Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление социологии в России




Лекция 4. СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ

 

1. Становление социологии в России.

2. Институционализация социологии в России (классическая социология).

3. Институционализация социологии в Советском Союзе (неоклассический этап).

4. Институционализация социологии в современной России (постмодернистский этап).

 

 

Картина становления социологии как науки будет далеко не полной, если не учитывать развитие русской социологической мысли. Проникла социология в Россию первоначально в виде модного интеллектуального занятия в 40-е годы XIX века. Идеи О. Конта, Ш. Монтескье, Вольтера, Д. Дидро, К. Сен-Симона, А. Смита, Д. Рикардо, Ф. Шелинга и других стали предметом активного обсуждения в среде российской интеллигенции. Под влиянием европейских концепций науки об обществе и одновременно в противовес им во второй половине XIX века стали развиваться оригинальные концепции, связанные со спецификой социально-исторических условий и социально-философских идей в России, но при этом демонстрирующие тоже стремление – раскрыть универсальные законы устройства и исторического развития общества.

Несомненно, становление и развитие социологической науки в России обусловлено рядом особенностей. Первое – это медленное складывание социальных предпосылок капитализма и институтов гражданского общества. Биполярная структура российского общества («низы – верхи») при практическом отсутствии среднего класса стимулировала высокую степень насилия, особую карательную роль государства в интеграции общества. Коллективные (общинные) формы социальной общности обусловили неразвитость индивидуального сознания, приоритет общественного интереса над личным. Второе, интегрирующим началом выступало православие. Третье, – это заметное влияние идеологии. В общественном сознании российского общества преобладали крайности – консерватизм и радикализм. Консерватизм был связан со славянофильством, с поиском особого пути развития России, радикализм стал одним из критиков органической теории общества и социал-дарвинизма. Данилевский разработал теорию внушения–подражания и теорию психологии толпы, стал основоположником теории культурно-исторических типов, которая получила дальнейшее развитие в трудах О. Шпенглера. Труды по социальной философии К. Леонтьева не уступали лучшим работам западных учёных консервативного направления Ж. де Местра и Т. Карлейля. Много работ по экономическим проблемам истории и социальных явлений посвятили М.И. Туган-Барановский, Б.П. Струве, Г.В. Плеханов и В.И. Ленин. Драматическую роль в российской социологии сыграл марксизм. Широкая популярность марксистских идей в России объясняется прогрессивными настроениями общественного сознания и верой в науку. Эволюционная теория Ч. Дарвина и представление о закономерном развитии общества произвели сильное впечатление на русскую демократическую интеллигенцию.

В России формирование социологии как науки происходило сразу в нескольких направлениях. Достаточно полно социологическая концепция русского исторического процесса была изложена представителями юридической школы Б.Н. Чичериным, К.Д. Кавелиным, А.А. Градовским, С.А. Муромцевым, Н.М. Коркуновым; сравнительно-исторический метод в социологии значительно обогатили М.М. Ковалевский, Н.И. Кареев, Д.А. Столыпин; становлению политической социологии способствовали труды Л.И. Петражицкого, П.Н. Милюкова, М.Я. Острогорского, П.А. Сорокина; в развитие школы субъективистов внесли большой вклад Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров, С.Н. Южаков; значительное влияние на развитие экономической социологии оказали Н.Я. Данилевский, С.Н. Булгаков, М.И. Туган-Барановский, П.Б. Струве; основоположником ювениальной социологии в России по праву считается С.Н. Трубецкой, а этносоциологии – М.М. Ковалевский, Л.И. Мечников и П.А. Кропоткин.

Работа М. Энгельгардта «Прогресс и эволюция жестокости» явилась одной из самых оригинальных и глубоких работ в области «реалистической интерпретации социальной эволюции». Михайловский настаивал на революционных методах преобразования общества (начиная с декабристов и завершая большевизмом).

До первой половины XIX века заимствование социологических идей Запада весьма заметно повлияли на характер дискуссий о путях развития России, которые вели философы и историки, писатели и публицисты, юристы, государственные и общественные деятели, сформировавшие два главных интеллектуальных течения: западников и славянофилов (русофилов).

В западничестве сложилось три направления: теоретическое (30-е годы), лидером которого был П.Я. Чаадаев, гуманистическое (40-е годы) во главе с В.Г. Белинским, народническое (60-е годы), основанное Л.И. Герценом. Представители западничества в социологии ратовали за капиталистический путь развития российского общества, за усвоение им западноевропейских социальных институтов и культуры с характерными для неё ценностями индивидуальной свободы и общественного прогресса. К западникам необходимо отнести Н.В. Станкевича, Т.Н. Грановского, Н.П. Огарёва, Б.Н. Чичерина.

Наиболее яркими представителями славянофилов были Н.Я. Данилевский, М.К. Катков, К.Н. Леонтьев, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, А.С. Хомяков.

Взгляды славянофилов левого крыла сформировал Н.Я. Данилевский (1822-1885). В своей книге «Россия и Европа» (1869) он обосновал идею особого пути развития России тем, что русско-славянская цивилизация представляет собой культурно-исторический тип, отличный от западноевропейского. Согласно Данилевскому, история человечества не представляет собой линейную последовательность прогресса. В истории он выделяет десять культурно-исторических типов, каждый из которых в своё время проходит четыре закономерные фазы цикла развития: «этнографическую» – формирование общности, «государственную» – политическое объединение и завоевание новых территорий, «культурную» – расцвет цивилизации, наконец, застой и постепенный распад до уровня «этнографического материала» для новых цивилизаций. Данилевский заявлял, что именно в России произойдёт взлёт культуры после падения её на Западе.

Выразителем идей правого крыла русофилов стал К.П. Победоносцев (1827-1907), который решительно выступал против «разрушительных» сил западной культуры. Он считал, что русское общество может достичь разума только путём соблюдения национальных традиций под руководством церкви.

Одним из ярких представителей славянофильства был К.Н. Леонтьев (1831-1891) – русский философ и общественный деятель, выдвинувший мистико-натуралистическую концепцию исторического процесса. Для Леонтьева человеческая история – это история культурно-социальных ценностных организмов. Закон исторической жизни такого организма тождественен природным законам органического мира и выражается в триедином процессе: восхождение от исходной простоты к «цветущей сложности», от которой через «вторичное упрощение» и «уравнительное смещение» – к распаду и гибели.

Период роста и расцвета цивилизации сопровождается глубоким культурным осознанием связанности человеческой судьбы с божественным предназначением. «Упрощение» социально-культурного организма сопровождается господством демократии, принципом пользы, «мельчанием» духовной культуры, «вымыванием» этических, религиозных начал. Принцип свободной воли, индивидуального постижения и осознания подменяется принципом атомарной индивидуальности, стремящейся освободиться от духовных обязанностей, от высшего долга в пользу удовлетворения своих собственных запросов. Леонтьев полагал, что российское общество способно избежать подобного состояния при условии искусственной консервации специфических и духовных устоев православия и монархизма.

 

Становление социологии в России в 60-80-е годы происходило в борьбе двух направлений: объективного и субъективного.

Школа русского объективизма наиболее ярко была представлена М.М. Ковалевским, Е. де Роберти и П.Ф. Лилиенфельдом.

В своём подходе М.М. Ковалевский (1851-1916) придерживался точки зрения, что социология есть наука о порядке и прогрессе человеческих обществ, а такие науки, как психология, этнография, статистика, политическая экономика и другие, должны организовывать свои эмпирические обобщения на основе общих социологических законов. Однако социология не должна заимствовать у конкретных дисциплин основные посылки, а вырабатывать их свои.

Е. де Роберти полагал, что социолог призван объяснять психологические явления социокультурными факторами, задающими людям цели их поведения. Центральная категория социологии, на его взгляд, понятие «надорганическое». С одной стороны, это высшая социальная форма мировой энергии, с другой – продукт психологического взаимодействия.

П.Ф. Лилиенфельд исповедывал организмический подход к истолкованию общества, принципиально солидаризировал с европейскими организмистами, в частности, с Г. Спенсером.

Школа русского субъективизма акцентировала внимание на доминирующей роли сознания в общественном развитии. Это направление ярче всего представлена в работах П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского.

Имя русского социолога и философа П.Л. Лаврова (1823-1900) чаще всего связывают с разработкой субъективного метода и теории социального прогресса. Лавров изначально исходил из того, что социология тесно связана с историей. Предмет социологии – это формы проявления солидарности в обществе, предмет истории – это прогрессивно изменяющиеся, неповторимые явления. Для Лаврова, история – это процесс, происходящий на основании реализации человеческих потребностей: основных (биосоциальных – питания, безопасности, нервного возбуждения), временных (государственно-правовых и религиозных форм объединения) и потребностей развития («историческая жизнь»). Цель исторического процесса – развитие солидарности, в ходе истории, приобретающей всё более разумные и целенаправленные формы. Отсюда – социологическое знание должно быть построено на единстве материализма, антропологизма и позитивизма.

При этом именно на антропологизме социального знания реализуется субъективный метод как основа научной разработки разумного идеала будущего общественного устройства. «Мысль реальна лишь в личности», следовательно, действительной силой исторического движения является «критически мыслящая» личность. По идее Лаврова, социолог должен использовать субъективный метод, т.е. уметь стать на место страждущих членов общества, а не бесстрастного постороннего наблюдателя общественного механизма.

Учёный считал, что ведущей силой, «органом прогресса является личность, характеризующаяся критическим сознанием, стремлением к изменению застывших общественных форм». В качестве побудительных причин деятельности человека Лавров называл обычаи, аффекты, интересы и убеждения. С возникновением критически мыслящих личностей и начинается жизнь человечества.

Лавров выделял несколько фаз борьбы за прогресс:

- появление отдельных провозвестников новых идей;

- открытое выступление против царящего зла героических одиночек – эпоха мученичества и жертв;

- организация партии, позволяющей одиноким критически мыслящим личностям превратиться в реальную силу путём завоевания на свою сторону «неизбежного союзника», «реальной почвы партии» – широких народных масс.

С 1880 года Лавров отходит от крайностей субъективизма и рассматривает личность как члена «коллективного организма». Одновременно он меняет и трактовку социального прогресса, который рассматривает уже не только как результат деятельности критически мыслящей личности, но и как «усиление и расширение общественной солидарности», достижение которой во всех сферах общественной жизни, «единственная возможная цель прогресса».

Идеолог народничества, один из лидеров русского позитивизма и автор «субъективного метода» в социологии Н.К. Михайловский (1842-1904), исходя из своей социологической концепции, разрабатывает социалистическую утопию – учение о некапиталистическом развитии России на основе коллективистских традиций русской общины. В статье «Что такое прогресс?» Михайловский подвергает критике позитивистский проект и высказывает тезис о том, что объективный научный метод познания, пригодный для изучения природных явлений, не может служить методом познания явлений социальных. По его мнению, в отличие от повторяющихся, закономерных природных явлений, социальные явления исторически уникальны и возникают как результат сознательной, целенаправленной деятельности людей. Поэтому, социологический метод должен быть субъективным методом, базирующимся на «сопереживании», позволяющим раскрыть цели индивидов и на сопоставлении этих целей с идеалом общественного устройства, выступающего в качестве критерия оценки целей и действий индивидов.

Субъективная школа Лаврова и Михайловского стала наиболее ярким и оригинальным явлением на начальном этапе развития российской социологии. Критика позитивизма и концепция субъективного метода во многом предвосхитили дискуссии и исследования, характерные для мировой социологии в последующие несколько десятилетий.

Психологическое направление социологии в России разрабатывали Л.И. Петражицкий и Н.И. Кареев.

Л.И. Петражицкий (1867-1931) в качестве предмета социологии выделял формы и мотивы участия индивида в общественной жизни. Исходным понятием социологии, по мнению учёного, является «социальное поведение», где главный акцент должен быть сделан на анализ мотивов поведения индивидов. Психологическая типология, отмечал Петражицкий, включает две разновидности: чувства и волю. Чувства носят пассивный характер, а воля – активный. Связующим звеном между чувствами и волей выступают эмоции, которые являются истинной причиной, побуждающей человека к действию.

Петражицкий стал одним из основателей правовой социологии, рассмотрев право как совокупность эмоций, переживаний. Непосредственным регулятором социального поведения выступают социальные нормы (нормы-законы). Будучи продуктом «народной психики», нормы-законы изменяются, развиваясь вместе с ней.

Любая социальная система, в том числе и право, согласно Петражицкому, является переходной ступенью социального поведения. По мере выполнения своих функций система неизбежно заменяется новой, более соответствующей достигнутому уровню в эволюции народной психики. С этой позиции история человечества есть постоянный рост разумных норм (правовых, моральных) и учреждений, что приводит к ускорению социальных действий.

Согласно представлениям Н.И. Кареева (1850-1931) общество есть сложная система психических и практических взаимодействий личностей. Общество делится на две части: культурные группы и социальную организацию. Культурные группы есть предмет индивидуальной психологии. Отличительными признаками этих групп являются приобретённые (неприродные) свойства: привычки, обычаи, традиции, которые возникают в результате воспитания личности. Социальная организация – это результат коллективной психологии, представляющей собой совокупность экономической, юридической и политической сред. Именно социальная организация составляет предмет социологии. Характер социальной организации определяет положение личности в обществе: политический строй определяет её место в самой социальной организации; право выражает защищаемые государственной властью частные отношения личности с другими лицами; роль личности в экономической жизни определяет экономический строй.

 

Последнее десятилетие XIX века стало временем, когда первые социологические концепции, первые академические курсы социологии пришли к российскому студенчеству через юридические факультеты. В рамках российской юридической школы в социологии следует, назвать имена С.А. Муромцева, Б.А. Кистяковского, Н.М. Коркунова, Б.Н. Чичерина.

Муромцев С.А. (1850-1910) впервые поставил вопрос о необходимости социологии права как отдельной дисциплины. Он отстаивал идею более широкого подхода к праву как к социальному явлению и поставил перед исследователями задачу «определить отношения, в которых состоят правовые явления…к прочим условиям и факторам общественного развития». Муромцеву принадлежит идея организованного правопорядка, который образуется всей совокупностью субъективных прав и представляет собой систему защиты существующих общественных отношений. Социальная защита осуществляется организованно и неорганизованно: организованно защита осуществляется посредством специальных органов в рамках особого порядка; неорганизованно – применительно к обстоятельствам. Организованная форма защиты и есть правовая, юридическая. Право, по Муромцеву, следует рассматривать как совокупность не норм, а юридических отношений, а правоведение должно ориентироваться на изучение законов «определённой группы социальных явлений, которые в своей совокупности образуют право».

Коркунов Н.М. (1853-1904) принципиально различал закон и указ. Он был противником волюнтаризма и считал, что в основе права лежит не воля, но интересы правомочного. По Коркунову, право разграничивает интересы, а государство – это не носитель права, но юридическое отношение, существующее между индивидами, проживающими на одной территории, а предметом этих отношений является государственная власть, т.е. такая сила, которая возникает в психике подданных, в осознании ими своей зависимости.

Несколько в стороне от названных авторов юридической социологии стоит, пожалуй, ещё более крупная в общественно-политическом плане фигура Б.Н. Чичерина (1828-1904), теоретика государства и права, социолога и историка, публициста и общественного деятеля.

Центральная идея социальной концепции Чичерина – приоритет государства, центральной администрации по отношению к обществу, общественным ассоциациям и союзам в ходе развития России. Главной целью необходимых государственных реформ он считал придание гибкости и мобильности окостеневшим структурам власти.

Согласно Чичерину, революции являются примером движения ради движения, когда общество освобождается от прежних форм жизни, но не создаёт необходимых условий для развития новых органических её начал.

Для сохранения стабильности необходим постоянно поддерживаемый баланс между силой государства и активностью общественных союзов. Следовательно, по Чичерину, главной тенденцией должно стать стремление к сближению либерального общества и правительства.

Главная цель социального прогресса – формирование развитой и развивающейся личности. Формула такого прогресса складывается из трёх составных элементов: общественного идеала (развитой личности), способа достижения идеала и, наконец, выражения закона самого прогресса. Закон прогресса состоит в самоосвобождении личности, в процессе которого личность подчиняет себе надорганическую среду (т.е. развивающуюся неразумно, «противореча природе и потребностям человека»).

Кистяковский Б.А. (1868-1920) – российский социолог, правовед, философ, немало сделавший для создания теоретической основы социологии права, известный также как исследователь неокантианской школы социологии. Главная проблема, которая интересовала его, – это расхождение на практике формального права и реально сложившегося правопорядка. Он пытался объяснить это явление через соотношение понятий «формальное-реальное». Правовая жизнь, как реальный субстрат права, представляет собой неповторяющийся, текучий изменчивый поток событий, в то время как формальное право – это фиксированные, не изменяющиеся, раз и навсегда данные нормы. При реализации на практике правовые нормы превращаются в социальные факты, отличающиеся от самих норм с такой же неизбежностью, как, например, реальный предмет отличается от своей схемы.

Другая идея, которую постоянно в своём творчестве акцентирует Кистяковский – это то, что право – феномен социального бытия, и сводить его к той или иной социальной науке или растворять в философии неправомерно и ненаучно. Право входит в разные сферы человеческой деятельности и попадает, естественно, под предметную область различных отраслей гуманитарных наук. Но, одновременно, не подлежит сомнению тот факт, что право, как явление, едино, – заявляет Кистяковский. Поэтому вполне возможно создать общую теорию права.

Оригинальны и общесоциологические взгляды Кистяковского. Будучи сторонником «методологического плюрализма», учёный полагал, что в обществе одни элементы подчиняются законам причинности, другие – принципам телеологии (целеполаганию). Обе эти сферы общества иногда функционируют независимо друг от друга, иногда пересекаются, усложняя тем самым социальную жизнь. Большую роль в «нормативном обществе» играют элементы культуры, которые превращают власть и все её элементы в атрибуты, в элементы «коллективного духа» (т.е. элементы общественного сознания). В противном случае в обществе преобладает правовой нигилизм, чреватый социальными потрясениями. По этой причине Кистяковский критиковал попытки заменить социальные понятия понятиями нравственности (в частности, попытки В.С. Соловьёва).

 

Известное влияние на развитие социологической мысли России последнего десятилетия XIX века оказал П.Б. Струве (1870-1944) – видный теоретик «легального марксизма», активно развивающий неокантианские, антипозитивистские идеи. Струве считал, что цель общественного развития – всесторонне развитая личность, а общественная организация – средство достижения этой цели, если «современное культурное человечество» хочет идти путём прогресса. Социальный прогресс не тождественен экономическому. Примат экономики над социальной жизнью, политикой и правом является, по Струве, неверной точкой зрения. В эмпирическом мире есть только один субъект – человеческая личность. Поэтому при решении любых политических вопросов необходимо исходить из признания естественных, неотъемлемых прав личности, которые должны стоять выше прав любого коллективного целого, «как бы оно ни было организовано и какое бы наименование оно не носило». П. Струве отрицает путь революции. По его мнению, единственно возможной формой общественного прогресса являются реформы. Именно реформы решают проблемы хозяйственной, экономической жизни страны в условиях строгой государственной регламентации происходящих процессов, без произвола и насилия, с обеспечением всех прав и свобод личности. Революции же в истории человечества меняли только политическую надстройку. Кроме того, они сопровождались насилием над личностью, разрушением хозяйственных и нравственных устоев общества. Вообще, преобразовать общество, согласно Струве, сможет только образованный индивид, а не классовая борьба и революция.

Другим ярким представителем «легального марксизма» был М.И. Туган-Барановский (1885-1915). Он выделил пять основных групп интересов человека, среди которых наиболее важными для развития личности считал психологические, эгоальтруистические и религиозные. Согласно концепции Туган-Барановского, классовая борьба действует лишь в сфере экономических интересов человека и общества и неприменима к тем сторонам человеческой жизни, которые лежат вне экономики. Классовая борьба – это не что иное, как борьба за распределение продуктов в обществе.

Широко распространённый среди передовой интеллигенции, «легальный марксизм» просуществовал недолго – до разгрома революции 1905 года, однако он оставил глубокий след, как в общественном мнении, так и в российском обществоведении.

Начало XX века связано с последовательным развитием социальных концепций марксизма, которым на российской почве занялись социал-демократы во главе со своим идейным вождём Г.В. Плехановым. В социологическом плане плодотворными были труды В.И. Ленина, К.М. Тахтарёва и А.А. Богданова.

Плеханов Г.В. (1856-1918) отстаивал марксистскую идею обусловленности общественного развития способом материального производства. Он выделял наличие общих закономерностей развития общества, однако подчёркивал, что объективные закономерности не реализуются автоматически, а осуществляются через деятельность народа, а также настаивал на сложности отношений общественного бытия и общественного сознания. Плеханов особо подчёркивал роль общественной психологии в той идейной борьбе, которую ведут социальные группы в данном обществе, считал, что необходимо также учитывать значение деятельности великих личностей, способных ускорить общественное развитие, поскольку они адекватно отражают закономерности общественного прогресса и правильно соотносят их с интересами общества.

Ленин В.И. (1870-1924) противопоставил субъективной социологии марксистскую диалектику, в частности, учение о конкретности истины, о материалистическом понимании закономерностей развития общества, о роли народных масс, классов и личностей в истории. Конечно, в трудах Ленина мы не находим законченной, системно изложенной концепции социологии. Но в своих трудах, особенно в фундаментальной работе «Развитие капитализма в России» (1899), он социологически анализирует социальные и экономические тенденции отечественного развития. Ленин эмпирически доказывал, что на рубеже веков русское крестьянство перестало быть однородной массой и стало раскалываться на пролетарские и буржуазные слои, особенно в связи с упразднением помещичьего землевладения.

Серьёзный интерес представляет разработка Лениным теории государства и революции в известной работе «Государство и революция» (1918). Творческий характер носит дальнейшая разработка Лениным марксистской теории общества, а также применение этой теории для анализа различных сфер жизни общества, в частности, для анализа национального вопроса в условиях многонационального государства.

Систематическое проведение исследований прикладного характера в конце XIX – начале XX века позволяли Ленину использовать разнообразные приёмы сбора социальной информации и выдавать конкретные рекомендации по управлению массовым социальным поведением.

Надо сказать, что помимо «легального марксизма» и ленинизма в российской марксистской социологии существовали и другие направления и оттенки.

Двадцатые годы XX века выдвинули ряд интересных авторов марксистско-социологического подхода. Среди них следует назвать К.М. Тахтарёва, А.А. Богданова-Малиновского и Н.А. Рожкова.

Тахтарёв К.М. (1871-1925) – выдающийся русский социолог, специализирующийся в области генетической социологии. Он был первым директором первого в России социологического исследовательского института, в 1916 году становится одним из организаторов Социологического общества имени М.М. Ковалевского, с 1917 года преподаёт в Петроградском университете. Тахтарёв является автором целого ряда фундаментальных трудов, таких как «Общество и его механизмы» (1921), «Сравнительная история развития человеческого общества и общественных форм» (1924).

Богданов-Малиновский А.А. * (1873-1928) был крупным российским экономистом, философом, социологом, политическим деятелем, естествоиспытателем, литератором. В 1909 году Богданов отходит от большевиков и, несмотря на неоднократные предложения Ленина вернуться в партию, твёрдо решает остаться вне партии и посвятить свою жизнь исследовательской работе.

В области социологии он разработал концепцию тектологии (от греч. tekto – строить, конструировать). Тектология была попыткой построить марксистскую теорию менеджмента, включив в неё достижения современного мирового обществоведения. Богданов определял тектологию как науку об общих законах организации. Как отечественная, так и мировая наука признают, что в концепции тектологии им предвосхищены некоторые положения кибернетики, такие, как принцип обратной связи, идея моделирования и др.

Чрезвычайно важны исследования Богданова в области культуры, ставшие основой построения российской теории культуры 60-70-х годов XX века.

Богданов создаёт теорию адаптации, согласно которой существует два типа адаптации: когнитивная, относящаяся к определённой области знания, и идеологическая. Адаптация каждого типа тем социальнее, чем более она пронизана «социальным инстинктом» – той силой, которая заставляет человека находиться среди других людей, поступать также как они, что особенно наглядно проявляется в процессах имитации. Социальный прогресс основан на развитии обеих форм адаптивности.

Рожков Н.А. (1868-1927) – видный русский обществовед. Главный его научный труд – 12-ти томная «Русская история в сравнительном историческом освещении» (1918-1926). В ней он, в частности, ввёл понятия «критических» и «органических» эпох.

Начало – первая четверть XX века связаны в российской социологии не только с развитием марксистской социологии, но и с утверждением неопозитивизма. В отличие от неопозитивизма 60-х годов, который исходным моментом социологического анализа считал «факт», неопозитивизм начала XX века делает акцент на законах функционирования социальных структур, институтов, явлений. Подобный анализ, с одной стороны, требует эмпирических исследований, а с другой – теоретических обоснований, так как само вычленение того или иного социального процесса или социального института должно быть теоретически обосновано.

Один из ведущих представителей неопозитивизма П.А. Сорокин (1889‑1968) оказал огромное влияние на развитие всей социологии XX века. Ученик М.М. Ковалевского, основателя русской социологической школы, Сорокин ещё до 1922 года (года высылки из России) вполне сформировал свою социологическую позицию, которая нашла отражение в двухтомной работе «Система социологии» (1920). Этот труд явился фундаментом для разработки им в дальнейшем теории социальной стратификации и мобильности.

 

Становление социологической мысли в России проходило в обстановке острой конфронтации немарксистской и марксистской социологии. Конфронтация охватывала как идейные, теоретические, так и политические проблемы, поскольку большинство русских социологов активно занимались политической деятельностью, или были с ней связаны (народник П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский, «легальный марксист» П.Б. Струве, эсер П.А. Сорокин и др.). Видными политиками были и представители марксистской социологии: Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, А.А. Богданов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.