Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные маркетинговые подходы в области экологии




 

Маркетинговые критерии для решения экологических про­блем могут быть представлены в виде комплексной системы:

· коммерческо-хозяйственный механизм;

· общественно-правовой механизм;

· маркетингово-управленческий механизм;

· нормативно-технические условия при разработке товара
на уровне НИОКР;

· информационное обеспечение как составной элемент
«маркетинг-микс»;

· структурная перестройка «маркетинговой цепочки», вклю­
чающей производство, товародвижение и потребление;

· экологическая экспертиза (государственная, научная, об­
щественная, коммерческая).

Важно при этом использовать рыночные методы, которые в наибольшей мере способствуют эффективному решению эко­логических проблем. Как уже упоминалось выше, они включа­ют плату за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес и иную растительность, животный мир) и за загрязнение окру- v жающей среды (выбросы, сбросы и т.п.), экологическое нало­гообложение, кредитный механизм в области природопользова­ния, систему внебюджетных экологических фондов и банков, экологическое страхование.

В рамках маркетинговой системы ФОССТИС имеются воз­можности по применению таких методов, как экономическое стимулирование охраны окружающей среды, а также лицензи­рование и организация системы договоров в области природо­пользования.

Ценообразование на продукцию природоэксплуатирующих и природохозяйственных отраслей, особенно экологически чис­тую продукцию и технологию, необходимо предусмотреть так же четко, как и экологическое предпринимательство. С этой экономической категорией тесно связана система экологиче­ской сертификации. Ее внедрение позволит поставить вопрос о формировании рынка экологических работ, товаров и услуг (маркетинг, инжиниринг, лизинг, биржи и др.).

Необходимость активного внедрения рыночных механизмов при организации природопользования подсказывает опыт США, Японии, ФРГ, где применяется так называемый «бабл-принцип» («принцип пузыря»): в качестве источника загрязне­ния окружающей среды берутся не отдельные элементы, на­пример дымовые трубы, а предприятие в целом. В пределах региона можно установить общие допустимые нормы сбросов и выбросов тех или иных загрязняющих веществ. Таким образом, предполагается, что предприятия находятся как бы в едином пространстве. При установлении стандарта качества среды конкретного региона (в рамках общих допустимых объемов сбросов и выбросов) предприятия будут сами определять вели­чины сбросов и выбросов.

Первый маркетинговый подход позволяет отказаться от еди­ных технических требований к источникам загрязнения и до­пускает возможность выбора фирмой различных способов дости­жения общих нормативов сбросов или выбросов. Он стимулирует внутрипроизводственное и межхозяйственное разделение труда с учетом необходимости снижения уровня загрязнения среды, благодаря чему создается возможность уменьшения совокупных издержек борьбы с загрязнением.

Предположим, что фирма решила использовать эффектив­ные и недорогие методы борьбы с отходами и благодаря этому может поддерживать уровень сбросов и выбросов загрязняю­щих веществ ниже установленного регионального стандарта. Другие же фирмы, которым борьба с отходами обходится доро­же, могут продолжать загрязнять среду, но в пределах общих региональных лимитов. В итоге, как показывают маркетинго­вые расчеты, совокупные затраты на достижение региональных стандартов в будущем окажутся меньше, чем если бы фирмы достигали их своими силами.

Второй маркетинговый подход к регулированию в регио­нальном масштабе предполагает прямые сделки между фирмами. Он удобен для новых фирм или для тех действующих, что под­вергаются модернизации. Прежде чем ввести их в строй в про-мышленно освоенных регионах, необходимо, чтобы предпри­ниматели в качестве компенсации экологического ущерба сни­зили уровень загрязнения на одном из действующих предпри­ятий в объеме, эквивалентном вводимому новому источнику загрязнения. Данный принцип разрешения на новое строитель­ство необходим, когда покупаются права на загрязнение у фирм, которым удалось достигнуть снижения сбросов или вы­бросов сверх установленных государством норм.

Если фирма купила эти излишки сокращений загрязнений какого-то предприятия, то она пелучит право на сверхнорма­тивный сброс или выброс того или иного загрязняющего веще­ства. Маркетинговый подход дает возможность перенести ры­ночные отношения на сферу природопользования, что отвечает общеэкономической стратегии страны в целом и регионов.

Третий маркетинговый подход предполагает, что фирмы, ко­торые уклоняются от установки собственного очистного обору­дования, должны будут оплатить часть стоимости такого обору­дования, уже имеющегося на других предприятиях и обеспечи­вающего уровень загрязнения среды данного региона в рамках общих нормативов. Расчеты показывают, что подобные сделки, охватывающие в основном предприятия одних и тех же объе­динений, компаний, позволяют применять внутрифирменную передачу (трансфер) прав на загрязнение среды, что значительно расширит маневренность крупных фирм в использовании инве­стиционных средств.

Все это даст некоторым фирмам возможность накапливать излишки сокращений загрязнений для того, чтобы в их рамках сохранять и даже расширять некоторые грязные производства, не нарушая при этом региональных экологических требований, поскольку не все предприятия способны обеспечить снижение уровня загрязнения до нормативов. Предлагаемые меры дадут импульс идее возникновения в некоторых регионах своеобраз­ных экологических банков. Прием вкладов в них будет происхо­дить в виде излишков сокращений выбросов и сбросов загряз­няющих веществ. Вклады как своеобразный капитал могут ис­пользовать не только сами вкладчики (для расширения необхо­димых грязных производств), но и другие фирмы и предпри­ятия. Последние будут платить банку чтобы таким образом сэ­кономить ресурсы на очистном оборудовании. Таким образом появятся как государственные, так и частные экологические банки вкладов излишков сокращений загрязнений. В результа­те, выполняя экологические требования, можно будет обеспе­чить экономическое и социальное развитие регионов, макси­мально используя имеющиеся ресурсы.

Маркетинговые подходы к экологическому регулированию в конечном итоге позволят предприятиям (фирмам) модернизи­ровать собственные возможности природопользования. В этой сфере появятся передовые технологии, что невозможно при командно-контрольном методе, который основан на проверке соответствия государственным и местным нормативам каждого типа производственного оборудования. Маркетинговые методы также будут способствовать развитию новой эколого-эко-Номической направленности обобществления регионального производства, позволят осуществить разделение труда и кооперацию внутри отдельных предприятий, фирм и между ними для достижения приемлемого уровня загрязнения среды конкрет­ного региона, а также разделение труда и кооперацию при производстве основной продукции и в отношении сбросов и выбросов.

Зарубежный опыт показал, что эффективность маркетинго­вых подходов к регулированию загрязнений тем выше, чем к большему эколого-экономическому обобществлению производ­ства в регионе они ведут. В частности, оказалось, что 65л процентный уровень снижения загрязнения атмосферного воз­духа при применении «бабл-принципа» (принципа «пузыря») был достигнут в 2 раза меньшими средствами, чем в случае применения традиционных мер контроля за каждым отдельным источником загрязнения. При маркетинговом подходе, т.е. торговле допусками на загрязнение между предприятиями, экономичность может возрасти более чем в 6 раз.

Маркетинговые подходы к регулированию неизбежно свя­заны с дифференцирующим воздействием на предприятия, т.е. природоохранные меры станут концентрироваться в основном на крупных предприятиях, где их себестоимость будет меньше, чем на мелких и средних.

Развитие российского рынка приведет к тому, что деятель­ность многих предприятий и фирм станет сильно зависеть от экологических и природно-ресурсных факторов регионов. И речь идет не только о системе налогов, платежей за природные ресурсы, за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и разме­щение отходов, о различных экологических льготах и санкциях, но и о государственных и общественных экологических экспер­тизах, которым подвергаются предплановая документация, обоснования, технико-экономические расчеты, предложения по нормативам, проекты, сами производственные объекты, их ан­тропогенные влияния на окружающую среду, технологии, обо­рудование, продукция, отходы.

Из зарубежного опыта хорошо известно, что экологические экспертизы вновь строящихся промышленных объектов могут вызывать в различных регионах страны последствия экономи­ческого, административного, правового и социально-полити­ческого характера, причем как стимулирующие размещение и развитие производительных сил, так и замедляющие их. Если в результате выявления экологической экспертизой недостатков

корректируется проект строительства или реконструкции про­изводства, оказавшегося вредным для окружающей среды, то время и ресурсы, затраченные на его переделку, затормозят развитие промышленности в данном регионе. Экспертиза должна отказывать экологически опасным проектам — техно­логиям и продукции.

Разработка и внедрение безотходных и малоотходных про­цессов, совершенствование существующих и создание новых очистных сооружений, перепрофилировка и существенное из­менение инфраструктуры и части сложившихся хозяйственных связей предприятий и фирм — все это, естественно, карди­нально повлияет на такой показатель, как себестоимость. Он, в свою очередь, воздействует на весь комплекс хозяйственных объектов, а также на экономическую и социальную обстановку в целом по региону. И результаты таких воздействий следует учитывать как государственным структурам и органам местного самоуправления, так и предпринимателям при размещении и развитии производительных сил в тех или иных регионах Рос­сии.

Научно-экономическая разработка организационно-методи­ческих основ и конкретного вычислительного инструментария включает в себя:

а) вычленение отдельных элементов из общей структуры;

б) количественную оценку и прогнозирование величин и
тенденций изменения спектра экологических и природно-ресурсных составляющих в сложных процессах колебаний курсов
акций различных предприятий и фирм;

в) создание специальной системы взаимоувязанных индек­сов для оперирования ими на биржах акций.

Величина индексов будет зависеть от состояния экономики, экологической об­становки и социальных условий жизни в данном регионе. Анализ и прогнозиро­вание изменения акций на рынке ценных бумаг помогут превентивно осуществ­лять рациональное распределение инвестиций, в том числе иностранных, с уче­том экономических показателей практики природопользования в регионах Рос­сии.

Более сложно обстоит дело с экологическим страхованием экологических рисков, которое может быть реально внедрено на практике. При этом следует постепенно совершенствовать ин­формационную базу, рынок перестраховочных услуг в этой об­ласти, необходимую законодательную и нормативную докумен­тацию. Тем самым будут подготавливаться предпосылки к распространению обязательного экологического страхования на все фирмы, компании и корпорации.

Для введения государственного обязательного экологиче­ского страхования (в отличие от добровольного) потребуется специальный закон Российской Федерации, который должен определить организации, специализирующиеся на осуществле­нии всех видов государственного экологического страхования. Эти же организации могут устанавливать порядок образования и функционирования государственного экологического страхо­вого фонда.

Государственное обязательное экологическое страхование может функционировать на основе следующих положений:

У определение отраслей, подотраслей и предприятий, под­лежащих страхованию в обязательном порядке;

V разработка отраслевых методик по экологическому стра­хованию;

S формирование банка статистических данных в тех отрас­лях, которые из-за нарушения экологической обстановки, бед­ствий, аварий и катастроф наносят наибольший ущерб окру­жающей среде;

S установление ставок страховых платежей с дифференциа­цией их по отраслям деятельности и объектам страхования, включая крупные концерны и корпорации;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.