КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становление психологии как самостоятельной науки
В этом периоде можно выделить две стадии: формирования парадигм и кризиса психологического знания. Понятие парадигмы введено историком Т. Куном (США) как система научных теорий, концепций, методов, которой придерживаются ученые данной сферы в данный период в своей исследовательской практике. Стадия формирования парадигм (середина XIX в. – первое десятилетие XX в.) породила парадигмы, авторы которых не сходят со страниц психологической литературы до сих пор. В. Вундт (1832-1920): парадигма общенаучного экспериментального метода. Изучение простейших психических процессов должно вестись на основе лабораторного эксперимента путем выделения в сознании отдельных элементов и изучения взаимосвязи между ними. Основной предмет исследования психологии – непосредственный опыт, доступный самонаблюдению. Исследование сложных высших функций (мышление, память, воля, речь, воображение) должно вестись культурно-историческими методами, принятыми в истории, социологии и антропологии. Создание Института экспериментальной психологии в Лейпциге (1879). Первое научное психологическое общество (1889). Э. Титченер (1867-1927): парадигма структурной психологии (изучать методом аналитической интроспекции отдельные подструктуры сознания, но не затрагивать их роль в поведении). Метод аналитической интроспекции (в отличие от обычного самонаблюдения) состоит в специфической способности описывать факты сознания как таковые, игнорируя внешние предметы, представленные этим сознанием (формируется специальной тренировкой). О. Кюльпе (1862-1915): парадигма ретроспективной интроспекции. Интроспекция не должна состоять в синхронной отчетности о действии текущих непосредственных раздражителей. Если ее отделить промежутком времени от переживания, то представится возможность изучить сложные процессы мышления. В. Дильтей (1833-1911), Э. Шпрангер (1866-1940): парадигма понимающей психологии. Психология – наука о духе, а не о природе. Предмет ее изучения не закономерности психической жизни, а субъективно переживаемое понимание этой жизни. Соответственно и ее инструментом должен быть не эксперимент, а «понимание», проникновение в изучаемое явление. 3. Фрейд (1856-1936): парадигма психоанализа. Вместо интроспекции следует использовать анализ свободных ассоциаций, оговорок, толкование пересказов сновидений, особенностей забывания. Интерпретация этих подсознательных явлений ведет к познанию глубинных неосознаваемых явлений психики индивида. А. Адлер (1870-1937): парадигма индивидуальной психологии. Поведение обусловлено целью. Источник активности индивида – в стремлении к превосходству, успеху, совершенству, сотрудничеству с другими. Между сознанием и бессознательным антагонизма нет. Э. Торндайк (1874-1949): парадигма научения. Научение животных и людей подчиняется одним и тем же законам формирования своего поведения методом проб, ошибок и случайного успеха. Дж. Уотсон (1878-1958): поведенческая парадигма. Психологию должны интересовать лишь наблюдаемые и измеряемые реакции организмов на входные воздействия. Вместо интроспекции – объективные экспериментальные методы. К. Левин (1890-1947): парадигма динамической психологии. Поведение находится в состоянии динамического равновесия при условии соответствия потребностей индивида и среды. Потребность не является биологически предопределенной. Любые элементы «жизненного пространства», в которых индивид испытывает потребность, могут приобретать для него мотивационную силу. Стадия кризиса психологического знания (нач. XX в.) – это не общий кризис психологии, а болезнь ее роста как науки. Недуг выразился в появлении огромного числа противоречивых и несовместимых друг с другом парадигм. Жизнь показывает, что попытки «примирить» сторонников различных парадигм тщетны. Более того, процесс рождения новых парадигм не иссяк. Уже в процессе кризисного состояния появились частные психологические теории, многие из которых несовместимы между собой: трансперсональная психология С. Грофа, В. Уилберга и др.; психогенетический подход Ч. Тойча; аналитическая теория К. Юнга (1875-1961); генетическая психология Ж. Пиаже (1896-1980); когнитивная психология Д. Келли (1905-1966), С. Стернберга (1900-1970), Д. Брунера (1898-1973) и др.; культурно-историческая теория Л. С. Выготского (1986-1934); гештальтпсихология В. Келера (1887-1967), К. Коффки (1890-1969), М. Вертгеймера (1889-1943) и др.; необихевиоризм Э. Толмена (1886-1959), А. Макгвайра (1912-1992), Б. Скиннера (1909-1989), Д. Роттера (1920) и др.; гуманистическая психология А. Маслоу (1908-1970), К. Роджерса (1902-1987), Г. Олпорта (1897-1967); неофрейдизм А. Адлера, Э. Фромма (1900-1980) и др.; трансактный анализ Э. Берна (1902-1970); психология установки Д. Н. Узнадзе (1886-1950); различные варианты теории деятельности С. Л. Рубинштейна (1889-1960), А. Н. Леонтьева (1903-1979).
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |