Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовые трудности предприятий, ограничивающие возможности выполнения природоохранных мероприятий;




Разрушение хозяйственных связей, нарушение проектных технологических режимов, усиление аварийности производств;

Экологические проблемы в России

Современные масштабы экологических нарушений, а также необходимость компенсации потерь от крупных аварий и сти­хийных бедствий создают реальную угрозу переключения вы­свобождаемых финансовых и материальных ресурсов с решения стратегических задач формирования новой структуры экономи­ки на поддержание ее нынешнего потенциала. По самым ми­нимальным оценкам, дополнительные затраты в народном хо­зяйстве, связанные с загрязнением окружающей среды и деградацией возобновляемых природных ресурсов в России, состав­ляют сотни миллиардов рублей в год.

Развитие рыночных отношений и конкуренции должно привести к значительному повышению технического и техно­логического уровня производства, стимулированию ресурсо- и энергосбережения, структурной перестройке экономики, что в конечном итоге позволит уменьшить загрязнение окружающей природной среды. Этот вывод подтверждает опыт развития стран с рыночной экономикой за последние 20 лет.

В переход­ный период возникает серьезная опасность ухудшения экологической ситуации в связи с наличием следующих факторов:

3. недостаточные бюджетные ассигнования отраслям, от­ветственным за воспроизводство и охрану природных ресурсов (лесное хозяйство, водное хозяйство, геологоразведка, приро­доохранные органы);

4. отсутствие законодательно закрепленных разграничений полномочий и ответственности органов власти и управления по вертикали и горизонтали (несогласованность решений, прини­маемых в области использования ресурсов и обеспечения эко­логической безопасности, ведет к безответственным действиям в распоряжении природными ресурсами и их фактическому расхищению).

Экологическая ситуация может быть стабилизирована и улучшена только путем изменения ориентации социально-экономического развития, формирования новых ценностных и нравственных установок, пересмотра структуры потребностей, целей, приоритетов и способов деятельности человека. А для этого нужно разработать комплекс радикальных политических, законодательных, социально-экономических, технологических и иных мер. Однако очень важно, чтобы в переходный период соблюдался принцип разумных компромиссов при разрешении конфликтов, возникающих между необходимостью соблюдения экологических регламентации и ограничений, с одной стороны, и экономической мотивацией хозяйственной деятельности, с другой.

Способность предприятий выполнить установленные эко­логические требования к производственной деятельности, возместить экономический ущерб, наносимый окружающей при­родной среде и здоровью населения в результате загрязнения, должны играть решающую роль при определении перспектив их функционирования в условиях рыночной экономики. Территориальным органам управления совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами следует в кратчайшие сроки сформировать перечни наиболее опасных в экологическом от­ношении предприятий и подготовить программы их перепро­филирования и реконструкции.

Важную роль при этом играет эффективное использование технической и финансовой помощи международных организаций, иностранных инвестиций. В связи с особой остротой экологиче­ских проблем в России подавляющее большинство инвестици­онных проектов должно иметь явно выраженную экологиче­скую направленность, способствовать улучшению состояния окружающей среды и в обязательном порядке проходить при­нятую международными организациями процедуру их экологи­ческой оценки.

Первоочередной задачей является повышение эффективности государственного контроля за соблюдением существующих рег­ламентов природопользования с применением экономических и административных санкций для предотвращения аварий и ка­тастроф, пресечения экологических правонарушений и престу­плений. С этой целью необходимо: установить четкую систему экологических ограничений и регламентации режимов приро­допользования по территориям и экосистемам; ввести лицен­зирование природопользования; объединить под общим мето­дическим и организационным руководством действующие на государственных и ведомственных территориях системы на­блюдения и контроля за состоянием природных ресурсов и объектов окружающей среды; создать сеть стационарных и пе­редвижных технических средств контроля за источниками за­грязнения природной среды, в том числе с использованием дистанционных и экспресс-методов.

Необходимо усовершенствование механизма установ­ления и взимания платы за загрязнение природной среды на основе следующих принципиальных положений:

· использование повышенных нормативов платы за пре­вышение установленных лимитов выбросов и сбросов вредных веществ, размещения отходов;

· предоставление права территориальным органам управ­ления устанавливать предприятиям плату за загрязнение с уче­том качественного состава выбросов и сбросов, остроты эко­логической ситуации в конкретных регионах;

· индексация уровня платы с учетом инфляции;

· предоставление предприятиям льгот при реализации природоохранных мероприятий за счет собственных средств.

При переходе к фазе реконструкции промышленности и других отраслей народного хозяйства будет усиливаться роль экономического стимулирования природоохранной деятельно­сти.

Основное содержание срочных мер по формированию эффек­тивного механизма природопользования сводится к следующему:

· S социально-экономическая оценка природных ресурсов как части национального богатства России;

· S формирование федерального и территориальных кадаст­ров природных ресурсов как основы для принятия хозяйственных решений по развитию и размещению производительных сил;

· S совершенствование системы платности природопользо­вания, включая введение платы за право пользования природ­ными ресурсами, охрану и воспроизводство природных ресур­сов, а также штрафных платежей за сверхлимитное и нерацио­нальное использование природных ресурсов;

· S развитие арендных и концессионных форм пользования природными ресурсами и объектами;

· S формирование рынка природных ресурсов;

· S перевод отраслей и организаций, осуществляющих охра­ну и воспроизводство природных ресурсов, на самофинансиро­вание путем создания внебюджетных федеральных и регио­нальных фондов по охране и восстановлению отдельных видов природных ресурсов.

Правительство России осуществляет меры по поддержанию минимально необходимого уровня экологической безопасности и масштабов прямой природоохранной деятельности, компен­сационных мероприятий, а также по сохранению существую­щего технического и организационно-хозяйственного потен­циала в данной сфере. Неотложность реализации этих мер оп­ределяется в первую очередь сложной экологической обстанов­кой во многих регионах страны и, кроме того, необходимостью выполнения обязательств, вытекающих из международных до­говоров и конвенций по сохранению биологического разнообразия, предотвращению глобального изменения климата и ис­чезновения озонового слоя Земли, охране уникальных природ­ных зон, включая Арктику, по снижению трансграничного за­грязнения воздуха, охране морей от загрязнения и т.д.

Для обеспечения экологической безопасности существую­щих производств, технологий, а также сооружений, материалов и веществ маркетинговая деятельность развивается по следую­щим направлениям:

S экономико-математическое ранжирование перечислен­ных элементов по степени технической и экологической опас­ности на основе теории риска;

J разработка и внедрение автоматизированных систем кон­троля наиболее опасных коммерческо-хозяйственных видов деятельности, производств, сооружений;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.