Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Назначение бизнес-плана




ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Рисунок 1.8 - Организационно-правовые формы предприятий

Рисунок 1.7 - Производственная структура предприятия

Рисунок 1.6 - Функциональная структура производственного предприятия

Рисунок 1.5 - Виды структур управления производственным предприятием

Рисунок 1.4 - Внешняя микросреда предприятия

Рисунок 1.3 - Внешняя среда предприятия

Рисунок 1.2 - Классификация и виды предприятий

Рисунок 1.1 - Виды предприятий в зависимости от цели деятельности

Предпринимательской деятельности

Предприятие как основной субъект

Тема 1

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный в установленном законодательством порядке для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения спроса и получения прибыли.

По цели и характеру деятельности можно выделить два вида предприятий: предпринимательские (коммерческие) и непредпринимательские (некоммерческие), существование которых обеспечивается финансированием государства или других предприятий и физических лиц (рис. 1.1).

 

 
 

 


Однако предприятия можно классифицировать не только так, но и по следующим направлениям: назначение, размер, организационно-экономические и организационно-правовые формы, форма собственности и т. д. (рис. 1.2).

Таким образом, современное предприятие является основной предпринимательской структурой, и не зависимо от рыночной структуры, в которой находится данное предприятие, главной его целью остается удовлетворение спроса населения и получение наибольшей прибыли.

Предприятие представляет собой открытую систему, поскольку его успешное функционирование возможно только при условии активного взаимодействия внутренней среды с окружающей (внешней) средой.

Внешняя среда – это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности (рис. 1.3).

 


 

 

 

 


 

Предприятие не имеет возможности влиять на внешнюю среду и для эффективной деятельности должно приспосабливаться к ней, неустанно следить за ее изменениями, прогнозировать и своевременно реагировать. При этом внешнюю среду подразделяют на следующие виды:

макросреду (среду косвенного воздействия), влияющую на предприятие и его микросреду, и включающую природные, демографические, научно-технические, экономические, экологические, политические и международные факторы;

микросреду – среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные компании и другие контактные аудитории (рис. 1.4).

Внутренняя среда предприятия включает в себя следующие элементы: организационная структура, процесс производства и реализации продукции, товаров или услуг, маркетинг, финансовые, материальные и трудовые ресурсы и т. д.. Анализ внутренней среды позволяет получить информацию, необходимую руководству, чтобы определить внутренние возможности (потенциал), на которые предприятие может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей, а также позволяет лучше уяснить цели и задачи предприятия.

Для упрощения проведения анализа внутренней среды предприятие следует представить в виде структуры, которая является его внутренним строением, характеризующим состав подразделений и систему связи, подчиненность и взаимодействия между ними.

 

 

 


 

Различают понятия производственной, функциональной и общей структур управления (рис. 1.5).

 

Упорядоченная совокупность функций и их взаимосвязь для выполнения целей фирмы составляют функциональную структуру предприятия. Укрупненная функциональная структура производственного предприятия представлена на рис. 1.6.

Функциональная структура предприятия зависит от особенностей производственного процесса и совершенно не зависит от размеров предприятия. В малых предприятиях функции могут объединяться (и в предельном случае могут быть возложены на одного или нескольких человек), а в крупных – дифференцируются.

На основе функциональной структуры строится производственная структура предприятия, т. е. конкретный состав цехов, подразделений и служб предприятия в зависимости от типа производства и выбранной организации производства (по технологическому или предметно-замкнутому принципу) и размеров предприятия.

Совокупность производственных подразделений (цехов, участков, обслуживающих хозяйств и служб) прямо или косвенно участвующих в производственном процессе, их количество и состав определяют производственную структуру предприятия (рис. 1.7). В зависимости от того, какое подразделение является основной структурной производственной единицей предприятия, различают цеховую, безцеховую, корпусную и комбинатскую производственную структуру.

 

 

 

 


 

К факторам, которые влияют на производственную структуру предприятия, относят характер продукции и технологии ее изготовления, масштаб производства, степень специализации и его кооперирования с другими предприятиями, а также степень специализации производства внутри предприятия.

Основные организационно-правовые формы предприятий представлены на рис. 1.8.

1. Предприятие. Основные принципы его деятельности.

2. Цели коммерческих и некоммерческих предприятий.

3. Законодательные и нормативные документы, которыми регулируется деятельность предприятий в России.

4. Типы предприятий по назначению, форме собственности, масштабам деятельности и принадлежности капитала. Какие еще виды предприятий существуют?

5. Какие предприятия, в соответствии с российским законодательством, могут быть отнесены к малым?

6. Различия между головным, дочерним предприятиями и филиалом.

7. Основные отличительные характеристики различных организационно-экономических форм предприятия

8. Отличия в поведении предприятия в различных типах конкурентных структур.

9. Факторы внешней макро- и микро среды, влияющие на деятельность предприятия.

10. Что в себя включает внутренняя среда предприятия?

11. Структура управления производственным предприятием, ее виды.

12. Организационно-правовые формы некоммерческих предприятий.

13. Организационно-правовые формы коммерческих предприятий.

14. Основные отличительные черты различных организационно-правовых форм коммерческих предприятий (порядок регистрации, учредители, учредительные документы, уставный фонд, управление, права, обязанности и распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, порядок ликвидации и т. д.).

15. Организационно-правовые формы, которые получили наибольшее распространение в современных российских условиях.

 

 

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависит от размеров создаваемого предприятия и сферы деятельности, к которой оно относится.

Степень детализации бизнес-плана зависит от характера создаваемого предприятия (сферы услуг или производство), вида товара (для производственного предприятия), размеров предполагаемого рынка (рынков) сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия.

Бизнес-план нужен не только предпринимателю, но и будущим инвесторам и сотрудникам предприятия, желающим понять политику и стратегию фирмы.

Ценность бизнес-плана определяется тем, что он:

- дает возможность определить жизнеспособность будущего предприятия в условиях конкуренции;

- определяет ориентиры деятельности в период становления предприятия;

- служит важным инструментом финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Будущих инвесторов интересует вполне конкретная информация бизнес-плана. Это прежде всего доходы и расходы, денежная наличность и др. Бизнес-план позволяет выявить трудности на пути к успеху и определить способы их преодоления.

Процесс разработки бизнес-плана заставляет критически оценивать собственные силы, более трезво оценить возможности, а также саму идею, т.к. при составлении бизнес-плана приходится невольно «прокручивать» различные сценарии поведения в будущем.

Информация. Перед составлением бизнес-плана необходимо собрать информацию:

- об объеме потенциального спроса, фирмах конкурентах, торговой наценке, рыночных трендах и т.п.;

- производственных и финансовых потребностях компании;

Кроме того, необходимо четко определить цели и задачи компании, которые должны считать основой для составления плана по маркетингу и финансовому плану.

Цели не должны быть слишком общими, иначе их трудно проконтролировать.

Производственные потребности анализируются на базе следующей информации:

- состав производственных операций, возможность привлечения субподрядчиков и кто ими может быть;

- потребляемое сырье и материалы, фирмы поставщики, их адрес и ориентированные цены;

- оборудование, необходимое для производства, где можно купить или взять на прокат и его стоимости;

- трудовые ресурсы: перечень специальностей с указанием числа работников каждой специальности, их зарплаты и возможностей подготовки таких специалистов;

- помещения: потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки и др.;

- накладные расходы: имеются в виду расходы на покупку инструментов, канцелярских товаров, на оплату счетов за электричество, водопровод и тд.

Большая часть этой информации должна быть отражена в бизнес-плане.

Финансовое обеспечение - прежде чем браться за составление бизнес-плана необходимо всесторонне оценить финансовые аспекты деятельности. Финансовая проработка плана позволяет судить о рентабельности проекта, о том сколько денег нужно вложить в предприятие чтобы поставить его на ноги и покрыть текущие расходы начального этапа, а также где и как можно получить необходимые средства.

Существуют три способа финансовой оценки жизнеспособности нового предприятия:

1. Прогноз доходов и расходов на первые три года.

2. Прогноз денежной наличности за этот же период.

3. Балансовый отчет предприятия на текущий момент и прогноз состояния активов и пассивов предприятия на год вперед (балансовый план).

Прогноз доходов и расходов предприятия по месяцам на первый год его существования и годовые оценки последующих лет строятся на основе данных об ожидаемом объеме спроса. Необходимо также предусмотреть каждую статью расхода.

Прогноз денежной наличности должен показать способность нового предприятия своевременно оплачивать свои счета. В нем должна быть указана оценка начальной денежной наличности, ожидаемые поступления и платежи с указанием объемов и сроков по месяцам первого года и последующим годам.

Балансовый отчет характеризует финансовую ситуацию предприятия на конкретный момент, отражает состояние активов (то чем предприятие владеет) и вложенных средств (пассив).

 

Примерная структура бизнес-плана.

 

I. Титульный лист, включающий:

а. Название и адрес фирмы.

б. Имена и адреса учредителей.

в. Суть предлагаемого проекта.

г. Стоимость проекта.

д. Ссылка на секретность.

II. Вводная часть: основные положения предлагаемого проекта.

III. Анализ положения дел в отрасли.

а. Текущая ситуация и тенденции ее развития.

б. Потенциальные конкуренты.

в. Потенциальные потребители.

IV.Существо предлагаемого проекта.

а. Продукты.

б. Услуги.

в. Помещение по офис.

г. Административный и производственный персонал.

д. Сведения о самом предпринимателе и его партнерах.

V. Производственный план.

а. Описание производственного процесса. Какие операции поручить субподрядчикам.

б. Производственное помещение.

в. Станки и оборудование.

г. Поставщики сырья.

VI. План маркетинга.

а. Цены.

б. Каналы сбыта.

в. Реклама.

г. Прогноз новой продукции.

д. Целевые показатели.

VII. Организационный план.

а. Форма собственности.

б. Сведения о партнерах или основных пайщиках.

в. Мера ответственности партнеров (пайщиков).

г. Сведения о членах руководящего состава.

д. Организационная структура, распределение обязанностей.

VIII.Оценка риска.

а. В чем заключается слабые стороны предприятия.

б. Вероятность появления новых технологий.

в. Альтернативные стратегии.

IX. Финансовый план.

а. План доходов и расходов.

б. План денежных поступлений и платежей.

в. Балансовый план.

г. Точка самоокупаемости.

д. Источники и использование средств.

X. Положения (копии документов, прейскуранты, лицензии и т.п.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.