КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие научной статьи
Требования к написанию научной статьи. Некоторые общие требование к написанию тезисов
Для понимания сути требований к написанию научной статьи приводим размышления Ирины Шамсудиновой профессора кафедры педагогики высшей школы МПГУ доктора педагогических наук о том, как написать научную статью. Научная статья утвердилась как жанр научной литературы в XIX веке. До этого были распространены научные письма (с конкретной адресностью), публикации (оды, поэмы) и памфлеты. Что же такое научная статья? Над этим вопросом часто задумываются молодые учёные, приступая к её подготовке. Должна ли она полностью раскрывать проблему от её постановки до решения? Может ли быть статья посвящена анализу литературы по исследуемой проблеме и не содержать собственных экспериментальных результатов? Как построить статью? Каков её оптимальный объём? Каким способом лучше изложить материал - констатацией, разъяснением, размышлением, обоснованием? Ответим на некоторые вопросы - о логике и методологии научной статьи в педагогике, о её понятиях, видах, содержании, стиле, требованиях к написанию. Рассмотрим понятия научной статьи, данные в филологии и педагогике. По определению Е.В. Михайловой «Научная статья - первичный письменный жанр научного дискурса, задачей которого является постановка и решение одной научной проблемы, имеющая средний объём, систему ссылок и выходные данные» (2; с. 9). Как видно, статья является формой научного рассуждения, размышления (от лат. discursus - рассуждение, довод, аргумент) по поводу одной научной проблемы (от её постановки до решения). «Дискурс - это текст, погруженный в ситуацию общения» (Е.В. Михайлова, 1999). В разработке теории риторики М.Ю. Рождественский указывает, что содержание статьи - это «полный силлогизм», (т.е. повествование), представленный текстом, оно обращено к широкому кругу учёных, границы которого не обозначены. Автор выделяет также ряд композиционных требований к статье, которая должна включать: 1) проблему, 2) постановку эксперимента (реального или мысленного), 3) логический аппарат, 4) само рассуждение -силлогизм, 5)вывод по поводу поставленной проблемы. Как видно из этих требований, они фактически намечают структуру статьи. Однако, на наш взгляд, структура может быть различной в зависимости от вида статьи. Статья - первичный жанр научного рассуждения наряду с докладом, выступлением, диссертацией, монографией и отличается от вторичных жанров (тезисов доклада, автореферата диссертации, рецензии, аннотации, конспекта, перевода). Что же стоит за отнесённостью статьи к первичному жанру, чем он отличается от вторичного? Статья это первораскрывающий текст, оригинальный по содержанию. Это развёрнутый, полный (расрывающий) текст в отличие от вторичных жанров, сжатых, не раскрывающих, а лишь производных, отражающих первичное исконное содержание. В «Российской педагогической энциклопедии» нет понятия научной статьи в педагогике. Однако при рассмотрении основных источников научно-педагогической информации - научных документов они подразделяются на первичные и вторичные. К первичным и отнесены, наряду с другими, сборники статей, периодические издания. В.М. Полонский акцентирует внимание на том, что «первичные документы содержат преимущественно новые оригинальные идеи, научные сведения, новое осмысление известных фактов в области образования и педагогики» (3; с.27). Таким образом подчёркивается научно-информационная функция сборников и периодических изданий, содержащих статьи, оригинальность идей, научной информации и новизна осмысления. Указание на характерную новизну осмысления излагаемых фактов в таких трудах подтверждает их дискурсивность. Ф.А. Кузин, классифицируя статьи по их отнесённости к техническим и гуманитарным наукам, указывает, что «теоретическая статья в области гуманитарных наук значительно больше, чем статья научно-техническая, насыщена рассуждениями, сравнениями, словесными доказательствами» (4, с.52). Свойственные гуманитарной статье (в том числе и педагогической) рассуждения, сравнения и словесные доказательства характеризуют её как форму дискурса. В «Энциклопедии профессионального образования» научная статья определяется как «распространённая форма литературной продукции исследователя» (5; с. 117). Как видно, здесь недостаточно отражены существенные характеристики научной статьи: собственно «научности» и «статейности». Статья становится научной, если в ней реализуются непосредственные цели и функции науки - производство и систематизация знаний, описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Научный текст можно считать статьёй, если он логически закончен, аргументированно раскрывает авторское содержание проблемы, отражает диалог мнений, представлен в форме размышления, рассуждения. Научная статья в педагогике - это логически законченный и упорядоченный научный текст, отражающий авторское содержание (или авторскую интерпретацию) определённой научной проблемы и способов её решения в форме дискурса. Само рассуждение (размышление) может быть составной (структурной) частью, а может быть сквозным, т.е. формой изложения, способом презентации научной статьи. Педагогический дискурс предстаёт в ней как её обращённость к читателю не с готовым знанием, а с его обоснованием, обсуждением, рассуждением, в том числе сравнением и словесным логичным доказательством. С другой стороны, сам педагогический дискурс может иметь различные формы - научные дискуссии (например, характерные для защиты диссертации), научные конференции, научный форум и др. Статья как форма педагогического дискурса в отличие от других является, в нашем понимании, письменным текстом с односторонним собственным размышлением, обращенным к абстрактному читателю, побуждающим его к размышлению. Она допускает иные трактовки излагаемых в ней вопросов, обсуждение других путей решения проблемы, другое объяснение причин наблюдаемых явлений, фактов, другой интерпретации данных и т.п., которые остаются за читателем. Итак, ключевыми в данном понятии научной статьи являются слова: «научный текст», «проблема», «дискурс». К числу необходимых специфических, характерных признаков статьи мы, вслед за Е.В. Михайловой, относим: средний объём, наличие ссылок и выходных данных.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |