Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7. Культура как социологическое явление




Теория государства и права. Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 2006. С. 280-294.

Литература

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Таким образом, система права –это внутреннее строение права, выражающееся в единстве и согласованности всех действующих правовых норм и их логическом распределении по отраслям, подотраслям и правовым институтам в соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных отношений.

Черты системы права:

-ее первичным элементам выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования- институты, подотрасли, отрасли;

- ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство;

- она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами;

- имеет объективный характер, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.

Система права существует, развивается и совершенствуется под влиянием в основном двух факторов:

· потребностей общественной жизни, выражающихся в различных сторонах социальных отношений прежде всего отношений экономических;

· деятельности законодателя, т.е. правотворческих органов, которые творят, создают правовые нормы в соответствии с требованиями общественного бытия.

Система права характеризуется определенным его внутренним строением, расположением норм по отраслям и институтам.

Понимание системы права является важным условием правильного применения норм права. Они должны регулировать только те отношения, на которые рассчитаны. Пренебрежение системой права в процессе правоприменения может дезорганизовать общественные отношения.

 

Основная

1. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. М., 2006. С. 332-351.

3. Теория государства и права. Учебник. М., 1999. С. 207-217.

4. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник. М., 2000. С. 482-488

5. Теория государства и права / Под ред. С.С. Алексеева. М., 2001. С. 280-294.

 

Дополнительная

 

6. Берг О.В. Некоторые вопросы теории нормы права // Государство и право, 2003. № 4. С. 19-25.

7. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. С. 341-344.

8. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие. М., 201. С. 220-238.

 

 


 

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

В ходе лекции курсантам излагается материал о системе права, о принципах ее организации и построения, её структуре; дается общее понятие о структурных элементах системы права и их характеристика. Во втором вопросе рассматриваются такие правовые комплексы как частное и публичное право, материальное и публичное право. Анализируются критерии деления права на эти комплексы, его целесообразность и рациональность. Третий вопрос посвящен рассмотрению критериев деления права на отрасли. Дается понятие предмета правового регулирования, рассматриваются сферы общественных отношений, подлежащих правовому регулированию. Как дополнительный (вспомогательный) критерий рассматривается метод правового регулирования. Дается общая характеристика диспозитивного и императивного методов, а так же общественных отношений, регулируемых этими методами.

Содержание учебных вопросов излагается методом устного изложения учебного материала, сопровождающегося демонстрацией видеоматериалов и схем, с использованием средств вычислительной техники и мультимедиа.

 

Д.В. Новокшонов

«___» _____________ 2012 г.

 

 

1. Теоретические парадигмы культуры.

2. Культура как социальная подсистема общества.

3. Динамика культуры.

 

В современной науке и в обыденной жизни трудно найти термин, который мог бы сравниться с термином «культура» по частоте употребления и многозначности его толкования. Дать понятию «культура» однозначную трактовку чрезвычайно трудно именно по причине того, что оно употребляется во всех областях нашей жизни, приобретая в каждом случае особый оттенок.

Столь же разнообразно использование и толкование понятия культуры в социологическом плане. Первоначальное знакомство с учебной литературой, как зарубежной (Э. Гидденс, Н. Смелзер), так и отечественной (Ю. Волков, И. Мостовая, А. Кравченко, А. Эфендиев и многие др.) обнаружило не только разные подходы в понимании сущности культуры, её места и роли в обществе, функций, структуры, но и разное использование терминов, её описывающих. Еще большая пестрота в определении культуры и её строения наблюдается и в монографической научной литературе. Поэтому цель, которую я пыталась сформулировать, как социологическое описание культуры с указанием её основных признаков, оказалась трудно выполнимой и с точки зрения объёма научной и учебной литературы (он огромен), и с точки зрения многовариантности трактовок. Исходя из этого замечания, и, не претендуя на сколько-нибудь полное освещение социологического анализа культуры, постараюсь, хотя бы в первом приближении, вкратце описать данный феномен как уникальное творение человеческого сообщества.

Для реализации этой цели автор предлагает рассмотреть культуру, во-первых, в соотнесении с проблемой определения её сущности,
во-вторых, – с проблемой её места как особой подсистемы в обществе, и, в-третьих, как динамического явления. Конечно, подобная схема анализа вовсе не исчерпывает всех проявлений культуры. В стороне остаётся огромный пласт её не раскрытых сторон. Но рамки лекции, к сожалению, ограничены.

Базовыми источниками анализа культуры в данной лекции являются исследования таких авторов, как Л. Ионин, Н. Смелзер, сборник научных трудов по проблемам культурной эпохи, учебные пособия Волкова, Мостовой и др. В данной лекции используется также цитирование идей таких авторов как А. Тойнби, П. Сорокина, А. Моля, М. Вебера, Ф. Тенбрука, Т. Парсонса, З. Фрейда и др.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.