

В этих работах показаны трудности усвоения умственно отсталыми школьниками знаний по основным учебным предметам, особенности их воспитания, намечены пути коррекции имеющихся у учащихся недостатков.

 

2-ое направление научных исследований – это разработка вопросов специального обучения.

Обучение общеобразовательным предметам во вспомогательной школе имеет практическую и коррекционную направленность.

Практическая направленность обучения заключается прежде всего в том, что всё, что изучается в школе, необходимо умственно отсталым детям в их практической жизни. Все знания и навыки они получают практическим путём в процессе упражнений.

Коррекционная направленность заключается в использовании специфических методов и приёмов обучения с целью исправления психофизических недостатков умственно отсталых школьников с опорой на их сохранные возможности.

 

Немаловажное значение в олигофренопедагогике придаётся проблеме воспитания умственно отсталых детей. Вопросы воспитания рассматривались как наиболее перспективные в деле подготовки учащихся к жизни (Е.Н. Завьялова).

· изучение формирования личности умственно отсталого ребёнка в разных условиях (В.А. Вярянена, Н.Л. Коломинский, В.И. Шиши);

· исследования по взаимодействию вспомогательной школы и семьи в социальной адаптации учащихся (Х.С. Замский, А. Раку);

· в системе коррекционной работы вспомогательной школы исключительное место отводится труду, трудовой подготовке умственно отсталых школьников с целью дальнейшей их социально-бытовой ориентации и адаптации к условиям окружающей среды (Г.М. Дульнев, С.Л. Мирский, Н.П. Павлова, Е.А. Ковалева). Важной задачей является развитие общетрудовых умений (процессы ориентировки в задании, планирования, самоконтроля).

 

Все проводимые исследования и богатая практика работы вспомогательной школы помогают решать многие вопросы подготовки умственно отсталых учеников к жизни, т.е. их социальной и трудовой адаптации.

 

Актуальные проблемы олигофренопедагогики:

 

1. организация помощи лицам с интеллектуальной недостаточностью;

2. определение целей обучения и воспитания лиц с интеллектуальной недостаточностью;

3. необходимость пересмотра содержания методов обучения во вспомогательной школе;

4. создание общественных организаций, оказывающих помощь выпускникам специальной коррекционной школы VIII вида.

 

Медицинский диагноз ставят врачи, которые используют в настоящее время Международную классификацию болезней, травм и причин смерти 10-го пересмотра. В этой классификации, адаптированной для нашей страны, наряду с расстройствами у детей, чётко определены и степени умственной отсталости.

Выделяется:

· лёгкая умственная отсталость (дебильность): F-70,

· умеренная умственная отсталость (нерезко выраженная имбецильность): F-71,

· тяжёлая умственная отсталость (резко выраженная имбецильность): F-72,

· глубокая умственная отсталость (идиотия): F-73.

В зависимости от степени умственной отсталости, от индивидуальных психофизических особенностей и возможностей ребёнка определяется тип учреждения, формы и методы его воспитания и обучения.

 

 

Сравнительные психолого-педагогические характеристики разной степени умственной отсталости

 

  Легкая умственная отсталость F-70 Умеренная умственная отсталость F-71 Тяжёлая умственная отсталость F-72
Физическое развитие Незначительные отклонения от возрастной нормы Отклонения в физическом развитии могут быть более выраженными
Двигательная сфера Неловкость крупных движений, недостаточная координированность и ловкость при выполнении движений, недостаточно сформированы тонкие движения пальцев рук, недостатки произвольных движений Недостаточная чёткость основных движений. Неловкая походка. Слабая регуляция мышечных усилий. Трудности зрительно-двигательной координации. Недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук. Недостатки произвольных движений более выражены Походка детей неустойчива, движения хаотичны, плохо координированы, слабо регулируются мышечные усилия. Грубые нарушения зрительно-двигательной координации. Невозможность выполнения двигательных упражнений даже по подражанию. Грубое недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук. Недостатки произвольных движений носят выраженный стойкий характер
Бытовые навыки Владеют элементарными навыками обслуживания. Способны контролировать свои физиологические потребности, соблюдая гигиену. В случаях затруднения используют помощь. Трудности самостоятельного выполнения действий по самообслуживанию, овладению бытовыми навыками. Нуждаются в постоянной стимуляции и совместных действиях с взрослым. При обслуживании себя полная зависимость от других. Затруднен контроль физиологических потребностей. При обслуживании себя зависят от взрослого.
Социальный опыт Трудности при самостоятельной ориентировке в пространстве, трудности в установлении временных отношений. Ограничены знания о себе, семье. Низкий уровень ориентировки в окружающем, даже при сопровождающей помощи взрослого. Не ориентируются в окружающем. Помощь взрослого неэффективна. Частичное знание предметов обихода
Способность к общению Способны самостоятельно устанавливать контакты с взрослыми, некоторые дети испытывают трудности в ходе общения. Проявляется потребность в одобрении со стороны окружающих. Первичный контакт бывает затруднён из-за ограниченного понимания обращённой речи, требуется мимическое, жестовое подкрепление. Установление контакта возможно, но ненадолго. Интерес вызывают отдельные признаки предметов (звучание, цвет) Контакт крайне затруднён из-за непонимания обращённой речи, необходимо многократное жестовое и мимическое повторение. Самостоятельно контакт не инициируют. Характерно пассивное подчинение.
Способность к деятельности Проявляют интерес к предлагаемой деятельности, но он носит неустойчивый характер. Способны действовать по образцу, пошаговой инструкции. В процессе деятельности требуется организующая и направляющая помощь. Самоконтроль отсутствует. Эмоционально реагируют на оценку их деятельности Интерес к деятельности взрослого слабо выражен и неустойчив. Требуется многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать. Способны к подражанию и совместным действиям с взрослым. Волевых усилий не проявляют. Эмоциональное реагирование в процессе работы не всегда адекватны. Интерес к действиям взрослого активно не проявляют. Пассивны в принятии предлагаемого задания. Простейшие действия при пошаговой помощи взрослого выполняются частично. Не удерживают внимание при выполнении действий. Необходимо совместное с взрослым поэтапное выполнение задания. Безразличны к оценке результатов работы
Сформированность высших психических функций      
Восприятие При восприятии различают знакомых и незнакомых людей Восприятие знакомых и незнакомых людей менее дифференцировано
Самостоятельно узнают знакомые предметы, объекты. Трудности при дифференцировке сходных зрительных, слуховых, тактильных раздражителей. Способны к группировке признаков предметов с учётом формы, величины, цвета. Дифференцировка зрительных, слуховых сигналов возможна только с помощью взрослого. При группировке предметов с учётом формы, цвета, величины требуется направляющая помощь. Трудности восприятия знакомых предметов на основе чувственных раздражителей. Не сформированы понятия об основных признаках предметов, помощь неэффективна

 

Наиболее приемлемой для решения задач олигофренопедагогики считается классификация, разработанная известным отечественным дефектологом

М.С. Певзнер для детей-олигофренов.

В основу классификации положен клинико-патогенетический подход. Клиническая картина включает в себя сумму факторов и их взаимодействие: этиологию, характер болезненного процесса, его распространение и время поражения.

Этиология патологического развития может быть самой разнообразной, индивидуальные особенности физиологического, эмоционально-волевого и интеллектуального развития умственно отсталого ребёнка. В основе классификации лежит баланс процессов торможения и возбуждения.

Исходя из патогенеза, М.С. Певзнер выделяет четыре формы олигофрении

1. основная форма характеризуется диффузным, относительно поверхностным поражением коры полушарий головного мозга при сохранности подкорковых образований и отсутствии изменений со стороны ликвообращения. (баланс процессов возбуждения и торможения).

Наблюдается у детей инертность и тугоподвижность мышления, не отмечается резких патологических изменений в эмоционально-волевой сфере, в двигательной сфере, речи.

2. олигофрения с выраженными нейродинамическими нарушениями – нарушение баланса между процессами возбуждения и торможения в нервной системе.

· дети с преобладающим возбуждением – расторможенные, с резко сниженной работоспособностью. Необходимо выработать у ребёнка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности.

· дети с преобладающим торможением - крайне вялые и заторможенные. В работе используются приёмы, способствующие повышению их активности

3. дети, у которых наряду с недоразвитием сложных форм познавательной деятельности отмечается нарушенная речь. Специфической особенностью

патогенеза этой формы является сочетание диффузного поражения с более глубокими поражениями в области речевых зон левого полушария.

Дети, у которых диффузное поражение коры головного мозга сочетается с локальными поражениями в теменно-затылочной области левого полушария – клиническая картина олигофрении сложна, ибо складывается из сочетания недоразвитого мышления с нарушением пространственного восприятия. Коррекционная работа должна вестись в плане развития пространственных представлений и понятий.

4. Дети-олигофрены, у которых на фоне недоразвития познавательной деятельности отчётливо выступает недоразвитие личности в целом. Диффузное поражение коры головного мозга сочетается с преимущественным недоразвитием лобных долей (дети с осложнённой формой олигофрении).

Специфической особенностью детей является разрыв между произвольными и спонтанными движениями Особенности моторики этих детей дают основание предполагать, что недоразвитие лобной коры приводит к нарушению организации движения на более высоком функциональном уровне.

В коррекционно-воспитательной работе используются приёмы, направленные на формирование произвольных моторных навыков под организующим началом речи.

Диагностировать олигофрению и определить её степень у детей младшего возраста очень трудно, так как критерии ограничения степени олигофрении по параметрам уровня недоразвития мышления и социальной приспособленности, разработанные для относительно зрелой психики, пригодны лишь для детей школьного возраста.

В целях ранней медико-психолого-педагогической коррекции необходимо как можно раньше диагностировать психическое недоразвитие.

На первом году жизни при запаздывании становления психомоторных функций у ребёнка сложно отличить формирующуся дебильность от задержанного развития.

Такие признаки как сниженный интерес к окружающему, менее дифференцированная мимика, замедленное становление новых связей, слабость ориентировочного рефлекса, существенны при лёгкой степени умственной отсталости.

Тяжёлую степень олигофрении (идиотия и имбецильность) можно диагностировать более определённо на первом году жизни. При этом у детей отмечается отставание становления простейших произвольных движений (дети не захватывают активно предметы, не принимают их из рук); у детей отсутствует манипуляционная игра, адекватная реакция на голос, речь, не отличают мать и близких от посторонних лиц.

Ведущим признаком тяжёлых форм умственной отсталости является отсутствие интереса к окружающему, ориентировочных рефлексов. Мимика крайне бедна, однообразна: отсутствуют мимические реакции удивления, радости, обиды, что отражает эмоциональную бедность ребёнка.

В возрасте от 1 до 3 лет дети, страдающие идиотией, по развитию не отличаются от годовалых, так как не приобретают никаких знаний, умений, не узнают близких, отсутствует игра.

При имбецильности у детей отмечается игровая деятельность, имеющая примитивный, подражательный характер.

Реагирует на речь по интонации, привычному звучанию. Диагностически важным являются однообразные движения: раскачивание туловища, верчение головой.

При дебильности у детей 2-3 лет появляется речь, имеющая нарушение смысловой и обобщающей функции. Овладевая ею по подражанию, дети-дебилы почти никогда не задают вопросов, не могут делать переноса, особенно логического. Дети овладевают предметной игрой, направленно манипулируют предметами, однако их игра лишена творческих элементов.

Повреждённое психическое развитие

К повреждённому психическому развитию относится органическая деменция – приобретённое слабоумие, стойкое, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройством памяти и эмоционально-волевой сферы, возникающее при органических поражениях мозга вследствие воспалительных заболеваний мозга, травмах, ушибах мозга, при шизофрении и эпилепсии;

Возникает или начинает грубо прогрессировать в возрасте 2-3 лет. Нарушения деятельности мозга происходит после определённого периода нормального развития ребёнка

 

Деменция Умственная отсталость Задержка психического развития
повреждение мозговых структур недоразвитие мозговых структур меньшая область поражения нервной системы, неравномерность формирования психических функций – повреждение и недоразвитие психических процессов.  

К приобретённому слабоумию приводит шизофрения, эпилепсия, сосудистые или воспалительные заболевания головного мозга, тяжёлые черепно-мозговые травмы.

При деменции у детей постепенно и неуклонно распадаются приобретённые в ходе нормального развития знания и навыки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.