Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и развитие педагогики




Альвина Яковлевна Кузнецова

Профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии НГПУ

РАЗДЕЛ III. ЛЕКЦИИ

В интернете: Перечень публикаций на странице: Кузнецова Альвина Яковлевна. Ученые России.

Персональный сайт А.Я.Кузнецовой phileducation.narod.ru

Лекция №1. Предмет и задачи педагогики (что изучает педагогика)

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая существование о ее существовании. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания. Первичные обобщения, эмпирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считаться теорией, они лишь историки, предпосылки последней.

Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей- потребности жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилось потребность в общении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных для подготовки молодежи к жизни.

Уже в наиболее развитых государствах древнего мира- Китае, Индии, Египте, Греции- были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировать тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит(460-370гг. до н.э.) создал обобщение труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: «Природа и воспитание подобны. А именно, воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу», «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы», «Ученые вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда». Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ(469-399гг. до н.э.), его ученик Платон (427-347гг. до н.э.), Аристотель (384-322гг.до н.э.), в трудах которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанны с воспитанием человека, формированием его личности. Доказав свою объективность и научную состоятельность на протяжение веков, эти положения выступает в качестве аксиоматических начал педагогической науки. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа и педагога Марк Квинтилиана (35-96гг.). Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочетаниями Цицерона его изучала во всех риторических школах.

Основные категории педагогики

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Наша наука широко оперирует также общенаучными критериями, такими, как развитие и формирование.

Воспитание- это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие воспитание употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органической частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание- это общая и вечная категория.

В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающие весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание-это процессии результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных задач.

Следующая основная категория педагогики –это обучение. Это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленной на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными ценностями. Знание - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной деятельности. Умения - готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта. Навыки- компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнение необходимых действий, доверенных до совершенства путем многократного упражнения.

- результат обучения. В буквальном смысле оно означает Образование формирование образов, законченных представление об изучаемых предметах. Образование –это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Общие образование дает знание основных навыков о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности.

Педагогика широко использует междунаучные понятия «формирование», «развитие». Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов- экологических, социальных, экономических, идеологических. Воспитание - один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижения уровня зрелости, устойчивости.

 

Система педагогических наук.

Педагогика - обширная наука. Изучаемый ею предмет несколько сложен, что отдельная, даже очень широкая, наука не в состоянии охватить его сущность, все связи и опосредования. Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась км настоящему времени в разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее назвать системой наук о воспитании.

Фундамент педагогики - философия, и в частности та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания, получившая название философия воспитания. Философия воспитания - это область знаний, которая использует в воспитательной практике идей различных философских систем.

Общая педагогика - базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие закономерности воспитания человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.