Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обобщенная характеристика основных направлений развития экономической теории




Содержание

Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

1 Зарождение и развитие экономической мысли. Меркантилизм. Физиократическая система. Классическая школа. Марксизм. Неоклассицизм. Маржинализм. Институционализм. Кейнсианство

2 основные факторы современного производства и их ограниченность. Кривая производственных возможностей (КПВ). Альтернативные издержки. Основные элементарные экономические проблемы. Закон возрастания альтернативных издержек. Понятие блага и его виды. Экономическое благо. Общественный продукт. Экономика как единство производства, распределения, обмена и потребления.

3 Предмет экономической теории. Проблема выбора – предмета современной экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика.

4 Общее представление об экономических интересах, экономических категориях, экономических законах.

5 Методы экономического анализа.

6 Функции экономической теории.

7 Модели экономических систем. Командная экономика. Рыночная экономика. Смешанная экономика.

 

Одни из теории пользу извлечь

Умеют на практике сами. Других же теория может увлечь

И тут же сожрать с потрохами.

Адольф Вильбрандт (1837–1911)

1. ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.Зарождение и развитие экономической мысли. Меркантилизм. Физиократическая система. Классическая школа. Марксизм. Неоклассицизм. Маржинализм. Институционализм. Кейнсианство.

Зарождение экономических идей относится ко времени возникновения человека. Истоки же экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Древнеиндийские "Законы Ману" (IV – III вв. до н. э.), "Артхашастра" (II в. до н. э.), вавилонские "Законы царя Хаммурапи" (XVIII до н.э.), древнекитайская "Книга перемен" и другие источники отмечали существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми.

Вершина доклассического этапа развития экономической мысли связана с деятельностью античных мыслителей. Взгляды древнегреческих философов Ксенофонта (430 – 354 гг. до н. э.), Платона (427 – 347 гг.до н. э.), Аристотеля (384 – 322 гг. до н. э.) можно характеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. Например, здесь рассматривались такие вопросы как стоимость и цена товара, полезность, меновые отношения, функции денег и др. Считается, что сам термин "экономика", обозначающий учение о ведении хозяйства, был введен в научный оборот Аристотелем. В Древнем Риме особое значение получили проблемы прикладного, прежде всего аграрного характера.



Слово «экономика» имеет вполне обыденное происхождение. Оно произошло от греческого «ойкономия», что означает «ведение домашнего хозяйства», или «домоводство». Принято считать, что этот термин впервые был употреблен Ксенофонтом (430–355 гг. до н. э.). Встречается он и в знаменитой «Политике» Аристотеля (384–322 гг. до н. э.). Однако великие греческие философы не уделяли пристального внимания таким земным проблемам, как управление рабами, ведение расходов и доходов домашнего хозяйства, выращивание винограда и оливок. Подобные хлопоты были возложены на прислугу, а часто на рабов. Философов древности гораздо больше занимали другие категории: красота, справедливость, человеческие отношения, прогресс культуры, война и мир, управление государством, происхождение природы и общества и т. п.

Христианство изменило оценку хозяйственной деятельности. Оно объявило труд необходимым и святым делом. С того момента, когда человек осознал себя мыслящим и деятельным существом, перед ним возникла извечная библейская проблема: «В поте лица твоего будешь есть хлеб». Чтобы содержать себя и свое потомство, человек вынужден прилагать усилия. Этические нормы поведения были перенесены схоластами в описание экономики. Поэтому экономическая доктрина средневековья оказалась скорее сводом норм и правил общественной жизни, чем обобщением реальной хозяйственной практики.

Школа Основной период развития Представители и их основные труды Основные идеи
Меркантилизм XVI – XVIII вв. И. Посошков («О скудости и богатстве), А. Монкретьен («Трактат политической экономии»), Т. Манн («Богатство Англии во внешней торговле»), У. Петти Источник богатства – сфера обращения (торговля и денежный оборот). Материальное выражение богатства – деньги в виде золота и серебра Государство должно активно вмешиваться в экономику, помогая обогащению общества
Школа физиократов XVIII вв. Ф. Кенэ, А.Р. Tюpгo, П. Буагильбер Источник богатства – сельское хозяйство - единственное занятие, дающее излишек валового дохода над издержками производства. Промышленность же – это «бесплодная сфера», которая перерабатывает продукты природы и земледелия. Физиократы первыми обосновали идею экономической свободы (либерализма) и невмешательства государственной власти в экономику
Классическая политэкономия: рыночная школа XVII – XIX вв. А. Смит («Исследование о природе и причинах богатства народов»),Д. Рикардо Источник богатства – материальное производство, а наиболее благоприятные условия для его эффективного развития – свободная рыночная экономика. Сторонники трудовой теории стоимости. Стоимость измеряется затратами труда
Марксизм С середины XIX века К. Маркс («Капитал»), Ф. Энгельс, В. И. Ленин Капиталистическое производство несостоятельно, ему присущи эксплуатация труда, кризисы и др. Стоимость измеряется затратами труда
Неоклассики С конца XIX века Кембриджская школа: А. Маршалл («Принципы экономической науки»); Хайек, Мизес, Эрхард Рыночная система способна к саморегулировнию. Государство должно лишь создавать благоприятные условия для её функционирования
         
      Окончание таблицы 4
Школа Основной период развития Представители и их основные труды Основные идеи
Маржинализм С 70 годов XIX вв. К. Менгер («Основы учения о народном хозяйстве»); Ф.Визер; Бём-Баверк, У. Джевонс («Теория политической экономии), Л. Вальрас Учение, создавшее теории предельной полезности и предельной производительности, объясняет экономические процессы и явления, исходя из использования предельных (max и min) величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений
Модель общего экономического равновесия С 70 годов XIX вв. Лозаннская школа: Л. Вальрас («Элементы чистой политической экономии») Рыночная экономика – это система, потенциально способная достигать равновесия посредством взаимодействия спроса и предложения.
Монетаризм С 50-х годов XX вв. М. Фридмен («Роль монетарной политики», «Количественная теория денег», «Капитализм и свобода», «Теория функции потребления») Теория стабилизации экономики, в которой главное – это регулирование денежного обращения и устойчивость денег и др.
Кейнсиан сианство С 30-х годов XX вв. Д.М. Кейнс («Общая теория занятости, процента и денег»), А. Хансен, Р. Харрод Рыночная экономика не способна к саморегулированию, ей присущи кризисы. Государство должно активно вмешиваться в экономику
Институционализм и неоинституционализм С конца XIX вв. Т. Веблен («Теория праздного класса: экономическое исследование институций»), Дж. Коммонс, У. Митчелл («Экономические циклы»), Дж. Гэлбрейт, Р. Коуз («Природа фирмы») Изучает деятельность и поведение людей с учетом совокупности принятых социальных норм, обычаев, образцов поведения

 





Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1646; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.019 сек.