Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление государственным кредитом




Классификация государственных заимствований

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков.

 

1. По субъектам заемных отношений - займы, размещаемые государственными (в т.ч. федеральные и субъектов федерации) и муниципальными органами управления.

2. По месту валюте - внутренние (в национальной валюте) и внешние (в иностранной валюте).

3. По обращению на рынке - рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на рынке. Нерыночные - не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации могут выпускаться для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.

4. В зависимости от срока привлечения средств - краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций.

5. По обеспеченности долговых обязательств - закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом государства или муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации, их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются в дополнительных гарантиях.

6. По характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном.

7. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом.

 

Осуществление государственных и муниципальных заимствований в РФ

  РФ СРФ МО
Определение Займы: а) осуществляемые путем выпуска государственных (муниципальных) ценных бумаг от имени РФ (СРФ, МО), и б) кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, МФО, иных субъектов междунар.права,
иностранных государств, в т.ч. целевые ин. кредиты, иностр. юр. лиц, иностранных банков -
по которым возникают долговые обязательства РФ (СРФ, МО). (Ст. 103, п.1, п.6, п.7)
Виды заимствований а) внутренние: займы и кредиты, выраженные в валюте РФ (Ст.103, п.3, п.6) б) внешние: займы и кредиты, выраженные в ин. валюте (Ст. 103, п. 4, п.6)   Деления нет
Цель а) финансирование дефицитов соответствующих бюджетов (ненефтегазового дефицита федерального бюджета), б) погашение долговых обязательств. (Ст. 103, п.2)
Право Правительство РФ либо Минфин РФ (Ст. 103, п.3) высший исполнительный орган гос. власти СРФ либо фин. орган СРФ. (Ст.103, п.6) Местная администрация (ст. 103, п.7)  
Предельный объем заимствований   не должен превышать сумму, направляемую на финансирование дефицита и (или) погашение долговых обязательств соответствующего бюджета. (Ст. 106)

Государственные займы осуществляются в соответствии с программами государственных заимствований (ст. 108 – внешние заимствования, ст. 110 – внутренние), утверждаемыми на очередной финансовый год. Решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг принимается соответственно Правительством РФ, исполнительными органами власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

 

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством.

Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

-минимизация стоимости долга для заемщика;

-недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

-эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;

-обеспечение своевременного возврата кредитов;

-максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Роль государственного кредита.

Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов.

В периоды бюджетного дефицита государственные заимствования помогают финансировать расходы государства, они влияют на предложение денег на экономике, которое непосредственно определяет величину процентных ставок. Величина процентных ставок, в свою очередь, оказывают сильнейшее воздействие на динамику инвестиций и валютный курс. Кроме того, современные теории инфляции отдают важную роль в объяснении ее темпов именно долговой политике государства, и, прежде всего, политике управления внутренним долгом. Последнее весьма актуально для России, поскольку в настоящий момент она столкнулась с двойной проблемой: сдерживания роста курса рубля и снижения инфляции.

4. Государственный долг: понятие и виды.

Выпуск займов образует государственный долг.

Государственный долг как финансовую категорию следует рассматривать в двух аспектах: 1) активном, когда государство играет роль кредитора, и 2) пассивном, когда оно выступает заемщиком.

Мобилизация огромных финансовых ресурсов имеет следствием увеличение государственной задолженности. Под государственным долгом (или задолженностью) понимается вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных наймов с начисленными процентами, которые должны быть выплачены.

Государственный долг — это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты.

Согласно ст. 6 БК РФ государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными БК РФ, принятые на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием;

Ст. 97 БК РФ устанавливает, что к государственному долгу РФ относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие БК РФ.

 

В общегосударственный долг (совокупный национальный долг) включается государственный долг (долг центрального правительства) (внутренний и внешний), задолженность местных органов власти, государственных корпораций, предприятий и прочие долги. Иными словами совокупный национальный долг включает государственный внешний и внутренний долг, внутренний корпоративный долг и корпоративный долг перед нерезидентами.

Основным видом общегосударственного долга является долг центрального (федерального) правительства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.