Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типовые каналы мсп и их характеристики (6 ч.)




Учреждения системы здравоохранения, социальной защиты

Принципы построения системы помощи детям с нарушениями интеллекта в РФ.

 

В настоящее время в специальном образовании происходят существенные изменения, раскрывающие новые возможности для приобщения лиц с ограниченными возможностями здоровья к образовательным ценностям, охвату детей системой непрерывного образования.

Наиболее сложной категорией детей для включения в образовательное пространство являются дети с отклонениями в развитии. Среди них значительный процент составляют дети с умственной отсталостью, у которых вследствие органического поражения ЦНС нарушен нормальный ход психического развития.

История общественного воспитания и обучения аномальных детей в России по существу начинается со второй половины XIX века. До Великой Октябрьской социалистической революции организованным обучением и воспитанием абсолютное большинство детей с отклонениями в развитии охвачено не было. К началу 80-х годов XIX века в России было несколько приютов и частных школ для умственно отсталых детей, в которых воспитывалось, обучалось или призревалось не более двух тысяч воспитанников.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья создана единая система специальных учебно-воспитательных учреждений с соответствующими учебными планами и программами воспитания, обучения и трудовой подготовки, в основе которой лежат принципы общедоступности, обязательности, всеобщности обучения.

Учреждения для детей с ограниченными возможностями обучения, дифференцированные соответственно характеру и глубине дефекта, включены в государственную систему образования, здравоохранения, социальной защиты.

Сеть специальных учреждений в России организуется в соответствии с принципом учёта возрастных особенностей аномальных детей.

По возрастным данным учреждения делятся на три типа:

· дошкольные учреждения (детские сады, группы при массовых детских садах),

· специальные коррекционные учреждения для детей с отклонениями в развитии VIII вида, специальные коррекционные школы-интернаты;

· производственно-технические училища.

 

Аномальным детям с учётом их возможностей предоставляется конституционное право получить общее и профессиональное образование, участвовать в общественно полезном труде.

 

В России создана дифференцированная система специальных дошкольных учреждений для умственно отсталых детей. В соответствии с характером дефекта и степенью его выраженности дети воспитываются в специальных учреждениях системы народного образования, Министерства здравоохранения, Министерства социального обеспечения.

В дошкольном образовании действуют традиционные формы помощи детям с лёгкой умственной отсталостью – дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида.

В системе образования существует сеть специальных детских садов с круглосуточным пребыванием детей, специальные детские дома.

В отдельных случаях - открытие дошкольных групп при специальных коррекционных школах – интернатах. Принимаются в дошкольные образовательные учреждения дети с диагнозом «олигофрения в степени дебильности неосложнённой формы»

Противопоказания:

· дети с эписиндромом,

· дети с ДЦП,

· дети с выраженным психопатоподобным поведением,

· дети с болезнью Дауна,

· дети с шизофренией,

· дети с ЗПР,

· дети с олигофренией в степени имбецильности

Возраст детей – от 4 до 8 лет.

 

В системе образования традиционная педагогическая помощь детям с нарушением интеллекта реализуется в ДОУ разных видов:

· компенсирующего, предназначенного для обучения детей с нарушением интеллекта;

· комбинированного, имеющего как группы для нормально развивающихся детей, так и группы компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта;

· общеразвивающего, предназначенного для обучения нормально развивающихся детей и детей с нарушением интеллекта, которым должно быть обеспечено психолого-медико-педагогическое сопровождение;

· в образовательных учреждениях «Начальная школа – детский сад» VIII вида.

Дети с нарушением интеллекта дошкольного возраста могут получать коррекционную поддержку в следующих учреждениях:

· дошкольных отделениях (группах) специальных (коррекционных) образовательных учреждений и школ-интернатов VIII вида, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

· ППМС-центрах (психолого-медико-социального сопровождения); Центрах ППРК (психолого-педагогической реабилитации и коррекции); центрах диагностики и консультирования (для разновозрастных детей с отклонениями в развитии);

· оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа (для детей, нуждающихся в длительном лечении в условиях групп для детей дошкольного возраста);

· учреждениях дополнительного образования: центрах дополнительного образования детей, детских оздоровительных центрах различного профиля.

 

Обучение и воспитание детей в ДОУ компенсирующего вида осуществляется на бюджетной основе (Закон РФ 1992 г. «Об образовании», Постановление Правительства РФ о «Типовом положении дошкольных образовательных учреждений» от 12.09.2008 г. № 666).

В ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта:

1. принимаются дети с лёгкой умственной отсталостью в возрасте от 3 до 7 лет с согласия родителей (законных представителей) по заключению районной ПМПК;

2. реализуются диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные задачи;

3. осуществляется щадящий режим воспитания и обучения.

 

ДОУ компенсирующего вида решают комплексные, социально значимые задачи, нацеленные на создание условий для коррекции вторичных отклонений в развитии, формирование адекватных способов вхождения детей в социум и оказание психолого-педагогической поддержки.

 

На сегодняшний день многие дети с нарушением интеллекта оказываются своевременно не включёнными в образовательное пространство (дети с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью), которые также нуждаются в коррекционной поддержке. Трудность организации занятий и объединения детей в группу детского коллектива вызвана следующими обстоятельствами:

- дети не подчиняются требованиям взрослых,

- не обслуживают себя в быту,

- дети имеют сопутствующие психосоматические расстройства.

Для такой категории детей оптимальным вариантом коррекционной поддержки являются индивидуальные занятия в группах для детей с умеренной умственной отсталостью (группы кратковременного пребывания).

 

Категория детей Название групп Кол-во детей Учреждения образования
Дети с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) Одновозрастные группы для детей с умеренной умственной отсталостью 3-4 года- 6 детей;   4-5 лет – 6 детей   5-6 лет – 8 детей   6-7 лет – 8 детей - ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта; - ДОУ комбинированного вида; - ГОУ детский сад – начальная школа 8 вида; - Специальная (коррекционная) школа 8 вида; - ПМСС – центры; - Центры ПМП коррекции и реабилитации; -Лекотеки; - Центры развития ребёнка – детский сад; - Центры реабилитации.
Разновозрастные группы для детей с умеренной умственной отсталостью 3-5 лет – 6 детей;   5-7 лет – 8 детей

 

Особенности состояния здоровья детей, посещающих группы кратковременного пребывания, определяют организационную специфику образовательного процесса, которая заключается в чётком соблюдении рекомендаций лечащего врача ребёнка о частоте и продолжительности педагогических занятий; определении оптимальной дидактической нагрузки.

В группах кратковременного пребывания создаются специальные педагогические условия для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми:

· адекватные способы общения взрослого с ребёнком;

· создание предметно-развивающей среды (дидактические пособия и материалы, игрушки);

· материально-техническое оснащение;

· проведение систематических занятий по индивидуальной программе обучения и развития каждого воспитанника;

· включение родителей в образовательный процесс.

 

В системе здравоохранения имеются:

· специальные ясли – дети с органическим поражением ЦНС в возрасте от 2 до 4 лет.

· специальные психоневрологические санатории с круглосуточным пребыванием для детей с органическим поражением ЦНС.

Принимаются дети с диагнозом олигофрения в степени дебильности осложнённой формы в возрасте от 4 до 8 лет.

 

В учреждения социальной защиты принимаются дети с диагнозом олигофрения в степени имбецильности (умеренная умственная отсталость), идиотии (тяжёлая умственная отсталость).

 

Для умственно отсталых детей школьного возраста в системе образования имеются:

1. специальные общеобразовательные школы – интернаты (специальные коррекционные учреждения VIII вида), в которых обучаются дети со снижением интеллекта в степени дебильности в течение 9 лет. Наличие особых задач в обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии определяет структуру коррекционных учреждений – это школы-интернаты, в которых обеспечивается более длительное организационное воздействие на детей не только в процессе обучения, но и в системе внеклассных мероприятий.

2. специальные коррекционные школы VIII вида для детей с умственной отсталостью в степени дебильности (приходящие) – срок обучения 10 лет. Переход на 10-летний срок обучения позволяет получить законченную профессиональную подготовку в стенах учреждения.

Открыты классы для детей – имбецилов, в которых осуществляется процесс обучения и воспитания по экспериментальной программе.

Специальной задачей специальной коррекционной школы VIII вида является коррекция дефектов развития умственно отсталого ребёнка в процессе обучения его общеобразовательным дисциплинам, профессионально-трудовой подготовки.

Исправление недостатков познавательной деятельности достигается в основном педагогическими средствами в процессе обучения основам общеобразовательных дисциплин и усвоения трудовых умений и навыков.

 

 

В системе социального обеспечения существуют:

1. детские дома для детей с глубокими степенями умственной отсталости (имбецилы, идиоты) в возрасте 7 – 18 лет.

 

В системе здравоохранения существуют:

1. детские психоневрологические стационары,

2. детские отделения психиатрических больниц для умственно отсталых детей, страдающих психическими заболеваниями.

колония психохроников для детей с умственной отсталостью в степени идиотии




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.