Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика культуры




 

В предыдущей главе мы рассмотрели культуру как неотъемлемый и необходимый элемент общества. При этом общество представлялось в виде устойчивой социальной системы. О. Конт сказал бы, что общество находится в состоянии статики. Такой подход правомерен для выяснения структурной композиции, как общества, так и культуры, но вместе с тем ограничен и неполон, так как он не учитывает постоянных их изменений, социальной и культурной динамики.

Социальная динамика касается изменений в предметном мире, создаваемом человеком, но также касается и обновлений, технологий, отмирания и появления новых социальных институтов, а вместе с ними норм, ценностей и моделей, т.е. всей человеческой культуры.

Таким образом, общество нельзя понять, не принимая во внимание общественные процессы, постоянно видоизменяющиеся. Одним из всех таких процессов является культурный процесс.

Культурный процесс предполагает изменение во времени социальных технологий, художественных стилей, социально значимых норм и ценностей, моделей культуры.

Что касается направления культурного процесса, то это – тема не утихающих дискуссий среди культурологов. Можно выделить две основные школы: эволюционную и циклическую.

Первая,эволюционная школа известна именами Г. Спенсера, Д. Фрезера, Л.Г. Моргана, которые утверждают, что культура во всем мире единообразна в соответствии с одними и теми же тенденциями: от низшего – к высшему, от простого – к сложному.

Вторая, циклическая школа Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина признает множественность культур, каждая из которых эволюционизирует по своим законам, но всегда циклически.

Цикл, подобно течению человеческой жизни предполагает:

- последовательность фаз (этапов) в развитии каждой культуры;

- их повторяемость в человеческой истории.

Каждая культура индивидуальна и не похожа на другую, она всегда переживает детство, юность, возмужалость и старость, за которой следует смерть (О. Шпенглер). Обе эти школы образуют культурологическую традицию. Опираясь на нее можно определить некоторые общие характеристики культурного процесса:

- культурный процесс есть составная часть общесоциального процесса, его важнейшая и относительно автономная сторона, соединенная с иными процессами системными связями;

- содержание культурных процессов определяется типом общества, в котором они протекают;

- культурные процессы не однолинейны, а разновременные и разнокачественные. Развитие одних элементов культуры происходит на фоне угасания других, более того, культурный процесс сопровождается культурными потерями;

- культурный процесс складывается из исторически переходных фаз, именуемых культурными эпохами.

 

Культурная эпоха – исторически сложившийся этап культурного процесса (общемирового или локального), обладающий внутренним единством всех элементов на основе общности стиля. Причем, следует заметить, что эта общность может существовать в разных формах:

- в моностилической форме, когда во всех моделях культуры всего общества господствует один–единственный стиль;

- в усложнённой – полистилической форме, когда в культуре взаимодействует множество стилей.

 

Во второй форме, более современной, речь идёт об определённой системе стилей, отличных от других (Н. Коротков).

Культурный процесс предполагает усложнение всех культурных форм и структурных элементов.

Говоря о динамике культуры, необходимо обратить внимание на источник ее изменений, причин появления и проникновения в нее новшеств, иначе называемых инновациями.

В исследованиях российских социологов культуры замечено, что культура – самый инертный элемент социальной системы. Человек может менять предметный мир, совершенствовать или заново создавать социальные институты, оставаясь внутри освоенной им с детства культуры, сохраняя в неприкосновенности ее ценности, действуя в соответствии с нормами, прибегая к наличным средствам.

Само по себе изменение жизненной ситуации не приводит к перемене культурных ориентиров. Общее правило таково: человек, оказавшийся в новых условиях, ведёт себя по–старому, стараясь следовать принятым раз и навсегда моделям культуры – Файнбург З.И.

Тем не менее, динамика культуры реальна и, стало быть, надо ответить на вопрос, отчего она происходит? Первопричиной изменений в культуре является общественный вызов, иначе говоря, новые социальные или экологические ситуации, возникающие в обществе, которые, во-первых, угрожают его существованию, и, во-вторых, не могут быть решены людьми при помощи освоенных моделей культуры.

Появление этих ситуаций не случайно. Социальные процессы в обществе протекают неравномерно, повинуясь своим собственным ритмам. Причем, ритмы культуры наиболее замедленны. По мнению Файнбурга З.И., шаг культурных перемен равен жизни поколения: 25‑35 лет, так что конфликты между культурой и иными социальными подсистемами общества определяются природой социальных изменений. Вызов принимает разные формы, но всегда конфликтные. Первым случаем конфликта можно считать оппозицию культуры другим подсистемам общества: экономике, политике. Вторым – встречу с иной культурой, принадлежащей самим народам, создателям собственной цивилизации.

Оба эти конфликта влекут за собой культурный шок. Выйти из него можно разными способами, в том числе и замкнуться хотя бы на время от импульсов, поступающих извне.

Иным вариантом является ответ на вызов, т.е. обновление культуры в соответствии с ее традициями и изменившимися условиями.

Выбор вариантов зависит от содержания культуры, столкнувшейся с иными культурами, либо с новыми ситуациями. Если культура по своей природе замкнута на самое себя, враждебна всяческим новшествам, она не в состоянии принять вызов и, в конечном счете, гибнет. Если, напротив, культура открыта для новшеств, она справляется с шоком и приобретает иное содержание, не утратив своей идентичности.

Как же происходит процесс включения инноваций в культуру, каков механизм культурных изменений? Для этого воспользуемся исследованиями, изложенными в работах таких учёных как П. Штомпка, А. Моль, И. Валлерстайн.

Инновации по-своему происхождению уместно поделить на два класса: изобретение и заимствования.

Первый класс – продукт внутри культурного конфликта, вызванного необходимостью привести культуру общества в соответствие новым ситуациям в экономике или политике.

Второй класс – порождение встречи (столкновения) двух культур.

Изобретения предполагают фигуру изобретателя или изобретателей, творчески создающих нечто новое.

Заимствование имеет дело с «переводчиками», способными перенести культурный готовый институт в иную среду.

Изобретения проявляются первоначально в грубом, неотшлифованном виде, похожем на прежние образцы.

Заимствования имеют за плечами историю и поэтому существуют уже в законченном виде.

Надо заметить, что их противополагание не абсолютно. Изобретатели прибегают к инокультурной традиции для того, чтобы предложить некое новшество. В первую очередь, «переводчики» предлагают продукт, не имеющий аналогов в собственной культуре, продукт, приобретающий признаки изобретения. По этой причине можно говорить об общем механизме распространения инноваций.

Каковы же условия распространения инноваций?

- Первым условием является соответствие инновации культурным традициям и потребностям общества. Это соответствие не может быть полным ни по отношению к традиции, ни по отношению к общественному вызову. Более того, мы здесь имеем дело с разнонаправленными требованиями.

- Второе условие – наличие информационных каналов, достаточных для распространения культурных инноваций, будь то средства массовой коммуникации в современных обществах или базар в древнем восточном обществе.

- Третье условие распространения инноваций – существование организационных и влиятельных общественных групп, заинтересованных в культурных инновациях и способных навязать свой интерес обществу, в том числе и силовыми методами.

 

Технология распространения инноваций опирается на подражание, повторение и наследование моделей культуры (Г. Тард). Как правило, люди подражают тем, кто занимает престижные позиции в обществе. В этом смысле, обычный путь инноваций «сверху – вниз». Здесь только надо учесть, что престиж определяется культурной ситуацией общества не в меньшей мере, нежели экономической или политической. Престижные группы совсем не обязательно располагаются на самом верху социальной лестницы по доходам, либо по объему власти. Здесь важно иное: их модели поведения общество воспринимает как эталонные.

Этапы инновационного процесса следующие:

- культурный шок;

- частичное принятие;

- привыкание, в процессе которого происходит согласование инновации с культурной традицией;

- наконец, ее интеграция в культуру.

В течение этого процесса инновация видоизменяется, приобретает очертание культуры, в которую интегрируется (например, первый автомобиль сначала был похож на карету).

Подведём итог.

 

1. Культура – это сложное образование, вбирающее в себя искусство, систему знаний, освоенных обществом, нравы, способы (технологии) поведения, принятые в разных сферах человеческой деятельности: в труде, экономике, политике, военном деле, семейной жизни и т.д. Культура представляет собой целостное образование, в котором все его составляющие объединены системными связями. Культура – это всеобъемлющее явление по отношению к миру человека с его артефактами, практикой и институтами. Естественно, что понятие «культура» относится к трудно определяемым терминам. Счёт значений этого слова идёт на сотни (А. Моль). Научные дискуссии (споры), ведущиеся внутри сообщества социологов культуры, своим продуктом имеют создание парадигм (Т. Кун).

В парадигме немецкой философской традиции (конец XIX –начало XX вв.) культура рассматривается как совокупность творений человеческого гения, наполненных эталонами красоты, веры, гармонии. Они соответствуют божьему замыслу, национальному духу сообщества. Культура – это явление избранных, аристократов духа. Под натиском цивилизации культура гибнет, что может привести к краху и человека (О. Шпенглер).

В парадигме «культура как репрессия», принадлежащая З. Фрейду, термин «культура» трактуется как система запретов, наказаний, всевозможных защитных средств от враждебных побуждений человека, и лишь во вторую очередь, как орудие и инструмент, нужный для покорения внешней природы и для производства материальных благ.

И, наконец, парадигма «как образ жизни», в которой, прежде всего, и работают социологи культуры. Главные принципы этой социологической парадигмы можно свести к следующим принципам:

- нет единой культуры, нет единой цивилизации, существует множество культур, каждая из которых в равной степени самоценна и самодостаточна;

- культура совпадает с человеческой практикой, содержание которой – приспособление людей к природной среде особыми вне биологическими технологиями (способами), какими бы они не были: примитивными или сложными, исполненными красоты или пошлости;

- культура обладает целостностью. В ней нет лишних элементов. Ритуалы, традиции, обычаи – все они исполняют определённые функции, образуя особые институты.

 

2. Культура существует в связи с обществом, образуя в нем особую подсистему. Особенность ее состоит в том, что культура представлена во всех иных подсистемах общества, сообщая смысл и организацию человеческой деятельности. Строение культуры включает в себя компоненты, необходимые для того, чтобы состоялась человеческая практика.

 

3. Культура как динамическое явление переживает процесс исторических перемен вместе с обществом, но по своим особым правилам. Состояние и содержание культуры в определённой пространственно-временной протяжённости, с присущим ей стилем (стилями) характеризуется как культурная эпоха. Источником культурного процесса является вызов общества, принимающий разные исторические формы. Культурный процесс осуществляется путём возникновения, распространения и интеграции культурных инноваций (изобретений и заимствований).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.