КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции рынка
ВОПРОС3 ВОПРОС 2 Субъекты и объекты рынка Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, сделок купли-продажи. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: · домашние хозяйства; · бизнес (предприниматели); · правительство. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные деньги от продажи услуг труда, капитала идут на удовлетворение личных потребностей, а не на наращивание прибыли. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Бизнес — это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли), предполагающее вложение в дело собственного или заемного капитала и являющееся поставщиком товаров и услуг. Правительство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые реализуют функции государственного регулирования экономики. Кроме того, оно само предоставляет на рынок товары и услуги предприятий, находящихся в собственности государства. Объекты рыночных отношений — это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. Сюда относятся материальные и нематериальные блага и услуги, факторы производства — средства производства, рабочая сила, капиталы (фонды), технические новшества и идеи. Рынок: структура и виды Рыночная система довольно сложное образование, которую довольно трудно структурировать. В соответствии с объектами рыночных отношений выделяют: 1. Товарный рынок, который включает в себя: · потребительский рынок — рынок продовольственных и непродовольственных товаров, рынок бытовых, коммунальных, транспортных услуг, рынок услуг культуры и образования, рынок жилья зданий, сооружений непродовольственного назначения; · рынок средств производства — рынок производственных зданий и сооружений, орудий труда, рынок сырья и материалов, энергии, рынок полезных ископаемых; · рынок информации и научно-технических разработок, который получает все большее значение в наше время. Включает в себя рынок инноваций, изобретений, рынок информационного продукта (сфера информационных услуг), рынок продуктов творческого труда (книги, кинофильмы), а также процесс взаимодействия малых фирм, инновационных банков, лизинговых контор, НИИ и др. 2. Финансовый рынок, который включает в себя: · рынок капиталов (инвестиционный рынок) предполагает куплю-продажу инвестиций. Инвестиции — вложения капитала в производственные факторы или в непроизводственную сферу, которые способствуют общему росту экономики; · рынок кредитов. Если предприятию для приобретения ресурсов не хватает собственных средств, оно обращается на рынок ссудных капиталов; · рынок ценных бумаг. Ценные бумаги —это кредитно-долговые обязательства продавца бумаг перед покупателем. Они представлены в виде акций, облигаций, векселей, опционов и др.; · валютно-денежный рынок —система отношений по купле-продаже иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах. 3. Рынок труда — общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила обращается как товар, т. е. покупается и продается в соответствии с действующим законодательством. В пространственном разрезе выделяются: · местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; · национальный рынок, охватывающий всю национальную территорию; · региональный по группе стран; · всемирный, мировой рынок, включающий все страны мира. В соответствии с действующим законодательством различают · легальный, или официальный рынок; · нелегальный, теневой рынок. По степени насыщенности выделяют · равновесный рынок, в котором спрос и предложение примерно совпадают; · дефицитный рынок, где спрос превышает предложение; · избыточный рынок, когда предложение превышает спрос. Под функцией рынка подразумевается его роль в реализации экономических целей общества. Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций. Самая важная функция рынка — регулирующая. В рыночном peгyлировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Рост цены является сигналом к расширению производства, ее падение — сигналом к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям, на основе которой они постоянно выбирают способ удовлетворения своих многочисленных потребностей. Благодаря рынку продавцы и покупатели осуществляют экономический выбор способа удовлетворения своих потребностей. Рынок выполняет стимулирующую функцию. Посредством цен он стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества товаров и услуг и расширение их ассортимента. Следующей функцией рынка является информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка. Посредническая функция рынка состоит в том, что экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Рынок выполняет санирующую функцию, очищающую общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, поощряя развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм. Эффективное сведение всех элементов производительных сил общества в единую систему — следующая функция рынка, которая проявляется через куплю-продажу всех элементов производительных сил (рабочей силы, средств производства и предметов труда). В литературе выделяют и такие функции рынка, как активизация экономических интересов, стимулирование эффективности экономической деятельности, сведение потребностей с производством, создание условий для эффективной кооперации труда.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |