Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управления охраной окружающей среды




Маркетинговый механизм

S организация обязательных аварийно-страховых фондов на предприятиях торговли, питания, складского хозяйства.

В целях обеспечения безопасности населения и окружаю­щей среды создаются единая государственная система контроля (мониторинга) радиационной обстановки на территории Рос­сии, а также банк данных с целью обобщения, анализа и выра­ботки рекомендаций по оздоровлению обстановки. Кроме того, проводятся анализы и экспертизы моделей возможных аварий­ных ситуаций на всех действующих предприятиях и объектах ядерно-энергетического цикла на территории страны.

Важными элементами осуществления экологической поли­тики являются разработка и реализация целевых государствен­ных программ охраны окружающей среды и рационального природопользования. Большая часть мероприятий, намечаемых в рамках этих программ, будет финансироваться за счет средств местных бюджетов, экологических фондов, отраслевых инве­стиционных фондов и собственных средств предприятий.

 

Маркетинговый механизм управления охраной окружающей среды основан на типологии рыночных методов. В настоящее время известны следующие основные группы методов управления:

· S административное регулирование, т.е. введение соответст­вующих нормативных стандартов и ограничений, которые должны соблюдать фирмы-производители, а также осуществле­ние прямого контроля и лицензирования процессов природо­пользования;

· S экономические стимулы, направленные на то, чтобы заин­тересовать фирму-производителя в рациональном природополь­зовании;

· S система платежей за загрязнение и экологических налогов;

· •S распределение прав на загрязнение и компенсационные пла­тежи.

Данные методы необходимо использовать на различных стадиях маркетингового процесса, воздействующего на окру­жающую среду. Это воздействие зависит от состава первичных ресурсов, специфики производственного процесса и применяе­мых природоохранных технологий, формирующих выбросы в окружающую среду.

Особая роль здесь отводится платежам и налогам за загряз­нение. Они представляют собой косвенные рычаги воздействия и выражаются в установлении платы за выбросы или сбросы, за использование первичных ресурсов, конечную продукцию или технологию, причем она должна соответствовать социально-экономическому ущербу от загрязнения или определяться по какому-либо другому показателю (например, экономической оценке ассимиляционного потенциала природной среды). На­логи на загрязнение и платежи предоставляют максимальную свободу загрязнителю в выборе стратегии сочетания степени очистки и платы за остаточный выброс. Если природоохранные издержки низки, то фирма значительно сократит выбросы, вместо того чтобы платить налог. Предполагается, что она мо­жет сократить их до оптимального уровня, когда прирастающие затраты на добавочную очистку становятся равными ставке платежа.

Хотя чисто внешне по воздействию на предприятие налоги и платежи эквивалентны, необходимо все же провести грань между этими двумя инструментами. Когда мы произносим сло­во «налог», то подразумеваем, что, во-первых, он направляется в бюджет, а во-вторых, нет особых причин, кроме пополнения казны, чтобы его вводить. Когда говорится о платеже, то уже сразу подразумевается, что плательщик оплачивает что-то. В данном случае платеж за загрязнение — это плата за право пользования ассимиляционным потенциалом природной среды.

Пользователь этого ресурса платит за него так же, как он пла­тит за приобретаемое сырье, электроэнергию и т.д.

Платежи пользователей на покрытие административных расходов могут включать плату за получение разрешения или лицензии, а также другие номинальные платежи, соответст­вующие величине выбросов и покрывающие издержки на раз­дачу разрешений и лицензий. Эти платежи в целом меньше платежей за загрязнение и имеют ограниченное воздействие на уровень выбросов фирмы. Скорее всего их надо рассматривать как лицензионный сбор, который сопровождается выдачей ли­цензии.

Субсидии представляют собой специальные выплаты фир­мам-загрязнителям за сокращение выбросов. Среди субсидий наиболее часто встречаются инвестиционные налоговые креди­ты, займы с уменьшенной ставкой процента, гарантии займов, обеспечение ускоренной амортизации природоохранного обо­рудования, средства на регулирование цен первичных ресурсов и конечной продукции.

Если считать, что права собственности на окружающую среду принадлежат всему обществу в целом, то фирмы-загря­знители должны нести обязательную ответственность за при­чиненный ущерб. Если налог на загрязнение или плата за вы­бросы отражают предельный ущерб, определенный до акта вы­броса, то в системе обязательной ответственности за ущерб рассчитывается по факту выброса (после него) конкретно для каждого случая. Иначе говоря, нанесшая ущерб фирма обязана либо каким-то образом его компенсировать, либо провести очистку нарушенного природного объекта, либо выплатить компенсации пострадавшим, либо сделать еще что-то. С этой целью оформляются специальные документы, закрепляющие обязательства на осуществление природоохранной деятельности под соответствующий залог.

Данный подход особенно эффективен, если число загрязни­телей и их жертв ограничено, а размер загрязнения и его состав легко отследить. Необходимо различать аварийные выбросы и восстановление экосистемы после осуществления определен­ной деятельности (рекультивация земель).

В первом случае фирма может лишь прогнозировать буду­щий ущерб и принимать все меры, чтобы его не допустить. Но если такой ущерб будет нанесен, виновник полностью компен­сирует его. В качестве гарантий здесь могут выступать активы Фирмы, в том числе страховой полис и т.п.

Во втором случае примерные масштабы будущего ущерба известны, если речь идет, например, о добыче полезных иско­паемых. В качестве гарантий здесь выступает денежный депо­зит, вносимый фирмой. Если она сама проведет рекультивацию земель, то получит свой депозит обратно, если нет, то суммы депозита должно хватить, чтобы рекультивацию провел кто-нибудь другой. Свою ответственность по компенсации ущерба загрязнитель может переложить на посредника, внося плату за загрязнение по ставкам, соответствующим экономической оценке ассимиляционного потенциала. Он, как мы говорили раньше, оплачивает в том числе и ущерб, т.е. должен рассчитаться с жертвой загрязнения.

Система целевого резервирования средств на утилизацию от­ходов (залогов) используется для создания стимула у потребите­лей на осуществление дополнительных издержек. В момент по­купки товара, предопределяющей предстоящее загрязнение, осуществляется вклад, который возвращается с процентами по­сле утилизации отходов, (например, покупка батареек, напит­ков в жестяных банках и т.п.) Известны случаи применения данной системы для стимулирования восстановления и утили­зации отработанных масел, рециклирования озоноразрушаю-щих веществ.

Информационные системы, служащие для обеспечения пол­ноты информации и свободы ознакомления с ней, играют роль, подобную экономическим стимулам. Если фирмы предостав­ляют всю информацию, то потребители или жители близлежа­щих территорий оповещаются о размерах загрязнения или вредных веществах в продукции. Информированность (анти­реклама) ведет к изменению спроса на продукцию, обеспечивая сокращение загрязнения, использование соответствующих пер­вичных ресурсов или типов технологии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.