КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитание гражданственности и патриотизма. Сущность и содержание нравственного воспитания личности
Сущность и содержание нравственного воспитания личности. Дополнительная Нормативные, руководящие и инструктивные документы Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Гл. 2 (§ 4–6), 3 (§ 8).
Буткевич В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодежи. Минск, 2007. Козинец Л.А., Крикало Е.Ю. Теория и практика гражданского воспитания учащихся. Мозырь, 2006. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избр. пед. соч.: в 3 т. Т. 1. М., 1979. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Там же. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М., 1983. Царик И.А., Торхова А.В., Клышевич Н.Ю. Нравственно-правовое воспитание подростков. Минск, 2000. Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьни-ков. Гродно, 2001.
Мораль, наряду с правом, является средством регуляции человеческих отношений в различных сферах жизни и деятельности – в труде, в быту, в семье, в политике и т. д. Но право – это система норм, правил и требований, которые предъявляются к личности государством, а мораль – гражданским обществом. Правовые нормы имеют обязательный характер, их выполнение основано как на сознательности самой личности, так и на принуждении, а за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность. В обществе созданы специальные органы, надзирающие за выполнением гражданами юридических норм и применяющие разные санкции к нарушителям. Нормы же и правила морали такого обязательного характера не имеют, их выполнение базируется только на сознательности самой личности, а их нарушение осуждается только общественным мнением. Пример. Если мы опоздали на работу, руководитель организации может объявить замечание в приказе, может лишить премии. Если же мы опоздаем на встречу с товарищем, он может только упрекнуть нас или другим образом высказать свое неодобрение. Сенека в трактате «Наставление нравов» писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». И далее: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает». И.Ф. Гербарт утверждал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность». Отсутствие внешнего принуждения в вопросах нравственности делает нравственное воспитание делом чрезвычайной важности. Нравственное воспитание молодежи является важнейшей задачей семьи, школы, общества. Философская наука о морали называется этикой. Основные категории этики – добро и зло. Соблюдение моральных требований обычно ассоциируется с добром, а пренебрежение ими или их нарушение характеризуется как нравственное зло. Понимание того, что является добром, а что злом, побуждает личность вести себя в соответствии с нравственными требованиями. Однако содержание морали задается исторически и может различаться в разных обществах. Нормы морали тоталитарного и демократического общества различны. Нравственная эволюция мирового сообщества происходила в направлении смягчения моральных норм, гуманизации морали. Личность усваивает обычаи и традиции морали, культивируемые в обществе, и постепенно их соблюдение перерастает в нравственные привычки и навыки нравственного поведения. Нравственность – это совокупность знаний, мотивов, навыков и привычек человека, связанных с соблюдением норм, правил и требований морали. Но человека нельзя назвать нравственным, если он выполняет моральные предписания под страхом общественного мнения или стремясь показать свою «нравственность», желая добиться преимуществ в обществе (например, ради карьеры). Подобная внешняя «нравственность» называется лицемерием. Трудно назвать нравственным и человека, который не делает чего-то из-за боязни дурных последствий. Л.С. Выготский в книге «Педагогическая психология» пишет: «Не следует превращать нравственность во внутреннюю полицию духа… Не делать чего-нибудь из-за боязни дурных последствий так же безнравственно, как и делать… Нравственное в психологическом смысле всегда свободно». И далее: «Морально поступает тот, кто не замечает, что он поступает морально». Спиноза говорил, что если человек избегает чего-нибудь на том основании, что оно дурно, то он поступает как раб. Свободный человек только тот, кто избегает того же самого потому, что нечто другое хорошо. В процессе нравственного воспитания можно считать закрепленными те правила и. нормы поведения, которые прочно вошли в быт и нравы учащихся. Джемсу принадлежат слова: «Постарайтесь же сделать своих учеников свободными людьми, приучите их действовать везде, где возможно, рассматривая вещи с точки зрения добра. Приучите их говорить всегда правду, но для этого не столько показывайте им дурные стороны лжи, сколько возбуждайте в них страстную любовь к честности и правдивости. Когда вам придется говорить с ними о вредном влиянии алкоголя, то не подчеркивайте так, как это делается в книгах, болезней желудка, почек и нервов, которым подвержен пьяница, не подчеркивайте и низкого положения, которое он занимает в обществе, а больше указывайте на то, какое счастье обладать здоровым организмом, который в течение всей жизни сохраняет благодаря свежей и здоровой крови юношескую гибкость, которому незнакомы возбуждающие наркотические средства, и в котором утреннее солнце, воздух и роса ежедневно вызывают достаточно сильный подъем духа». Важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной в силу внутреннего влечения к добру. Нравственным можно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Другими словами, как внутренний императив личности. Суть нравственного воспитания состоит в переводе норм, правил и требований общественной морали в знания, взгляды, убеждения, идеалы, навыки и привычки поведения личности. Другими словами, в формировании нравственных качеств личности. Нравственные качества личности – это выражение тех отношений, которые предписываются моралью общества к другим людям, труду, родине и т.д. К нравственным качествам личности относятся: 1) качества, выражающие отношение к родине: сознание гражданского долга, любовь и преданность родине, ненависть к ее врагам; 2) качества, выражающие отношение к другим странам и народам: интернационализм, доброжелательность ко всем странам и народам, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, культура межнациональных отношений; 3)качества, выражающие отношение к труду: трудолюбие, добросовестность, настойчивость, дисциплинированность; 4)качества, выражающие отношение к общественной, частной и личной собственности: честность, нестяжательство, бережливость, экономность; 4) качества,выражающие отношение к природе: забота о природе; 5) качества, выражающие отношение к другим людям: гуманность, коллективизм, демократизм, справедливость, благородство, милосердие, взаимопомощь, взаимное уважение, забота, честность, правдивость, прямота, простота и скромность в общении, пунктуальность, чувство долга, ответственность, тактичность; 6)качества, выражающие отношение к самому себе: принципиальность, самокритичность, умеренность. Каждое из указанных качеств должно быть сформировано во всей полноте трех компонентов: интеллектуально-чувственного, потребностно-мотивационного, деятельностно-волевого. Важная роль в нравственном воспитании занимает и формирование моральных чувств: стыда, совести, раскаяния. Формирование нравственных качеств, как и любых других качеств личности, возможно только в деятельности. Исходя из этого, педагог должен включить учащихся в следующие виды деятельности: общественную, трудовую, экологическую, в деятельность по сбережению материальных ценностей, в деятельность общения с другими людьми, в деятельность самопознания и самосовершенствования. Наиболее распространенные формы нравственного воспитания в школе: чтение и обсуждение газетных и журнальных статей, книг, просмотр и обсуждение кинофильмов, телепередач, устные журналы, изучение правил поведения учащихся, уроки этикета, диспуты, конференции (например, читательские). Соответственно нравственное воспитание включает в себя такие направления воспитания, как: гражданское, политическое, патриотическое, интернациональное, трудовое, экологическое, экономическое, этическое (добавим также – религиозное) воспитание. Подчеркивая значение взглядов, убеждений и идеалов в нравственном воспитании, иногда говорят об идейно-нравственном, идейно-политическом, идейно-патриотическом воспитании. Рассмотрим некоторые из направлений нравственного воспитания школьников подробнее. Сочинения на моральные темы.
Гражданское воспитание –это целенаправленный, педагогически организованный процесс приобщении детей и молодежи к истории и культуре данного общества в прошлом и в современности, имеющий целью формирование гражданственности. Гражданственность –это интегративное качество личности, заключающееся в осознании человеком своего единства с белорусским обществом и государствам и формировании установки на совершенствование и развитие белорусского общества и государства, активной гражданской позиции. Гражданственность включает: – внутреннюю свободу и уважение к государственной власти; – любовь к Родине, готовность к ее защите и, одновременно, стремление к миру; – уважение государственных символов – Герба, Флага, Гимна; – знание Конституции, гражданских прав и обязанностей; – чувство собственного достоинства и дисциплинированность; – готовность к активному участию в жизни общества, к борьбе с несправедливостью, эксплуатацией; – сформированность потребности защищать интересы своего государства; – гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей, родителей, общественных организаций (пионеры, БРСМ) по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. По мнению А.С. Макаренко, главное условие формирования гражданственности – когда родители и учителя на глазах у детей живут полной, радостной, общественно-полезной жизнью (это основа подлинного родительского и педагогического авторитета). Гражданственность – это осознание своих прав и обязанностей по отношению к государству и обществу. Гражданское воспитание включает: — патриотическое; — политическое; — правовое. Цель гражданского воспитания — подготовка детей и молодежи к ответственному участию в жизни страны. Суть — в усвоении идей и гуманистических ценностей, лежащих в основе современного конституционного порядка и организации жизни демократического общества. Гражданские качества личности: — патриотизм; — гражданская честь и гражданская совесть; — обязательность; — ответственность; — трудолюбие; — социальная активность; — осознанная законопослушность; — преданность интересам Родины и народа; — уважение национальной культуры, ее традиций и обычаев. Основные средства: — социально-политические предметы; — СМИ, общественные организации; — музеи; — традиции, этнографический материал; — литература. Система гражданских знаний. Политическое воспитание и показатели политической культуры. Школа никогда не стояла вне политики. Она всегда была одним из тех средств, через которые правящие классы осуществляли свою политику. Педагогика как наука о воспитании всегда выражала политические взгляды и чаяния определенных общественных классов. Говоря словами В.