Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный кредит, его функции, роль в экономике




Государственный кредит является частью финансовой системы, одной из форм мобилизации государством денежных ресурсов, нужных ему для выполнения своих функций. Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.

Государственный кредит – это особая и во многом обособленная часть финансовой системы. Она имеет свои источники доходов, их особое назначение и порядок использования.

Государственный кредит – совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями – с другой, по поводу движения денежных средств на условиях возвратности, срочности, платности. Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости ВВП (НД), т.е. в сферу его применения попадает часть доходов, сформированных на стадии первичного распределения.

Объективная необходимость использования государственного кредита обусловлена противоречиями между растущими потребностями общества с возможностями их удовлетворения за счет бюджета.

Государственный кредит выступает как:

а) способ финансирования дефицита бюджета и внебюджетных фондов;

б) средство мобилизации дополнительных финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций;

в) средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджета и внебюджетных фондов.

Во многих странах государственные займы – один из важных методов мобилизации государственных доходов (2-е место после налогов). Т.о., государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства.

По аналогии с банковским кредитом в настоящее время в финансовой практике государственным кредитом называется кредит, предоставляемый государством. Что касается кредита, который государство получает, то он определяется как государственные займы, которые приводят к образованию государственного долга.

В соответствии с характером операций государственные кредитные отношения проявляются в форме государственных заимствований, государственных гарантий (гарантированных заимствований) и государственных кредитов (рис. 1).

Рис. 1 Формы государственного кредита

В сфере кредитных отношений государство может быть и заемщиком, и кредитором, и гарантом. Партнерами государства по кредитным отношениям могут быть любые юридические и физические лица, но на практике их круг ограничен. Это в основном другие государства, международные финансовые организации, отечественные и зарубежные банки и корпорации, участники национального и международных рынков ценных бумаг.

Когда государство выступает в качестве заемщика, кредиторами выступают физ. и юр. лица, иностранные государства, международные финансовые организации. Государственные (муниципальные) займы осуществляются в форме получения кредитов, эмиссии и размещения государственных долговых обязательств (ценных бумаг). В настоящее время Российская Федерация является крупным заемщиком как внутри страны, так и на международной арене.

В качестве кредитора государство предоставляет кредиты другим уровням бюджетной системы, бюджетным учреждениям, ГУПам, МУПам, российские предприятиям и организациям других организационно-правовых форм, другим государствам).

 

Государственный кредит, как элемент финансовой системы, выполняет следующие функции.

1) Распределительная - проявляется в перераспределении части ВВП (НД) на особых принципах срочности, возвратности, платности и, как правило, целевого использования между бюджетами, физическими и юридическими лицами. Кредиторами выступают собственники ссудного капитала, дающие денежные средства государству в ссуду. В то же время источником погашения государственных займов и % являются налоги, т.е. через займы происходит перераспределение ВВП (НД).

С переходом к рынку эта функция претерпела ряд изменений:

Ø субъектами кредитных отношения стало не только государство, но и субъекты федерации и муниципальные образования;

Ø изменились инструменты кредитных отношений – преобладание получила эмиссия ценных бумаг (облигации), которые обращаются, в т.ч. и на международном фондовом рынке.

2) контрольная – состоит в обеспеченииконтроля за целевым и эффективным использованием средств, привлекаемых или выделяемых государством, за выполнением заемщиком договорных обязательств.Онавытекает из самой природы кредита.

3) регулирующая имеет две стороны: экономическую и социальную. Экономическая проявляется, прежде всего, в стимулировании отраслей, предприятий, территорий через предоставление государственного кредита. Социальная сторона связана с поддержкой социальной сферы (образование, здравоохранение), созданием рабочих мест и т.п.

Государственный кредит (как один из видов кредита) предоставляется на тех же принципах, однако он отличается от банковского и коммерческого кредитов.

Однако государственный кредит имеет ряд особенностей. В отличие от банковского кредита государственный кредит:

1) предоставляется главным образом на покрытие дефицита бюджета, в то время как банковский кредит предоставляется для финансирования текущих нужд хозяйствующих субъектов;

2) привлекая средства хозяйствующих субъектов и граждан, государственный кредит выступает как вторичное перераспределение национального дохода;

3) обеспечивается всем имуществом, находящимся в собственности государства, составляющим государственную казну. Поэтому государственный кредит является более надежным для кредиторов видом кредитования;

4) не имеет строго целевого характера использования, тогда как средства, заимствованные у кредитных организаций, могут быть использованы только на определенные цели;

5) сокращает количество денег в обращении. Банковский кредит может, наоборот, быть причиной появления избыточной денежной массы;

6) погашение государственного кредита осуществляется за счет налогов и новых займов. Для банковского кредита источником погашения являются денежные средства хозяйствующих субъектов;

7) находит свое непосредственное выражение в формировании внутреннего и внешнего долга.

Государственный кредит тесно связан с корпоративными финансами. Во-первых, государство заимствует средства у крупных отечественных и иностранных компаний, банков в форме денежных кредитов, а также продавая им свои долговые обязательства, облеченные в форму ценных бумаг. Другими словами, государственный кредит превращается перед частными кредиторами в государственный долг, который занимает определенную долю их активов.

Во-вторых, параметры (процентные ставки по кредитам, доходность по ценным бумагам) и тенденции рынка государственных ценных бумаг служат важными макроэкономическими индикаторами общего состояния экономики. Для компаний и банков они являются надежным чувствительным ориентиром в финансовой деятельности на рынке при размещении активов для поддержания собственной ликвидности. Но государство может и само давать кредиты корпорациям, предоставлять им гарантии, поощряя развитие передовых производств, освоение высоких технологий.

За последнее время усилилась связь государственного кредита с международными финансами. Проблема внешней суверенной (т.е. государственной) задолженности тесно связана с мировым долговым кризисом. У него есть своя история с суверенными дефолтами, конструированием новых схем реструктуризации долгов, разрешением споров между государствами-должниками и государствами-кредиторами. Значительно возросло влияние международных финансовых организаций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.