Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление психологии как самостоятельной науки




В этом периоде можно выделить две стадии: формирова­ния парадигм и кризиса психологического знания. Понятие парадигмы введено историком Т. Куном (США) как система научных теорий, концепций, методов, которой придерживаются ученые данной сферы в данный период в своей исследова­тельской практике.

Стадия формирования парадигм (середина XIX в. – первое десятилетие XX в.) породила парадигмы, авторы кото­рых не сходят со страниц психологической литературы до сих пор.

В. Вундт (1832-1920): парадигма общенаучного экспе­риментального метода. Изучение простейших психических процессов должно вестись на основе лабораторного экспери­мента путем выделения в сознании отдельных элементов и изучения взаимосвязи между ними. Основной предмет иссле­дования психологии – непосредственный опыт, доступный самонаблюдению. Исследование сложных высших функций (мышление, память, воля, речь, воображение) должно вестись культурно-историческими методами, принятыми в истории, со­циологии и антропологии. Создание Института экспериментальной психологии в Лейпциге (1879). Первое научное пси­хологическое общество (1889).

Э. Титченер (1867-1927): парадигма структурной пси­хологии (изучать методом аналитической интроспекции от­дельные подструктуры сознания, но не затрагивать их роль в поведении). Метод аналитической интроспекции (в отличие от обычного самонаблюдения) состоит в специфической способности описывать факты сознания как таковые, игнорируя внешние предметы, представленные этим сознанием (форми­руется специальной тренировкой).

О. Кюльпе (1862-1915): парадигма ретроспективной интроспекции. Интроспекция не должна состоять в синхрон­ной отчетности о действии текущих непосредственных раз­дражителей. Если ее отделить промежутком времени от пере­живания, то представится возможность изучить сложные процессы мышления.

В. Дильтей (1833-1911), Э. Шпрангер (1866-1940): па­радигма понимающей психологии. Психология – наука о духе, а не о природе. Предмет ее изучения не закономерности психической жизни, а субъективно переживаемое понимание этой жизни. Соответственно и ее инструментом должен быть не эксперимент, а «понимание», проникновение в изучаемое явление.

3. Фрейд (1856-1936): парадигма психоанализа. Вместо интроспекции следует использовать анализ свободных ассо­циаций, оговорок, толкование пересказов сновидений, особен­ностей забывания. Интерпретация этих подсознательных яв­лений ведет к познанию глубинных неосознаваемых явлений психики индивида.

А. Адлер (1870-1937): парадигма индивидуальной пси­хологии. Поведение обусловлено целью. Источник активности индивида – в стремлении к превосходству, успеху, совершен­ству, сотрудничеству с другими. Между сознанием и бессоз­нательным антагонизма нет.

Э. Торндайк (1874-1949): парадигма научения. Науче­ние животных и людей подчиняется одним и тем же законам формирования своего поведения методом проб, ошибок и слу­чайного успеха.

Дж. Уотсон (1878-1958): поведенческая парадигма. Пси­хологию должны интересовать лишь наблюдаемые и измеряе­мые реакции организмов на входные воздействия. Вместо ин­троспекции – объективные экспериментальные методы.

К. Левин (1890-1947): парадигма динамической психо­логии. Поведение находится в состоянии динамического рав­новесия при условии соответствия потребностей индивида и среды. Потребность не является биологически предопреде­ленной. Любые элементы «жизненного пространства», в кото­рых индивид испытывает потребность, могут приобретать для него мотивационную силу.

Стадия кризиса психологического знания (нач. XX в.) – это не общий кризис психологии, а болезнь ее роста как науки. Недуг выразился в появлении огромного числа противоречивых и несовместимых друг с другом парадигм. Жизнь показывает, что попытки «примирить» сторонников раз­личных парадигм тщетны. Более того, процесс рождения но­вых парадигм не иссяк. Уже в процессе кризисного состояния появились частные психологические теории, многие из кото­рых несовместимы между собой: трансперсональная психология С. Грофа, В. Уилберга и др.; психогенетический подход Ч. Тойча; аналитическая теория К. Юнга (1875-1961); генетическая психология Ж. Пиаже (1896-1980); когнитивная психология Д. Келли (1905-1966), С. Стернберга (1900-1970), Д. Брунера (1898-1973) и др.; культурно-историческая теория Л. С. Выготского (1986-1934); гештальтпсихология В. Келера (1887-1967), К. Коффки (1890-1969), М. Вертгеймера (1889-1943) и др.; необихевиоризм Э. Толмена (1886-1959), А. Макгвайра (1912-1992), Б. Скиннера (1909-1989), Д. Роттера (1920) и др.; гуманистическая психология А. Маслоу (1908-1970), К. Роджерса (1902-1987), Г. Олпорта (1897-1967); неофрейдизм А. Адлера, Э. Фромма (1900-1980) и др.; трансактный анализ Э. Берна (1902-1970); психология установки Д. Н. Узнадзе (1886-1950); различные варианты теории деятельности С. Л. Ру­бинштейна (1889-1960), А. Н. Леонтьева (1903-1979).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.