КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Назначение бизнес-плана
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ Рисунок 1.8 - Организационно-правовые формы предприятий Рисунок 1.7 - Производственная структура предприятия Рисунок 1.6 - Функциональная структура производственного предприятия Рисунок 1.5 - Виды структур управления производственным предприятием Рисунок 1.4 - Внешняя микросреда предприятия Рисунок 1.3 - Внешняя среда предприятия Рисунок 1.2 - Классификация и виды предприятий Рисунок 1.1 - Виды предприятий в зависимости от цели деятельности Предпринимательской деятельности Предприятие как основной субъект Тема 1 Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный в установленном законодательством порядке для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения спроса и получения прибыли. По цели и характеру деятельности можно выделить два вида предприятий: предпринимательские (коммерческие) и непредпринимательские (некоммерческие), существование которых обеспечивается финансированием государства или других предприятий и физических лиц (рис. 1.1).
Однако предприятия можно классифицировать не только так, но и по следующим направлениям: назначение, размер, организационно-экономические и организационно-правовые формы, форма собственности и т. д. (рис. 1.2). Таким образом, современное предприятие является основной предпринимательской структурой, и не зависимо от рыночной структуры, в которой находится данное предприятие, главной его целью остается удовлетворение спроса населения и получение наибольшей прибыли. Предприятие представляет собой открытую систему, поскольку его успешное функционирование возможно только при условии активного взаимодействия внутренней среды с окружающей (внешней) средой. Внешняя среда – это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности (рис. 1.3).
Предприятие не имеет возможности влиять на внешнюю среду и для эффективной деятельности должно приспосабливаться к ней, неустанно следить за ее изменениями, прогнозировать и своевременно реагировать. При этом внешнюю среду подразделяют на следующие виды: – макросреду (среду косвенного воздействия), влияющую на предприятие и его микросреду, и включающую природные, демографические, научно-технические, экономические, экологические, политические и международные факторы; – микросреду – среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные компании и другие контактные аудитории (рис. 1.4). Внутренняя среда предприятия включает в себя следующие элементы: организационная структура, процесс производства и реализации продукции, товаров или услуг, маркетинг, финансовые, материальные и трудовые ресурсы и т. д.. Анализ внутренней среды позволяет получить информацию, необходимую руководству, чтобы определить внутренние возможности (потенциал), на которые предприятие может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей, а также позволяет лучше уяснить цели и задачи предприятия. Для упрощения проведения анализа внутренней среды предприятие следует представить в виде структуры, которая является его внутренним строением, характеризующим состав подразделений и систему связи, подчиненность и взаимодействия между ними.
Различают понятия производственной, функциональной и общей структур управления (рис. 1.5).
Упорядоченная совокупность функций и их взаимосвязь для выполнения целей фирмы составляют функциональную структуру предприятия. Укрупненная функциональная структура производственного предприятия представлена на рис. 1.6. Функциональная структура предприятия зависит от особенностей производственного процесса и совершенно не зависит от размеров предприятия. В малых предприятиях функции могут объединяться (и в предельном случае могут быть возложены на одного или нескольких человек), а в крупных – дифференцируются. На основе функциональной структуры строится производственная структура предприятия, т. е. конкретный состав цехов, подразделений и служб предприятия в зависимости от типа производства и выбранной организации производства (по технологическому или предметно-замкнутому принципу) и размеров предприятия. Совокупность производственных подразделений (цехов, участков, обслуживающих хозяйств и служб) прямо или косвенно участвующих в производственном процессе, их количество и состав определяют производственную структуру предприятия (рис. 1.7). В зависимости от того, какое подразделение является основной структурной производственной единицей предприятия, различают цеховую, безцеховую, корпусную и комбинатскую производственную структуру.
К факторам, которые влияют на производственную структуру предприятия, относят характер продукции и технологии ее изготовления, масштаб производства, степень специализации и его кооперирования с другими предприятиями, а также степень специализации производства внутри предприятия. Основные организационно-правовые формы предприятий представлены на рис. 1.8. 1. Предприятие. Основные принципы его деятельности. 2. Цели коммерческих и некоммерческих предприятий. 3. Законодательные и нормативные документы, которыми регулируется деятельность предприятий в России. 4. Типы предприятий по назначению, форме собственности, масштабам деятельности и принадлежности капитала. Какие еще виды предприятий существуют? 5. Какие предприятия, в соответствии с российским законодательством, могут быть отнесены к малым? 6. Различия между головным, дочерним предприятиями и филиалом. 7. Основные отличительные характеристики различных организационно-экономических форм предприятия 8. Отличия в поведении предприятия в различных типах конкурентных структур. 9. Факторы внешней макро- и микро среды, влияющие на деятельность предприятия. 10. Что в себя включает внутренняя среда предприятия? 11. Структура управления производственным предприятием, ее виды. 12. Организационно-правовые формы некоммерческих предприятий. 13. Организационно-правовые формы коммерческих предприятий. 14. Основные отличительные черты различных организационно-правовых форм коммерческих предприятий (порядок регистрации, учредители, учредительные документы, уставный фонд, управление, права, обязанности и распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, порядок ликвидации и т. д.). 15. Организационно-правовые формы, которые получили наибольшее распространение в современных российских условиях.
Состав бизнес-плана и степень его детализации зависит от размеров создаваемого предприятия и сферы деятельности, к которой оно относится. Степень детализации бизнес-плана зависит от характера создаваемого предприятия (сферы услуг или производство), вида товара (для производственного предприятия), размеров предполагаемого рынка (рынков) сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия. Бизнес-план нужен не только предпринимателю, но и будущим инвесторам и сотрудникам предприятия, желающим понять политику и стратегию фирмы. Ценность бизнес-плана определяется тем, что он: - дает возможность определить жизнеспособность будущего предприятия в условиях конкуренции; - определяет ориентиры деятельности в период становления предприятия; - служит важным инструментом финансовой поддержки от внешних инвесторов. Будущих инвесторов интересует вполне конкретная информация бизнес-плана. Это прежде всего доходы и расходы, денежная наличность и др. Бизнес-план позволяет выявить трудности на пути к успеху и определить способы их преодоления. Процесс разработки бизнес-плана заставляет критически оценивать собственные силы, более трезво оценить возможности, а также саму идею, т.к. при составлении бизнес-плана приходится невольно «прокручивать» различные сценарии поведения в будущем. Информация. Перед составлением бизнес-плана необходимо собрать информацию: - об объеме потенциального спроса, фирмах конкурентах, торговой наценке, рыночных трендах и т.п.; - производственных и финансовых потребностях компании; Кроме того, необходимо четко определить цели и задачи компании, которые должны считать основой для составления плана по маркетингу и финансовому плану. Цели не должны быть слишком общими, иначе их трудно проконтролировать. Производственные потребности анализируются на базе следующей информации: - состав производственных операций, возможность привлечения субподрядчиков и кто ими может быть; - потребляемое сырье и материалы, фирмы поставщики, их адрес и ориентированные цены; - оборудование, необходимое для производства, где можно купить или взять на прокат и его стоимости; - трудовые ресурсы: перечень специальностей с указанием числа работников каждой специальности, их зарплаты и возможностей подготовки таких специалистов; - помещения: потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки и др.; - накладные расходы: имеются в виду расходы на покупку инструментов, канцелярских товаров, на оплату счетов за электричество, водопровод и тд. Большая часть этой информации должна быть отражена в бизнес-плане. Финансовое обеспечение - прежде чем браться за составление бизнес-плана необходимо всесторонне оценить финансовые аспекты деятельности. Финансовая проработка плана позволяет судить о рентабельности проекта, о том сколько денег нужно вложить в предприятие чтобы поставить его на ноги и покрыть текущие расходы начального этапа, а также где и как можно получить необходимые средства. Существуют три способа финансовой оценки жизнеспособности нового предприятия: 1. Прогноз доходов и расходов на первые три года. 2. Прогноз денежной наличности за этот же период. 3. Балансовый отчет предприятия на текущий момент и прогноз состояния активов и пассивов предприятия на год вперед (балансовый план). Прогноз доходов и расходов предприятия по месяцам на первый год его существования и годовые оценки последующих лет строятся на основе данных об ожидаемом объеме спроса. Необходимо также предусмотреть каждую статью расхода. Прогноз денежной наличности должен показать способность нового предприятия своевременно оплачивать свои счета. В нем должна быть указана оценка начальной денежной наличности, ожидаемые поступления и платежи с указанием объемов и сроков по месяцам первого года и последующим годам. Балансовый отчет характеризует финансовую ситуацию предприятия на конкретный момент, отражает состояние активов (то чем предприятие владеет) и вложенных средств (пассив).
Примерная структура бизнес-плана.
I. Титульный лист, включающий: а. Название и адрес фирмы. б. Имена и адреса учредителей. в. Суть предлагаемого проекта. г. Стоимость проекта. д. Ссылка на секретность. II. Вводная часть: основные положения предлагаемого проекта. III. Анализ положения дел в отрасли. а. Текущая ситуация и тенденции ее развития. б. Потенциальные конкуренты. в. Потенциальные потребители. IV.Существо предлагаемого проекта. а. Продукты. б. Услуги. в. Помещение по офис. г. Административный и производственный персонал. д. Сведения о самом предпринимателе и его партнерах. V. Производственный план. а. Описание производственного процесса. Какие операции поручить субподрядчикам. б. Производственное помещение. в. Станки и оборудование. г. Поставщики сырья. VI. План маркетинга. а. Цены. б. Каналы сбыта. в. Реклама. г. Прогноз новой продукции. д. Целевые показатели. VII. Организационный план. а. Форма собственности. б. Сведения о партнерах или основных пайщиках. в. Мера ответственности партнеров (пайщиков). г. Сведения о членах руководящего состава. д. Организационная структура, распределение обязанностей. VIII.Оценка риска. а. В чем заключается слабые стороны предприятия. б. Вероятность появления новых технологий. в. Альтернативные стратегии. IX. Финансовый план. а. План доходов и расходов. б. План денежных поступлений и платежей. в. Балансовый план. г. Точка самоокупаемости. д. Источники и использование средств. X. Положения (копии документов, прейскуранты, лицензии и т.п.).
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |