КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансовые трудности предприятий, ограничивающие возможности выполнения природоохранных мероприятий;
Разрушение хозяйственных связей, нарушение проектных технологических режимов, усиление аварийности производств; Экологические проблемы в России Современные масштабы экологических нарушений, а также необходимость компенсации потерь от крупных аварий и стихийных бедствий создают реальную угрозу переключения высвобождаемых финансовых и материальных ресурсов с решения стратегических задач формирования новой структуры экономики на поддержание ее нынешнего потенциала. По самым минимальным оценкам, дополнительные затраты в народном хозяйстве, связанные с загрязнением окружающей среды и деградацией возобновляемых природных ресурсов в России, составляют сотни миллиардов рублей в год. Развитие рыночных отношений и конкуренции должно привести к значительному повышению технического и технологического уровня производства, стимулированию ресурсо- и энергосбережения, структурной перестройке экономики, что в конечном итоге позволит уменьшить загрязнение окружающей природной среды. Этот вывод подтверждает опыт развития стран с рыночной экономикой за последние 20 лет. В переходный период возникает серьезная опасность ухудшения экологической ситуации в связи с наличием следующих факторов: 3. недостаточные бюджетные ассигнования отраслям, ответственным за воспроизводство и охрану природных ресурсов (лесное хозяйство, водное хозяйство, геологоразведка, природоохранные органы); 4. отсутствие законодательно закрепленных разграничений полномочий и ответственности органов власти и управления по вертикали и горизонтали (несогласованность решений, принимаемых в области использования ресурсов и обеспечения экологической безопасности, ведет к безответственным действиям в распоряжении природными ресурсами и их фактическому расхищению). Экологическая ситуация может быть стабилизирована и улучшена только путем изменения ориентации социально-экономического развития, формирования новых ценностных и нравственных установок, пересмотра структуры потребностей, целей, приоритетов и способов деятельности человека. А для этого нужно разработать комплекс радикальных политических, законодательных, социально-экономических, технологических и иных мер. Однако очень важно, чтобы в переходный период соблюдался принцип разумных компромиссов при разрешении конфликтов, возникающих между необходимостью соблюдения экологических регламентации и ограничений, с одной стороны, и экономической мотивацией хозяйственной деятельности, с другой. Способность предприятий выполнить установленные экологические требования к производственной деятельности, возместить экономический ущерб, наносимый окружающей природной среде и здоровью населения в результате загрязнения, должны играть решающую роль при определении перспектив их функционирования в условиях рыночной экономики. Территориальным органам управления совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами следует в кратчайшие сроки сформировать перечни наиболее опасных в экологическом отношении предприятий и подготовить программы их перепрофилирования и реконструкции. Важную роль при этом играет эффективное использование технической и финансовой помощи международных организаций, иностранных инвестиций. В связи с особой остротой экологических проблем в России подавляющее большинство инвестиционных проектов должно иметь явно выраженную экологическую направленность, способствовать улучшению состояния окружающей среды и в обязательном порядке проходить принятую международными организациями процедуру их экологической оценки. Первоочередной задачей является повышение эффективности государственного контроля за соблюдением существующих регламентов природопользования с применением экономических и административных санкций для предотвращения аварий и катастроф, пресечения экологических правонарушений и преступлений. С этой целью необходимо: установить четкую систему экологических ограничений и регламентации режимов природопользования по территориям и экосистемам; ввести лицензирование природопользования; объединить под общим методическим и организационным руководством действующие на государственных и ведомственных территориях системы наблюдения и контроля за состоянием природных ресурсов и объектов окружающей среды; создать сеть стационарных и передвижных технических средств контроля за источниками загрязнения природной среды, в том числе с использованием дистанционных и экспресс-методов. Необходимо усовершенствование механизма установления и взимания платы за загрязнение природной среды на основе следующих принципиальных положений: · использование повышенных нормативов платы за превышение установленных лимитов выбросов и сбросов вредных веществ, размещения отходов; · предоставление права территориальным органам управления устанавливать предприятиям плату за загрязнение с учетом качественного состава выбросов и сбросов, остроты экологической ситуации в конкретных регионах; · индексация уровня платы с учетом инфляции; · предоставление предприятиям льгот при реализации природоохранных мероприятий за счет собственных средств. При переходе к фазе реконструкции промышленности и других отраслей народного хозяйства будет усиливаться роль экономического стимулирования природоохранной деятельности. Основное содержание срочных мер по формированию эффективного механизма природопользования сводится к следующему: · S социально-экономическая оценка природных ресурсов как части национального богатства России; · S формирование федерального и территориальных кадастров природных ресурсов как основы для принятия хозяйственных решений по развитию и размещению производительных сил; · S совершенствование системы платности природопользования, включая введение платы за право пользования природными ресурсами, охрану и воспроизводство природных ресурсов, а также штрафных платежей за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; · S развитие арендных и концессионных форм пользования природными ресурсами и объектами; · S формирование рынка природных ресурсов; · S перевод отраслей и организаций, осуществляющих охрану и воспроизводство природных ресурсов, на самофинансирование путем создания внебюджетных федеральных и региональных фондов по охране и восстановлению отдельных видов природных ресурсов. Правительство России осуществляет меры по поддержанию минимально необходимого уровня экологической безопасности и масштабов прямой природоохранной деятельности, компенсационных мероприятий, а также по сохранению существующего технического и организационно-хозяйственного потенциала в данной сфере. Неотложность реализации этих мер определяется в первую очередь сложной экологической обстановкой во многих регионах страны и, кроме того, необходимостью выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров и конвенций по сохранению биологического разнообразия, предотвращению глобального изменения климата и исчезновения озонового слоя Земли, охране уникальных природных зон, включая Арктику, по снижению трансграничного загрязнения воздуха, охране морей от загрязнения и т.д. Для обеспечения экологической безопасности существующих производств, технологий, а также сооружений, материалов и веществ маркетинговая деятельность развивается по следующим направлениям: S экономико-математическое ранжирование перечисленных элементов по степени технической и экологической опасности на основе теории риска; J разработка и внедрение автоматизированных систем контроля наиболее опасных коммерческо-хозяйственных видов деятельности, производств, сооружений;
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |