Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ




Наиболее распространенным инструментом воздействия на денежную массу коммерческих банков выступает политика ми­нимальных обязательных резервов (политика обязательного резервирования), под которыми понимается часть привлеченных денежных средств, перечисляемая (хранимая) в Центральном банке. Норму такого отчисления регулирует сам Центральный банк, что и дает ему возможность влиять на сумму предоставляемых кредитов.

Размер резервных требований по депонированию коммерческими банками ресурсов устанавливается в процентном отношении к общей сумме денежных средств, привлеченных банком. При закрытии коммерческого банка зарезервированные суммы ему возвращаются.

Нормы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Они дифференцируются в зависимости от субъекта привлеченных ресурсов (на физические и юридические лица) и от вида валюты (на национальную валюту — рубль и иностранную). При этом норма от юридических лиц в рублях и инвалюте и от физических лиц в инвалюте составляет 10%, а от физических лиц в рублях — 7%. Нормы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

В условиях развития безналичного оборота денежная масса имеет возможность мультиплицироваться, т. е. увеличиваться или сокращаться в определенных размерах. Величина мультипликатора определяется по формуле:

ДМ = 1/z,

где ДМ – денежный мультипликатор;

z – норма обязательных резервов.

Рассмотрим следующий пример.

Коммерческий банк привлек депозиты на сумму 100 тыс. руб. в безналичной форме. При условии, что норма обязатель­ных резервов равна 0, он может представить экономике кредиты на сумму 100 тыс. руб., что единовременно увеличит денежную массу, и в соответствии с формулой количества денег в обраще­нии (при прочих равных условиях) и объем ВНП. Если учесть, что все выданные средства пойдут в банки, которые также выда­дут кредиты, то общий объем денежной массы увеличится на неопределяемую величину. Для ограничения данного процесса и контроля Центральный банк вводит норму обязательных резервов, например в сумме 20%. В этом случае в нашем примере первый банк сможет выдать кредитов уже не 100 тыс. руб., а только 80, что несколько уменьшит темпы увеличения ВНП. А поскольку действует не один банк, а множество, то возникает процесс мультипликации. Второй банк, получив денежные сред­ства, представляет 20% в Центральный банк, и у него остается сумма меньшая чем ранее. Следующий банк получает, таким об­разом, еще меньше и отдает соответственно меньше.



В результате денежная масса увеличится лишь в пять раз, т. е. составит 500 тыс. руб. Следовательно, увеличивая или уменьшая норму обязательных резервов, Центральный банк может регулиро­вать объем денежной массы в стране в ту или иную сторону, при­чем в достаточно крупных размерах.

Следующим инструментом денежно-кредитной политики выступает политика открытого рынка, где происходит покупка-продажа государственных ценных бумаг с целью увеличения или уменьшения денежной массы в экономике. К государственным ценным бумагам относятся: ГКО, ОФЗ, ОГСЗ, ОВВЗ и другие выпускаемые Министерством финансов РФ. Механизм ее действия аналогичен рассматриваемому выше. При спаде экономики Центральный банк заинтересован в росте денежной массы в обращении, поэтому он старается увеличить денежные средства коммерческих банков, что повысит предложение денег на рынке. Для этой цели Центральный банк путем установления определенной доходности (или условий) старается выкупить у коммерческих банков государственные ценные бумаги. Ком­мерческие банки, продав часть своих активов в виде государственных ценных бумаг, получают возможность расширить кредитование реального сектора, что приводит к увеличению предложения кредитов (кредитная экспансия) и снижает цену кредита (процент). В результате банк может разместить большее количество денежных средств в виде кредитов, что непосредственно сказывается на росте ВНП. Во время подъема экономики для некоторого ее сдерживания Центральный банк, наоборот, проводит продажу государственных ценных бумаг, уменьшая таким образом свободные денежные средства коммерческих банков и снижая предложение кредитов. Это повышает процентную ставку, уменьшает объем инвестиций и как следствие — объем ВНП.

Третьим инструментом денежно-кредитной политики Централь­ного банка является учетная политика, согласно которой при изменении ставки учетного процента (ставки рефинансирования) коммерческие банки уменьшают или увеличивают объем учитываемых векселей, что сказывается на денежной массе. Рефинансирование банков осуществляется путем проведения кредитных аукционов и предоставления ломбардного кредита. Кредитные аукционы проводятся в форме удовлетворения аукционных заявок коммерческих банков с частотой и в сроки, определяемые ЦБ РФ, исходя из задач денежно-кредитной политики. Ломбардный кредит — это форма рефинансирования, при которой ЦБ РФ предоставляет ссуды под залог. Предметом залога выступают в первую очередь государственные ценные бумаги.

Учетная политика (правильнее — переучетная политика) заключается в том, что Центральный банк переучитывает коммерческие векселя коммерческих банков. При необходимости увеличения денежной массы в экономике (кредитной экспансии) Центральный банк устанавливает для банков благоприятные условия учета векселей. При этом они получают большую сумму денег, которая может быть направлена в экономику либо при помощи коммерческих векселей предприятий, либо путем выда­чи кредита. Предложение кредитов возрастает, что уменьшает его цену, а следовательно, способствует увеличению инвестиций и ВНП. В условиях «перегрева» экономики Центральный банк изменяет условия переучета векселей в противоположную сторону, и коммерческим банкам становится выгоднее выкупить у него векселя. Это уменьшает денежную массу коммерческих банков, а значит, снижается размер кредитной массы, что по­вышает ставку процента, уменьшает инвестиции и ВНП.

 





Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.018 сек.