И. Ленина, школа вне политики – ложь и лицемерие. Значение политического воспитания очень велико, тем более что в наше настоящее время значительная часть молодежи проявляет равнодушие к вопросам политики, остается индифферентной по отношению к событиям общественной жизни. Политическое воспитание учащихся заключается в формировании политических взглядов, убеждений, ценностей, политической ориентации, политической направленности личности. Школьник должен овладеть навыками правомерного политического поведения, эффективного выполнения основных социальных ролей в обществе (гражданина, избирателя, налогоплательщика, члена органов местного самоуправления). Он должен знать и выполнять Конституцию Республики Беларусь, другие нормативные акты, владеть способами конструктивного разрешения конфликтных общественно-политических ситуаций, самостоятельно отбирать и критически осмысливать информацию из различных источников, аргументировано отстаивать свою политическую позицию. Важно передать учащимся такие политические ценности, как: белорусская государственность, правовое государство, гражданское общество, состоящее из политически и юридически компетентных граждан, демократия, социальная справедливость, мирное сосуществование и др. Политическое воспитание в школе осуществляется прежде всего в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин – истории, ЧОГ. Задача педагога – «разбудить» активность студентов, их интерес к политической жизни Беларуси и мира. Важное значение для политического воспитания школьников имеет объективное научное освещение истории Беларуси и бывшего СССР, успехов и недостатков общественно-политического и народнохозяйственного развития советского периода существования нашего государства. Школьники должны знать правду о Великой Отечественной войне, об ужасах оккупации, о партизанском движении, о народных героях и предателях Родины, о значении нашей победы во Второй мировой войне. Но школьники должны знать правду и о кровавой братоубийственной гражданской войне, о культе личности Сталина, о массовых репрессиях власти против своего же народа, о периоде «застоя». Политическое воспитание продолжается во внеклассной работе. Для этого можно использовать следующие формы работы: а) политические информации, тематические и обзорного типа – хроника событий в Беларуси, в странах СНГ, в мире; б) доклады о международном положении «Наша планета сегодня», «Беларусь сегодня» и т.д.; в) дискуссии по особо актуальным вопросам или событиям общественно-политической жизни; г) информационные сообщения о политических партиях, молодежных и детских организациях, функционирующих в стране; д) общественный смотр политических знаний. Важно приучить школьников к ежедневному чтению газет и просмотру политических телепередач. Педагогические условия эффективной организации политического воспитания учащихся: а) разнообразие форм и методов при проведении политических мероприятий; б) активное участие школьников в подготовке и проведении мероприятий: каждый должен много раз побыть в роли политинформатора, автора обзоров политической периодики и телепередач, организатора походов и т.д.; в) учет возраста и уровня политической культуры учащихся; г) методологическая подготовка педагога, высокий уровень его политической культуры. Политическая работа с учащимися требует от учителя высокого уровня пропагандистского мастерства, искренности и личной убежденности. Политическая зрелость ученика проявляется в его умении активно противостоять общественной пассивности и аполитичности, в непосредственном участии в общественной жизни своего города или села, школы, комсомольской и пионерской организаций, в непримиримости к врагам дела мира и свободы народов. Для осуществления задач идейно-политического воспитания в школах организуется деятельность лекториев, пропагандистских групп, политшкол. Учащиеся, прежде всего старшеклассники, выступают с лекциями и докладами на общественно-политические темы в школе и вне ее, проводят политические информации, диспуты, вечера вопросов и ответов, посвященные важнейшим проблемам общественно-политической жизни страны и за рубежом. Проводятся походы и экскурсии, оформляются стенды и альбомы, организуются встречи с ветеранами войны и труда. Необходимо активно использовать в воспитательной работе общественно-политические чтения, тематические циклы лекций, устные журналы, вечера вопросов и ответов, организовывать агитбригады, кружки, клубы, школьные музеи, способствующие расширению политического кругозора учащихся.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1920; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |