Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание гражданственности и патриотизма




Сущность и содержание нравственного воспитания личности.

Дополнительная

Нормативные, руководящие и инструктивные документы

Основная

Литература

Вопросы лекции

Формирование нравственной культуры личности

 

Составитель: Якубель Г.И., доцент кафедры основ специальной педагогики и психологии БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент

Понятийный аппарат: мораль ● нравственность ● нравственное воспитание ● гражданственность ● патриотизм ● правовое воспитание

1. Сущность и содержание нравственного воспитания личности.

2. Воспитание гражданственности и патриотизма.

3. Правовое воспитание. Причины и профилактика правонарушений среди школьников.

 

Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. М., 2002. Гл. 16 (§ 2, 3).

Степаненков Н.К. Педагогика школы. Минск, 2007. Тема 13–15.

Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, 2000. Гл. 20, 21.

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Гл. 2 (§ 4–6), 3 (§ 8).

Буткевич В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодежи. Минск, 2007.

Козинец Л.А., Крикало Е.Ю. Теория и практика гражданского воспитания учащихся. Мозырь, 2006.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избр. пед. соч.: в 3 т. Т. 1. М., 1979.

Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Там же.

Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М., 1983.

Царик И.А., Торхова А.В., Клышевич Н.Ю. Нравственно-правовое воспитание подростков. Минск, 2000.

Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьни-ков. Гродно, 2001.

 

Мораль, наряду с правом, является средством регуляции человеческих отношений в различных сферах жизни и деятельности – в труде, в быту, в семье, в политике и т. д. Но право – это система норм, правил и требований, которые предъявляются к личности государством, а мораль – гражданским обществом. Правовые нормы имеют обязательный характер, их выполнение основано как на сознательности самой личности, так и на принуждении, а за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность. В обществе созданы специальные органы, надзирающие за выполнением гражданами юридических норм и применяющие разные санкции к нарушителям.

Нормы же и правила морали такого обязательного характера не имеют, их выполнение базируется только на сознательности самой личности, а их нарушение осуждается только общественным мнением.

Пример. Если мы опоздали на работу, руководитель организации может объявить замечание в приказе, может лишить премии. Если же мы опоздаем на встречу с товарищем, он может только упрекнуть нас или другим образом высказать свое неодобрение.

Сенека в трактате «Наставление нравов» писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». И далее: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».

И.Ф. Гербарт утверждал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность».

Отсутствие внешнего принуждения в вопросах нравственности делает нравственное воспитание делом чрезвычайной важности. Нравственное воспитание молодежи является важнейшей задачей семьи, школы, общества.

Философская наука о морали называется этикой. Основные категории этики – добро и зло. Соблюдение моральных требований обычно ассоциируется с добром, а пренебрежение ими или их нарушение характеризуется как нравственное зло. Понимание того, что является добром, а что злом, побуждает личность вести себя в соответствии с нравственными требованиями.

Однако содержание морали задается исторически и может различаться в разных обществах. Нормы морали тоталитарного и демократического общества различны. Нравственная эволюция мирового сообщества происходила в направлении смягчения моральных норм, гуманизации морали.

Личность усваивает обычаи и традиции морали, культивируемые в обществе, и постепенно их соблюдение перерастает в нравственные привычки и навыки нравственного поведения.

Нравственность – это совокупность знаний, мотивов, навыков и привычек человека, связанных с соблюдением норм, правил и требований морали.

Но человека нельзя назвать нравственным, если он выполняет моральные предписания под страхом общественного мнения или стремясь показать свою «нравственность», желая добиться преимуществ в обществе (например, ради карьеры). Подобная внешняя «нравственность» называется лицемерием.

Трудно назвать нравственным и человека, который не делает чего-то из-за боязни дурных последствий.

Л.С. Выготский в книге «Педагогическая психология» пишет: «Не следует превращать нравственность во внутреннюю полицию духа… Не делать чего-нибудь из-за боязни дурных последствий так же безнравственно, как и делать… Нравственное в психологическом смысле всегда свободно». И далее: «Морально поступает тот, кто не замечает, что он поступает морально».

Спиноза говорил, что если человек избегает чего-нибудь на том основании, что оно дурно, то он поступает как раб. Свободный человек только тот, кто избегает того же самого потому, что нечто другое хорошо.

В процессе нравственного воспитания можно считать закрепленными те правила и. нормы поведения, которые прочно вошли в быт и нравы учащихся.

Джемсу принадлежат слова: «Постарайтесь же сделать своих учеников свободными людьми, приучите их действовать везде, где возможно, рассматривая вещи с точки зрения добра. Приучите их говорить всегда правду, но для этого не столько показывайте им дурные стороны лжи, сколько возбуждайте в них страстную любовь к честности и правдивости. Когда вам придется говорить с ними о вредном влиянии алкоголя, то не подчеркивайте так, как это делается в книгах, болезней желудка, почек и нервов, которым подвержен пьяница, не подчеркивайте и низкого положения, которое он занимает в обществе, а больше указывайте на то, какое счастье обладать здоровым организмом, который в течение всей жизни сохраняет благодаря свежей и здоровой крови юношескую гибкость, которому незнакомы возбуждающие наркотические средства, и в котором утреннее солнце, воздух и роса ежедневно вызывают достаточно сильный подъем духа».

Важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной в силу внутреннего влечения к добру. Нравственным можно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Другими словами, как внутренний императив личности.

Суть нравственного воспитания состоит в переводе норм, правил и требований общественной морали в знания, взгляды, убеждения, идеалы, навыки и привычки поведения личности. Другими словами, в формировании нравственных качеств личности.

Нравственные качества личности – это выражение тех отношений, которые предписываются моралью общества к другим людям, труду, родине и т.д. К нравственным качествам личности относятся:

1) качества, выражающие отношение к родине: сознание гражданского долга, любовь и преданность родине, ненависть к ее врагам;

2) качества, выражающие отношение к другим странам и народам: интернационализм, доброжелательность ко всем странам и народам, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, культура межнациональных отношений;

3)качества, выражающие отношение к труду: трудолюбие, добросовестность, настойчивость, дисциплинированность;

4)качества, выражающие отношение к общественной, частной и личной собственности: честность, нестяжательство, бережливость, экономность;

4) качества,выражающие отношение к природе: забота о природе;

5) качества, выражающие отношение к другим людям: гуманность, коллективизм, демократизм, справедливость, благородство, милосердие, взаимопомощь, взаимное уважение, забота, честность, правдивость, прямота, простота и скромность в общении, пунктуальность, чувство долга, ответственность, тактичность;

6)качества, выражающие отношение к самому себе: принципиальность, самокритичность, умеренность.

Каждое из указанных качеств должно быть сформировано во всей полноте трех компонентов: интеллектуально-чувственного, потребностно-мотивационного, деятельностно-волевого.

Важная роль в нравственном воспитании занимает и формирование моральных чувств: стыда, совести, раскаяния.

Формирование нравственных качеств, как и любых других качеств личности, возможно только в деятельности. Исходя из этого, педагог должен включить учащихся в следующие виды деятельности: общественную, трудовую, экологическую, в деятельность по сбережению материальных ценностей, в деятельность общения с другими людьми, в деятельность самопознания и самосовершенствования.

Наиболее распространенные формы нравственного воспитания в школе: чтение и обсуждение газетных и журнальных статей, книг, просмотр и обсуждение кинофильмов, телепередач, устные журналы, изучение правил поведения учащихся, уроки этикета, диспуты, конференции (например, читательские).

Соответственно нравственное воспитание включает в себя такие направления воспитания, как: гражданское, политическое, патриотическое, интернациональное, трудовое, экологическое, экономическое, этическое (добавим также – религиозное) воспитание.

Подчеркивая значение взглядов, убеждений и идеалов в нравственном воспитании, иногда говорят об идейно-нравственном, идейно-политическом, идейно-патриотическом воспитании.

Рассмотрим некоторые из направлений нравственного воспитания школьников подробнее.

Сочинения на моральные темы.

 

Гражданское воспитание –это целенаправленный, педагогически организованный процесс приобщении детей и молодежи к истории и культуре данного общества в прошлом и в современности, имеющий целью формирование гражданственности.

Гражданственность –это интегративное качество личности, заключающееся в осознании человеком своего единства с белорусским обществом и государствам и формировании установки на совершенствование и развитие белорусского общества и государства, активной гражданской позиции.

Гражданственность включает:

– внутреннюю свободу и уважение к государственной власти;

– любовь к Родине, готовность к ее защите и, одновременно, стремление к миру;

– уважение государственных символов – Герба, Флага, Гимна;

– знание Конституции, гражданских прав и обязанностей;

– чувство собственного достоинства и дисциплинированность;

– готовность к активному участию в жизни общества, к борьбе с несправедливостью, эксплуатацией;

– сформированность потребности защищать интересы своего государства;

– гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей, родителей, общественных организаций (пионеры, БРСМ) по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия.

По мнению А.С. Макаренко, главное условие формирования гражданственности – когда родители и учителя на глазах у детей живут полной, радостной, общественно-полезной жизнью (это основа подлинного родительского и педагогического авторитета).

Гражданственность – это осознание своих прав и обязанностей по отношению к государству и обществу.

Гражданское воспитание включает:

— патриотическое;

— политическое;

— правовое.

Цель гражданского воспитания — подготовка детей и молодежи к ответственному участию в жизни страны. Суть — в усвоении идей и гуманистических ценностей, лежащих в основе современного конституционного порядка и организации жизни демократического общества.

Гражданские качества личности:

— патриотизм;

— гражданская честь и гражданская совесть;

— обязательность;

— ответственность;

— трудолюбие;

— социальная активность;

— осознанная законопослушность;

— преданность интересам Родины и народа;

— уважение национальной культуры, ее традиций и обычаев.

Основные средства:

— социально-политические предметы;

— СМИ, общественные организации;

— музеи;

— традиции, этнографический материал;

— литература.

Система гражданских знаний.

Политическое воспитание и показатели политической культуры. Школа никогда не стояла вне политики. Она всегда была одним из тех средств, через которые правящие классы осуществляли свою политику. Педагогика как наука о воспитании всегда выражала политические взгляды и чаяния определенных общественных классов. Говоря сло­вами В.И. Ленина, школа вне политики – ложь и лицемерие.

Значение политического воспитания очень велико, тем более что в наше настоящее время зна­чительная часть молодежи проявляет равнодушие к воп­росам политики, остается индифферентной по отношению к событиям общественной жизни.

Политическое воспитание учащихся заключается в формировании политических взглядов, убеждений, ценностей, политической ориента­ции, политической направленности личности.

Школьник должен овладеть навыками правомерного политического поведения, эффективного выполнения основных социальных ролей в обществе (гражданина, избирателя, налогоплательщика, члена органов местного самоуправления). Он должен знать и выполнять Конституцию Республики Беларусь, другие нормативные акты, владеть способами конструктивного разрешения конфликтных общественно-политических ситуаций, самостоятельно отбирать и критически осмысливать информацию из различных источников, аргументировано отстаивать свою политическую позицию.

Важно передать учащимся такие политические ценности, как: белорусская государственность, правовое государство, гражданское общество, состоящее из политически и юридически компетентных граждан, демократия, социальная справедливость, мирное сосуществование и др.

Политическое воспитание в школе осуществляется прежде всего в процессе изу­чения социально-гуманитарных дисциплин – истории, ЧОГ. Задача педагога – «разбудить» активность студентов, их интерес к полити­ческой жизни Беларуси и мира.

Важное значение для политического воспитания школьников имеет объективное научное освещение истории Беларуси и бывшего СССР, успе­хов и недостатков общественно-политического и народно­хозяйственного развития советского периода существова­ния нашего государства. Школьники должны знать правду о Великой Отечественной войне, об ужасах оккупации, о партизанском движе­нии, о народных героях и предателях Родины, о значе­нии нашей победы во Второй мировой войне. Но школьники должны знать правду и о кровавой братоубийственной гражданской войне, о культе личности Сталина, о массовых репрессиях власти против своего же народа, о периоде «застоя».

Политическое воспитание продолжается во внеклассной работе. Для этого можно использовать следующие формы работы:

а) политические информации, тематические и обзорно­го типа – хроника событий в Беларуси, в странах СНГ, в мире;

б) доклады о международном положении «Наша плане­та сегодня», «Беларусь сегодня» и т.д.;

в) дискуссии по особо актуальным вопросам или собы­тиям общественно-политической жизни;

г) информационные сообщения о политических парти­ях, молодежных и детских организациях, функциониру­ющих в стране;

д) общественный смотр политических знаний.

Важ­но приучить школьников к ежедневному чтению газет и просмотру политических телепередач.

Педагогические условия эффективной организации поли­тического воспитания учащихся:

а) разнообразие форм и методов при проведении поли­тических мероприятий;

б) активное участие школьников в подготовке и проведе­нии мероприятий: каждый должен много раз побыть в роли политинформатора, автора обзоров политической периодики и телепередач, организатора походов и т.д.;

в) учет возраста и уровня политической культуры учащихся;

г) методологическая подготовка педагога, высокий уровень его политической культуры. Политическая работа с учащимися требует от учителя высоко­го уровня пропагандистского мастерства, искренности и личной убежденности.

Политическая зрелость ученика проявляется в его умении активно противостоять общественной пассивности и аполитич­ности, в непосредственном участии в общественной жизни своего города или села, школы, комсомольской и пионерской организа­ций, в непримиримости к врагам дела мира и свободы народов.

Для осуществления задач идейно-политического воспитания в школах организуется деятельность лекториев, пропагандистских групп, политшкол. Учащиеся, прежде всего стар­шеклассники, выступают с лекциями и докладами на обществен­но-политические темы в школе и вне ее, проводят политические информации, диспуты, вечера вопросов и ответов, посвященные важнейшим проблемам общественно-поли­тической жизни страны и за рубежом.

Проводятся походы и экскурсии, оформляются стенды и альбомы, организуются встре­чи с ветеранами войны и труда.

Необходимо активно использовать в воспи­тательной работе общественно-политические чтения, тематиче­ские циклы лекций, устные журналы, вечера вопросов и отве­тов, организовывать агитбригады, кружки, клубы, школьные музеи, способствующие расширению политического кругозора учащихся.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 7475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.