Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и развитие педагогики





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Альвина Яковлевна Кузнецова

Профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии НГПУ

РАЗДЕЛ III. ЛЕКЦИИ

В интернете: Перечень публикаций на странице: Кузнецова Альвина Яковлевна. Ученые России.

Персональный сайт А.Я.Кузнецовой phileducation.narod.ru

Лекция №1. Предмет и задачи педагогики (что изучает педагогика)

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая существование о ее существовании. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания. Первичные обобщения, эмпирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считаться теорией, они лишь историки, предпосылки последней.

Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей- потребности жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилось потребность в общении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных для подготовки молодежи к жизни.

Уже в наиболее развитых государствах древнего мира- Китае, Индии, Египте, Греции- были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировать тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит( 460-370гг. до н.э.) создал обобщение труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: «Природа и воспитание подобны. А именно, воспитание перестраивает человека и , преобразуя, создает природу», « Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы», «Ученые вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда». Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ(469-399гг. до н.э.), его ученик Платон (427-347гг. до н.э.), Аристотель (384-322гг.до н.э.), в трудах которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанны с воспитанием человека, формированием его личности. Доказав свою объективность и научную состоятельность на протяжение веков , эти положения выступает в качестве аксиоматических начал педагогической науки. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа и педагога Марк Квинтилиана ( 35-96гг.). Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочетаниями Цицерона его изучала во всех риторических школах.



Основные категории педагогики

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Наша наука широко оперирует также общенаучными критериями, такими, как развитие и формирование.

Воспитание- это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие воспитание употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органической частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание- это общая и вечная категория.

В широком педагогическом смысле воспитание– это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающие весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание-это процессии результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных задач.

Следующая основная категория педагогики –это обучение. Это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленной на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными ценностями. Знание - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной деятельности. Умения - готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта. Навыки-компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнение необходимых действий, доверенных до совершенства путем многократного упражнения.

-результат обучения. В буквальном смысле оно означает Образование формирование образов, законченных представление об изучаемых предметах. Образование –это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Общие образование дает знание основных навыков о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности.

Педагогика широко использует междунаучные понятия «формирование», «развитие». Формирование-процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов- экологических, социальных, экономических, идеологических. Воспитание- один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижения уровня зрелости, устойчивости.

 

Система педагогических наук.



Педагогика - обширная наука. Изучаемый ею предмет несколько сложен, что отдельная, даже очень широкая, наука не в состоянии охватить его сущность, все связи и опосредования. Педагогика , пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась км настоящему времени в разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее назвать системой наук о воспитании.

Фундамент педагогики - философия, и в частности та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания, получившая название философия воспитания. Философия воспитания - это область знаний, которая использует в воспитательной практике идей различных философских систем.

Общая педагогика - базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие закономерности воспитания человека.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.