Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вызревание психологических знаний в недрах смежных дисциплин




Для этого периода характерны два уровня взглядов па понятие «душа»: уровень представлений о душе и уровень учений о душе.

Уровень представлений о душе (именно представлений, так как учений, естественно, еще не было) связан с религиоз­ной верой, когда все удачи и неудачи, смерть, сон и другие явления объяснялись проявлениями души.

Последовательно господствовали взгляды на душу: анимизм (вера в одухотворенность всего того, что есть на земле: камня, реки и др.); гилозоизм (Демокрит: жизнь – всеобщее свойство ма­терии, наблюдаемый мир – целостное образование); панпсихизм (душа принадлежит всему на свете, но она тоже подчиняется естественным законам и в принципе может быть познана).

Знания уровня учения о душе и «рациональной» психо­логии (но без самого термина «психология») с се представле­ниями о вечности и неизменности души связаны с извест­ными в истории науки именами Платона, Аристотеля, Теофраста и др.

Платон (427-347 гг. до н. э.): смертное тело и бессмерт­ная душа – вещи разные. Душа отделяется от тела после смерти человека. Понятие индивидуальной и мировой души.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.): душа неотделима от тела. Три типа души (растительная, животная, человеческая) преемственны, имеют различную степень развития и активности.

Теофраст (372-287 гг. до н. э.): душа проявляется в 30 типах различных характеров.

Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 до н. э.) (и чуть позже Клавдий Галей): мозг – орган мышления и ощущений. Уче­ние о темпераментах. Связь темперамента с телосложением.

Фома Аквипский (1226-1274): самопознание возможно. Первые робкие понятия сознания человека и понятие личности.

Фрэнсис Бэкоп (1561-1626): душа и тело существуют раздельно, но есть душа божественная и душа телесная. Изу­чение души требует эмпирики, а не умозрительных подходов. Роль общества в познании.

Декарт (1596-1650): сознание (вводится впервые!) – критерий для различения души от тела («мыслю, значит, су­ществую»). Душа принадлежит только человеку. Понятие реф­лекса (впервые!): действия организма вызваны внешними воздействиями, которые по нервам перемещают телесные духи и напрягают определенные группы мышц. Психофизический подход к душе и телу: душа приводит тело в движение, а тело поставляет душе чувственные впечатления.

Дж. Локк (1632-1704): понятие «перцепция» (некий це­лостный процесс пассивного, неосознаваемого отражения воз­действий окружающего мира). Существует внешний опыт – для формирования простых идей через чувства и внутренний – для объединения простых идей в сложные. Опыт познается только через самонаблюдение, т. е. опыт фактически тожде­ствен самонаблюдению.

Г. Лейбниц (1646-1716): понятие «апперцепция» (про­цесс активного, осознаваемого отражения воздействий среды, недоступного самонаблюдению). Понятие «ассоциация» (про­цесс соединения простых идей в сложные). Понятие «ассоци­ативная» психология.

X. Вольф (1679-1754): понятие «эмпирическая» психо­логия (сам термин «психология» предложен для всеобщего использования, хотя появление его связывают с более ранни­ми периодами) с ее интроспективными подходами к приоб­ретению опыта.

П. Бугер (1730-1811), Э. Вебер (1795-1878), Г. Фехнер (1801-1887), С. Стивенс (1896-1980): основы психофизики. Законы дифференциальных порогов ощущений. Закон изменения ощущении как функции величины стимулов-воздействий.

И. Гербарт (1776-1841): психология должна использо­вать опыт, метафизику и математику. Понятие -«порог созна­ния» как граница между бессознательным и сознанием. Спо­собности не первичны, это продукт естественного развития психики.

Ч. Дарвин (1809-1882): некоторые формы поведения человека имеют эволюционное происхождение и основаны на естественном отборе. (Кстати, сам Дарвин не был твердым сторонником идеи происхождения человека именно от обезь­яны. Его представления несколько иные: начало жизни поло­жено Богом, а затем последовал долгий процесс эволюционно­го развития. Он утверждал, что современники поняли его теорию неверно. На вопрос о начале цепи развития животного мира ответил: «Оно приковано к Престолу Всевышнего».)

Г. Спенсер (1820-1903): принцип приспособления орга­низмов к среде (ассоциации, сопровождаемые чувством удо­вольствия, закрепляются у человека и наследуются потомка­ми). Понятие объективной и субъективной психологии (пер­вая объясняет все психические явления работой нервно-мы­шечных устройств, вторая ограничивает познание сферы чувств и мышления исключительно субъектом).

Г. Гельмгольц (1821-1894): организм – это физико-хи­мическая среда. Факт конечности скорости распространения нервных процессов. Начало исследованиям феномена «время реакции».

Ф. Гальтон (1822-1911): понятие «дифференциальная» психология (различия в психике людей обусловлены наслед­ственностью, но не социальным опытом). Учение о евгенике: на основе законов наследственности создать породу особо одаренных людей. Метод «близнецов», метод статистической зависимости (корреляции) между свойствами психики. Идея использования тестов для определения индивидуальных раз­личий.

И.М. Сеченов (1829-1905): природа всех актов созна­тельной и бессознательной психики рефлекторна. Рефлекс – не простая пассивная физическая реакция психики на внеш­нее воздействие, а целостный развивающийся акт организма, согласование движения с чувствованием, выполняющим сигнальную роль. (Рецептор выполняет лишь сигнальную функ­цию для работы мышц. Сигналы мышечного чувства «обуча­ют» индивида восприятию пространственно-временных свойств среды и основам элементарных свойств мышления. Далее в процессе жизни возникают высшие формы познания.) Осно­вы для ввода понятия «обратной связи» как регулятора по­ведения (саморегуляция).

X. Джексон (1835-1911): у человека различным психи­ческим функциям соответствуют различные структуры голов­ного мозга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.