КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предварительная проверка сообщения о преступлении
В каких случаях проведение предварительной проверки является обязательным?
Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 144 УПК РФ по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации. Необходимость проведения проверки определяется следующими факторами: а) неполнотой информации, содержащейся в поступившем заявлении или сообщении, не позволяющей принять решение немедленно; б) сомнением в достоверности содержащейся в заявлении информации, личности заявителя.[1] Каковы способы проверки сообщений о преступлении?
Все способы проверки сообщения о преступлении можно классифицировать на следующие виды: 1. Следственные действия, предусмотренные УПК РФ: 1.1. В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК РФ); 1.2. При необходимости осмотр трупа может быть произведен до возбуждения уголовного дела (ч. 4 ст. 178 УПК РФ); 1.3. В случаях, не терпящих отлагательства, освидетельствование может быть произведено до возбуждения уголовного дела (ч.1 ст. 179 УПК РФ). 2. Иные, процессуальные действия, предусмотренные УПК РФ: 2.1. Требование производства документальных проверок, ревизий с привлечением специалистов (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Производство документальных проверок и ревизий регламентируется рядом ведомственных нормативных актов (например, приказом Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Минифина РФ» 2.2. Направление требований, поручений, запросов (ч. 4 ст. 21 УПК РФ); В соответствии с ч. 4. ст. 21 УПК РФ требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. 2.3. Представление предметов и документов подозреваемым, обвиняемым, защитником, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиков и их представителем. В соответствии с ч. 2 ст. 86 УПК РФ подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств. Кроме того, согласно ч. 3 ст. 86 УПК РФ защитник вправе собирать и представлять следователю, дознавателю или в суд для использования в доказывании сведения путем: 1) получения предметов, документов и иных сведений; 2) опроса лиц с их согласия; 3) истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии. Этому праву корреспондирует также право защитника, закрепленное в ч. 3 ст. 51 УПК РФ представлять доказательства, необходимые для оказания юридической помощи, в порядке, установленном ч. 3 ст. 86 УПК РФ. 2.4. Истребование документов в средствах массовой информации (ч. 2 ст.144 УПК РФ). Средствами массовой информации являются периодические печатные издания или совокупность аудио-, видеовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющие постоянные названия (для изданий – текущие номера) и выходящие в свет не реже одного раза в год (ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 г. «О средствах массовой информации»). Сам факт распространения в средствах массовой информации сообщения о преступлении не является поводом к возбуждению дела (не влечёт обязанности приступить к его приёму и проверке) до тех пор, пока оно не было обнаружено органами уголовного преследования и не оформлено рапортом (ст. 143 УПК РФ). Редакция средств массовой информации обязана по запросу органов уголовного преследования передать им имеющиеся в её распоряжении материалы о преступлении. При этом редакция имеет право не сообщать данные о лице, предоставившем информацию, если это лицо поставило условие не разглашать своего имени (ч. 2 ст. 144 УПК; ст. 41 Закона РФ «О средствах массовой информации»). 3. Непроцессуальные действия, предусмотренные иными законами. В иных федеральных законах, регламентирующих права должностных лиц и государственных органов, уполномоченных производить проверку сообщений о преступлениях, закреплены следующие способы: 3.1. Получение объяснений от граждан и должностных лиц. Получение объяснений от граждан предусмотрено п. 4 ст. 11 Закона Российской Федерации «О милиции», ч. 1 ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре». При получении объяснений по аналогии с процедурой допроса целесообразно выполнить ряд требований: разъяснить право не свидетельствовать против себя, своего супруга своих близких родственников, круг которых определен законом; сообщить о возможности давать объяснения в присутствии адвоката. Лица, отказавшиеся явиться для дачи объяснения, не могут быть подвергнуты принудительному приводу и не предупреждаются об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний; Одной из проблем получения объяснения является порядок получения сведений от лица, не владеющего русским языком, так как порядок перевода при использовании данного способа проверки нигде не регламентирован. 3.2. Действия, предусмотренные ст. 11 Закона РФ «О милиции». 3.3. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ст. 6 Федерального закона РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». 3.4. Производство действий, предусмотренных ст. 22 Федерального закона РФ от 17.01.1992 г. № 2202-1«О прокуратуре». 4. Действия, предусмотренные ведомственными нормативными актами. 4.1. Проведение исследований веществ и объектов. Указанное исследование предусмотрено ведомственными нормативными правовыми актами. 4.2. Проведение судебно-медицинского освидетельствования (Правила судебно-медицинского определения тяжести телесных повреждений, утвержденными Приказом Минздрава СССР от 11 декабря 1978 г. № 1208). Обязан ли орган дознания проводить проверку по делам частного обвинения?
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ № 7-П от 27 июня 2005 г. не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 18, 21 (часть 1), 45, 46 (часть 1), 52 и 118 (часть 1), признаны положения частей 2 и 4 ст. 20, ч. 6 ст. 144, п. 3 ч. 1 ст. 145. ч. 3 ст. ст. 318 УПК РФ в той их части, в какой они не обязывают прокурора, следователя, орган дознания и дознавателя принять по заявлению лица, пострадавшего в результате преступления, предусмотренного ст. 115 или ст. 116 УК РФ, меры, направленные на установление личности виновного в этом преступлении и привлечение его к уголовной ответственности в закрепленном уголовно-процессуальном законом порядке. Таким образом, в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности, не установлено, правоприменитель не вправе передавать сообщение о преступлении, предусмотренном ст.ст. 115 и 116 УК РФ, мировому судье. Заявитель письменно информируется о передаче его сообщения о происшествии по подследственности или в суд (по делам частного обвинения) в течение суток с момента принятия решения. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования. Каков порядок деятельности после отмены постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела?
В соответствии с ч. 4 ст. 146 УПК РФ копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. Согласно ч. 6 ст. 148 УПК РФ признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры РФ от 06.09.2007 г. № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», признав решение следователя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор обязан выносить мотивированное постановление о направлении материалов проверки руководителю следственного органа для решения вопроса о его отмене, в котором излагать свое мнение о необходимости возбуждения уголовного дела при достаточности к тому данных либо возобновления проверки. Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, соответствующий руководитель следственного органа отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения. Получив постановление прокурора об отмене решения о возбуждении уголовного дела, руководитель следственного органа направляет его следователю для вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела либо возобновления проверки.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 8202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |