КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственный кредит, его функции, роль в экономикеГосударственный кредит является частью финансовой системы, одной из форм мобилизации государством денежных ресурсов, нужных ему для выполнения своих функций. Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей. Государственный кредит – это особая и во многом обособленная часть финансовой системы. Она имеет свои источники доходов, их особое назначение и порядок использования. Государственный кредит – совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями – с другой, по поводу движения денежных средств на условиях возвратности, срочности, платности. Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости ВВП (НД), т.е. в сферу его применения попадает часть доходов, сформированных на стадии первичного распределения. Объективная необходимость использования государственного кредита обусловлена противоречиями между растущими потребностями общества с возможностями их удовлетворения за счет бюджета. Государственный кредит выступает как: а) способ финансирования дефицита бюджета и внебюджетных фондов; б) средство мобилизации дополнительных финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций; в) средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджета и внебюджетных фондов. Во многих странах государственные займы – один из важных методов мобилизации государственных доходов (2-е место после налогов). Т.о., государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. По аналогии с банковским кредитом в настоящее время в финансовой практике государственным кредитом называется кредит, предоставляемый государством. Что касается кредита, который государство получает, то он определяется как государственные займы, которые приводят к образованию государственного долга. В соответствии с характером операций государственные кредитные отношения проявляются в форме государственных заимствований, государственных гарантий (гарантированных заимствований) и государственных кредитов (рис. 1).
Рис. 1 Формы государственного кредита В сфере кредитных отношений государство может быть и заемщиком, и кредитором, и гарантом. Партнерами государства по кредитным отношениям могут быть любые юридические и физические лица, но на практике их круг ограничен. Это в основном другие государства, международные финансовые организации, отечественные и зарубежные банки и корпорации, участники национального и международных рынков ценных бумаг. Когда государство выступает в качестве заемщика, кредиторами выступают физ. и юр. лица, иностранные государства, международные финансовые организации. Государственные (муниципальные) займы осуществляются в форме получения кредитов, эмиссии и размещения государственных долговых обязательств (ценных бумаг). В настоящее время Российская Федерация является крупным заемщиком как внутри страны, так и на международной арене. В качестве кредитора государство предоставляет кредиты другим уровням бюджетной системы, бюджетным учреждениям, ГУПам, МУПам, российские предприятиям и организациям других организационно-правовых форм, другим государствам).
Государственный кредит, как элемент финансовой системы, выполняет следующие функции. 1) Распределительная - проявляется в перераспределении части ВВП (НД) на особых принципах срочности, возвратности, платности и, как правило, целевого использования между бюджетами, физическими и юридическими лицами. Кредиторами выступают собственники ссудного капитала, дающие денежные средства государству в ссуду. В то же время источником погашения государственных займов и % являются налоги, т.е. через займы происходит перераспределение ВВП (НД). С переходом к рынку эта функция претерпела ряд изменений: Ø субъектами кредитных отношения стало не только государство, но и субъекты федерации и муниципальные образования; Ø изменились инструменты кредитных отношений – преобладание получила эмиссия ценных бумаг (облигации), которые обращаются, в т.ч. и на международном фондовом рынке. 2) контрольная – состоит в обеспеченииконтроля за целевым и эффективным использованием средств, привлекаемых или выделяемых государством, за выполнением заемщиком договорных обязательств.Онавытекает из самой природы кредита. 3) регулирующая имеет две стороны: экономическую и социальную. Экономическая проявляется, прежде всего, в стимулировании отраслей, предприятий, территорий через предоставление государственного кредита. Социальная сторона связана с поддержкой социальной сферы (образование, здравоохранение), созданием рабочих мест и т.п. Государственный кредит (как один из видов кредита) предоставляется на тех же принципах, однако он отличается от банковского и коммерческого кредитов. Однако государственный кредит имеет ряд особенностей. В отличие от банковского кредита государственный кредит: 1) предоставляется главным образом на покрытие дефицита бюджета, в то время как банковский кредит предоставляется для финансирования текущих нужд хозяйствующих субъектов; 2) привлекая средства хозяйствующих субъектов и граждан, государственный кредит выступает как вторичное перераспределение национального дохода; 3) обеспечивается всем имуществом, находящимся в собственности государства, составляющим государственную казну. Поэтому государственный кредит является более надежным для кредиторов видом кредитования; 4) не имеет строго целевого характера использования, тогда как средства, заимствованные у кредитных организаций, могут быть использованы только на определенные цели; 5) сокращает количество денег в обращении. Банковский кредит может, наоборот, быть причиной появления избыточной денежной массы; 6) погашение государственного кредита осуществляется за счет налогов и новых займов. Для банковского кредита источником погашения являются денежные средства хозяйствующих субъектов; 7) находит свое непосредственное выражение в формировании внутреннего и внешнего долга. Государственный кредит тесно связан с корпоративными финансами. Во-первых, государство заимствует средства у крупных отечественных и иностранных компаний, банков в форме денежных кредитов, а также продавая им свои долговые обязательства, облеченные в форму ценных бумаг. Другими словами, государственный кредит превращается перед частными кредиторами в государственный долг, который занимает определенную долю их активов. Во-вторых, параметры (процентные ставки по кредитам, доходность по ценным бумагам) и тенденции рынка государственных ценных бумаг служат важными макроэкономическими индикаторами общего состояния экономики. Для компаний и банков они являются надежным чувствительным ориентиром в финансовой деятельности на рынке при размещении активов для поддержания собственной ликвидности. Но государство может и само давать кредиты корпорациям, предоставлять им гарантии, поощряя развитие передовых производств, освоение высоких технологий. За последнее время усилилась связь государственного кредита с международными финансами. Проблема внешней суверенной (т.е. государственной) задолженности тесно связана с мировым долговым кризисом. У него есть своя история с суверенными дефолтами, конструированием новых схем реструктуризации долгов, разрешением споров между государствами-должниками и государствами-кредиторами. Значительно возросло влияние международных финансовых организаций.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |