КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вызревание психологических знаний в недрах смежных дисциплин
Для этого периода характерны два уровня взглядов па понятие «душа»: уровень представлений о душе и уровень учений о душе. Уровень представлений о душе (именно представлений, так как учений, естественно, еще не было) связан с религиозной верой, когда все удачи и неудачи, смерть, сон и другие явления объяснялись проявлениями души. Последовательно господствовали взгляды на душу: анимизм (вера в одухотворенность всего того, что есть на земле: камня, реки и др.); гилозоизм (Демокрит: жизнь – всеобщее свойство материи, наблюдаемый мир – целостное образование); панпсихизм (душа принадлежит всему на свете, но она тоже подчиняется естественным законам и в принципе может быть познана). Знания уровня учения о душе и «рациональной» психологии (но без самого термина «психология») с се представлениями о вечности и неизменности души связаны с известными в истории науки именами Платона, Аристотеля, Теофраста и др. Платон (427-347 гг. до н. э.): смертное тело и бессмертная душа – вещи разные. Душа отделяется от тела после смерти человека. Понятие индивидуальной и мировой души. Аристотель (384-322 гг. до н. э.): душа неотделима от тела. Три типа души (растительная, животная, человеческая) преемственны, имеют различную степень развития и активности. Теофраст (372-287 гг. до н. э.): душа проявляется в 30 типах различных характеров. Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 до н. э.) (и чуть позже Клавдий Галей): мозг – орган мышления и ощущений. Учение о темпераментах. Связь темперамента с телосложением. Фома Аквипский (1226-1274): самопознание возможно. Первые робкие понятия сознания человека и понятие личности. Фрэнсис Бэкоп (1561-1626): душа и тело существуют раздельно, но есть душа божественная и душа телесная. Изучение души требует эмпирики, а не умозрительных подходов. Роль общества в познании. Декарт (1596-1650): сознание (вводится впервые!) – критерий для различения души от тела («мыслю, значит, существую»). Душа принадлежит только человеку. Понятие рефлекса (впервые!): действия организма вызваны внешними воздействиями, которые по нервам перемещают телесные духи и напрягают определенные группы мышц. Психофизический подход к душе и телу: душа приводит тело в движение, а тело поставляет душе чувственные впечатления. Дж. Локк (1632-1704): понятие «перцепция» (некий целостный процесс пассивного, неосознаваемого отражения воздействий окружающего мира). Существует внешний опыт – для формирования простых идей через чувства и внутренний – для объединения простых идей в сложные. Опыт познается только через самонаблюдение, т. е. опыт фактически тождествен самонаблюдению. Г. Лейбниц (1646-1716): понятие «апперцепция» (процесс активного, осознаваемого отражения воздействий среды, недоступного самонаблюдению). Понятие «ассоциация» (процесс соединения простых идей в сложные). Понятие «ассоциативная» психология. X. Вольф (1679-1754): понятие «эмпирическая» психология (сам термин «психология» предложен для всеобщего использования, хотя появление его связывают с более ранними периодами) с ее интроспективными подходами к приобретению опыта. П. Бугер (1730-1811), Э. Вебер (1795-1878), Г. Фехнер (1801-1887), С. Стивенс (1896-1980): основы психофизики. Законы дифференциальных порогов ощущений. Закон изменения ощущении как функции величины стимулов-воздействий. И. Гербарт (1776-1841): психология должна использовать опыт, метафизику и математику. Понятие -«порог сознания» как граница между бессознательным и сознанием. Способности не первичны, это продукт естественного развития психики. Ч. Дарвин (1809-1882): некоторые формы поведения человека имеют эволюционное происхождение и основаны на естественном отборе. (Кстати, сам Дарвин не был твердым сторонником идеи происхождения человека именно от обезьяны. Его представления несколько иные: начало жизни положено Богом, а затем последовал долгий процесс эволюционного развития. Он утверждал, что современники поняли его теорию неверно. На вопрос о начале цепи развития животного мира ответил: «Оно приковано к Престолу Всевышнего».) Г. Спенсер (1820-1903): принцип приспособления организмов к среде (ассоциации, сопровождаемые чувством удовольствия, закрепляются у человека и наследуются потомками). Понятие объективной и субъективной психологии (первая объясняет все психические явления работой нервно-мышечных устройств, вторая ограничивает познание сферы чувств и мышления исключительно субъектом). Г. Гельмгольц (1821-1894): организм – это физико-химическая среда. Факт конечности скорости распространения нервных процессов. Начало исследованиям феномена «время реакции». Ф. Гальтон (1822-1911): понятие «дифференциальная» психология (различия в психике людей обусловлены наследственностью, но не социальным опытом). Учение о евгенике: на основе законов наследственности создать породу особо одаренных людей. Метод «близнецов», метод статистической зависимости (корреляции) между свойствами психики. Идея использования тестов для определения индивидуальных различий. И.М. Сеченов (1829-1905): природа всех актов сознательной и бессознательной психики рефлекторна. Рефлекс – не простая пассивная физическая реакция психики на внешнее воздействие, а целостный развивающийся акт организма, согласование движения с чувствованием, выполняющим сигнальную роль. (Рецептор выполняет лишь сигнальную функцию для работы мышц. Сигналы мышечного чувства «обучают» индивида восприятию пространственно-временных свойств среды и основам элементарных свойств мышления. Далее в процессе жизни возникают высшие формы познания.) Основы для ввода понятия «обратной связи» как регулятора поведения (саморегуляция). X. Джексон (1835-1911): у человека различным психическим функциям соответствуют различные структуры головного мозга.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |